Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности теорий мотивации и их использование в системе менеджмента.
Основные задачи курсовой работы:
- дать общее понятие о мотивации и мотивационном процессе;
- рассмотреть теории содержания мотивации;
- раскрыть сущность теорий процесса мотивации;
- уяснить, как используются мотивационные механизмы в практике менеджмента;
- дать анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ – Ачинск».
Введение………………………………………………………………………...……3
1 Мотивация………………………………………………….………………………5
1.1 Общая характеристика процесса мотивации………….……………………….5
1.2 Исторический аспект проблемы……………………….………………………..7
1.3 Мотивационный процесс……………………………….……………………….8
2 Теории содержания мотивации……………………..…….………………………9
2.1 Теория иерархии потребностей Маслоу……………….……………………….9
2.2 Теории ERG Альдерфера ……………………………….…………………..…12
2.3 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда…….………………....13
2.4 Теория двух факторов Герцберга……………………………….….………….16
3 Теории процесса мотивации…………………………………….……………….19
3.1 Теория ожидания…………………………………………...…….…………….19
3.2 Теория постановки целей………………………………….…….……………..22
3.3 Теория равенства…………………………………...…………….…………….24
3.4 Концепция партисипативного управления……………………….……..……26
4 Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента……...29
5 Анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ Ачинск»…....….34
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы………………...……………………………44
Оплата
труда работников происходит в полном
соответствии с их трудовым вкладам в
конечные результаты труда коллектива,
в том числе по повышению качества выпускаемой
продукции.
Оплата труда не ограничивается рамками
заработанных коллективом средств. Контрактные
оклады руководителям и специалистам
в течение года пересматриваются, т.е.
могут быть увеличены или уменьшены. Контрактной
системой предусматривается вознаграждения
за производственно-хозяйственные результаты
работы на основании действующих положений.
Для поддержания уровня квалификации
работников, диктуемого производственной
необходимостью, проводится ежегодная
аттестация кадров. По результатам аттестации
разрабатывается план организации повышения
квалификации и переподготовки персонала,
а затем совершаются кадровые перестановки.
Приоритет по решению генерального директора отдается молодым, перспективным работникам, тем самым привязывая специалистов к предприятию, давая возможность проявить себя в наибольшей степени.
Удовлетворенность персонала повышается также за счет создания здоровой рабочей атмосферы в коллективе, организации технически оснащенных рабочих мест, участия в управлении изменениями в деятельности организации.
При
оценке и прогнозировании предприятия
в этой области большое внимание
уделяется точности и четкости в
действиях администрации, повышается
эффективность сбора и обмена информацией,
учитывается быстрота ответов на запросы
я жалобы, поступающих от сотрудников,
обязательно проводится оценка результатов
обучения работников.
Таким образом, осуществляя продуманную
стратегии в вопросах управления персоналом,
РУСАЛ Ачинск успешно работает и добивается
хороших результатов производительности
труда.
Для проведения исследования на предприятии РУСАЛ Ачинск было опрошено 172 человека путем анкетирования.
Цель исследования: определить показатели удовлетворенности трудом, в какой мере они способствуют повышению удовлетворенности, на какие из них следует обратить особое внимание.
Объект исследования: рабочие предприятия, которые являются источником информации о факторах удовлетворенности трудом, о предпочтении тех или иных видов поощрения.
Предмет исследования: предметом исследования данной программы являются удовлетворенность работников трудом, а так же условия и факторы, оказывающие на нее прямое или косвенное влияние.
Исследование:
1. «Желаете ли вы перейти на другую работу?»
Более 85% ответили «нет».
2. «В какой мере Вас удовлетворяет заработная плата?».
Подавляющее большинство опрошенных хотели бы получать больше.
3.
«Удовлетворены ли вы
42,44%
опрошенных вполне
4.
Удовлетворенность
Вполне удовлетворяют – 13,37%
Частично удовлетворяют – 45,35%
Не удовлетворяют – 32,56%
Затрудняюсь ответить – 8,72%
5.
Удовлетворенность моральными
Вполне удовлетворяют – 35,47%
Частично удовлетворяют – 22,67%
Не удовлетворяют – 26,74%
Затрудняюсь
ответить – 15,12%
6.
Удовлетворенность условиями
Вполне удовлетворяют – 27,91%
Частично удовлетворяют – 37,21%
Не удовлетворяют – 33,14%
Затрудняюсь ответить – 1,74%
Состояние охраны труда работников.
Вполне удовлетворяют – 54,65%
Частично удовлетворяют – 33,14%
Не удовлетворяют – 9,30%
Затрудняюсь ответить – 2,91%
7.
Изучить социально-психологический климат
в коллективе.
Сейчас отношения между рабочими и менеджерами
стали одним из ключевых условий «нормальной
работы», что связано с резко возросшей
зависимостью занятости и заработка рабочих
от мастера, начальника цеха.
Абсолютное большинство респондентов
оценило свои отношения с товарищами по
работе и отношения с непосредственным
руководством как вполне хорошие (85,5% и
75% соответственно). Почти треть (около
29%) охарактеризовала взаимоотношения
в коллективе как «полная доброжелательность
и взаимопомощь», а остальные две трети
(около 57,6%) считают в основном хорошие.
Так как социально-психологический климат
в целом на предприятии благоприятный
и его нельзя считать показателем неудовлетворенности
трудом.
8,
«Какие из форм поощрения
На первое место вышло денежное вознаграждение, затем идет отметка в трудовую книжку, награждение ценным подарком.
Выводы:
1.
Неоспоримым фактором, влияющим
на удовлетворенность трудом
– является материальное
2. По-видимому, существующая на предприятии система моральных поощрений не является фактором, значительно влияющим на удовлетворенность трудом.
3. Существующие на предприятии меры по охране труда, по обеспечению санитарно-гигиенических условий труда, забота о бытовых нуждах работников так же не являются определяющими факторами, влияющими на удовлетворенность трудом.
4. Работники адаптируются к неудовлетворительным условиям труда, готовы поступиться ими ради сносной зарплаты, охрана труда и санитарно-гигиенические условия уходят на второй план. Работники ценят рост зарплаты и стабильность работы, что отражается в вопросах о нормировании труда и смене работы.
5.
Социально-психологический
Рекомендации:
1.
Развитие форм морального
2.
Выявление причин недовольства
сотрудников санитарно-
3.
Пересмотр нормативов труда,
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены основные вопросы:
- теории мотивации;
-
использование теорий
При написании работы поставлены следующие задачи:
-
дать общее понятие о
- рассмотреть теории содержания мотивации;
-
раскрыть сущность теорий
-
уяснить, как используются
- дать анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ – Ачинск».
В результате написания курсовой работы я пришла к следующим выводам:
1.
Путь к эффективному
2.
Мотивация, рассматриваемая
Первая стадия – возникновение потребностей;
Вторая стадия – поиск путей устранения потребности;
Третья стадия – определение целей (направления действия);
Четвертая стадия – осуществление действия;
Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия;
Шестая стадия – устранение потребности.
3. Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.
4. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Это теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства и теория партисипативного управления.
5. Разобрана система мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ – Ачинск» и даны соответствующие рекомендации.
Важнейшая задача менеджера – побуждение работников к эффективному труду на благо организации. В течение многих сотен лет считалось, что основным мотиватором деятельности человека служат деньги. Однако в последние десятилетия установлено, что побудителем активной деятельности является не только меркантильный интерес работника. Это стало возможно благодаря изучению процесса труда психологами, определившими, что для человека важно удовлетворить потребности в социальном общении, уважении, самореализации, в безопасности, самоуважении и т.п.
Однако
истинные побуждения, заставляющие отдавать
работе максимум усилий, трудно определить
и они очень сложны и индивидуальны.
Список использованной литературы
1. Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие. - [Текст] – М.: Издательство «Питер», 2000. – 160 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – [Текст] - 3-е изд. – М.: Гардарики, 1999. – 528 с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов.- [Текст] – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 511 с.
4. Гребцова В.Е. Менеджмент: Учебное пособие.- [Текст] – М. Ростов н / Д : Феникс, 200. – 288 с.
5. Грибов В.Д. Менеджмент: Учебное пособие. - [Текст] – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 280 с.
6. Зельдович Б.З. Менеджмент: Учебник. - [Текст] – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 591 с.
7.
Костров А.В. Основы
8.
Кравченко А.И. История
9. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учебное пособие. - [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2000. – 160 с.
10. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. - [Текст] – М.: ИНФРА – М, 2003. – 288 с.
11.
Репина Е.А. Основы
12. Русинов Ф.М., Раза М.Л. Менеджмент: Учебник. - [Текст] – М.: ФБК – ПРЕСС, 1999. – 504 с.
13.
Семенова И.И. История
14. Смирнова Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений. - [Текст] - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 352 с.
15. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. - [Текст] – М.: Издательский дом «Нева», 2003. – 288 с