Теории мотивации и их использование в системе менеджмента на предприятии ОАО "РУСАЛ-Ачинск"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности теорий мотивации и их использование в системе менеджмента.
Основные задачи курсовой работы:
- дать общее понятие о мотивации и мотивационном процессе;
- рассмотреть теории содержания мотивации;
- раскрыть сущность теорий процесса мотивации;
- уяснить, как используются мотивационные механизмы в практике менеджмента;
- дать анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ – Ачинск».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...……3
1 Мотивация………………………………………………….………………………5
1.1 Общая характеристика процесса мотивации………….……………………….5
1.2 Исторический аспект проблемы……………………….………………………..7
1.3 Мотивационный процесс……………………………….……………………….8
2 Теории содержания мотивации……………………..…….………………………9
2.1 Теория иерархии потребностей Маслоу……………….……………………….9
2.2 Теории ERG Альдерфера ……………………………….…………………..…12
2.3 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда…….………………....13
2.4 Теория двух факторов Герцберга……………………………….….………….16
3 Теории процесса мотивации…………………………………….……………….19
3.1 Теория ожидания…………………………………………...…….…………….19
3.2 Теория постановки целей………………………………….…….……………..22
3.3 Теория равенства…………………………………...…………….…………….24
3.4 Концепция партисипативного управления……………………….……..……26
4 Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента……...29
5 Анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ Ачинск»…....….34
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы………………...……………………………44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Теории мотивации и их использование в системе менеджмента на предприятии ОАО РУСАЛ-Ачинск.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     Оплата  труда работников происходит в полном соответствии с их трудовым вкладам в конечные результаты труда коллектива, в том числе по повышению качества выпускаемой продукции.  
Оплата труда не ограничивается рамками заработанных коллективом средств. Контрактные оклады руководителям и специалистам в течение года пересматриваются, т.е. могут быть увеличены или уменьшены. Контрактной системой предусматривается вознаграждения за производственно-хозяйственные результаты работы на основании действующих положений. 
Для поддержания уровня квалификации работников, диктуемого производственной необходимостью, проводится ежегодная аттестация кадров. По результатам аттестации разрабатывается план организации повышения квалификации и переподготовки персонала, а затем совершаются кадровые перестановки.

     Приоритет по решению генерального директора отдается молодым, перспективным работникам, тем самым привязывая специалистов к предприятию, давая возможность проявить себя в наибольшей степени.

     Удовлетворенность персонала повышается также за счет создания здоровой рабочей атмосферы в коллективе, организации технически оснащенных рабочих мест, участия в управлении изменениями в деятельности организации.

     При оценке и прогнозировании предприятия  в этой области большое внимание уделяется точности и четкости в  действиях администрации, повышается эффективность сбора и обмена информацией, учитывается быстрота ответов на запросы я жалобы, поступающих от сотрудников, обязательно проводится оценка результатов обучения работников.  
Таким образом, осуществляя продуманную стратегии в вопросах управления персоналом, РУСАЛ Ачинск успешно работает и добивается хороших результатов производительности труда.
 

     Для проведения исследования на предприятии  РУСАЛ Ачинск было опрошено 172 человека путем анкетирования.

     Цель  исследования: определить показатели удовлетворенности трудом, в какой мере они способствуют повышению удовлетворенности, на какие из них следует обратить особое внимание.

     Объект  исследования: рабочие предприятия, которые являются источником информации о факторах удовлетворенности трудом, о предпочтении тех или иных видов поощрения.

     Предмет исследования: предметом исследования данной программы являются удовлетворенность  работников трудом, а так же условия  и факторы, оказывающие на нее  прямое или косвенное влияние.

     Исследование:

     1. «Желаете ли вы перейти на другую работу?»

     

     Более 85% ответили «нет».

     2. «В какой мере Вас удовлетворяет заработная плата?».

     Подавляющее большинство опрошенных хотели бы получать больше.

     3. «Удовлетворены ли вы нормированием  труда?»

     

     42,44% опрошенных вполне удовлетворены  нормированием труда, 27,91% частично  удовлетворены, всего 10,47% не удовлетворены  и 19,19 затруднились ответить на  поставленный вопрос.

     4. Удовлетворенность материальными  поощрениями за труд.

     

     Вполне  удовлетворяют – 13,37%

     Частично  удовлетворяют – 45,35%

     Не  удовлетворяют – 32,56%

     Затрудняюсь ответить – 8,72%

     5. Удовлетворенность моральными поощрениями  за труд:

     

     Вполне  удовлетворяют – 35,47%

     Частично  удовлетворяют – 22,67%

     Не  удовлетворяют – 26,74%

     Затрудняюсь ответить – 15,12% 
 
 
 
 

     6. Удовлетворенность условиями труда

     

     Вполне  удовлетворяют – 27,91%

     Частично  удовлетворяют – 37,21%

     Не  удовлетворяют – 33,14%

     Затрудняюсь ответить – 1,74%

     Состояние охраны труда работников.

     

     Вполне  удовлетворяют – 54,65%

     Частично  удовлетворяют – 33,14%

     Не  удовлетворяют – 9,30%

     Затрудняюсь ответить – 2,91%

     7. Изучить социально-психологический климат в коллективе. 
Сейчас отношения между рабочими и менеджерами стали одним из ключевых условий «нормальной работы», что связано с резко возросшей зависимостью занятости и заработка рабочих от мастера, начальника цеха.  
Абсолютное большинство респондентов оценило свои отношения с товарищами по работе и отношения с непосредственным руководством как вполне хорошие (85,5% и 75% соответственно). Почти треть (около 29%) охарактеризовала взаимоотношения в коллективе как «полная доброжелательность и взаимопомощь», а остальные две трети (около 57,6%) считают в основном хорошие. Так как социально-психологический климат в целом на предприятии благоприятный и его нельзя считать показателем неудовлетворенности трудом.

     8, «Какие из форм поощрения наиболее  значимы?»

     На  первое место вышло денежное вознаграждение, затем идет отметка в трудовую книжку, награждение ценным подарком.

     Выводы:

     1. Неоспоримым фактором, влияющим  на удовлетворенность трудом  – является материальное поощрение  за труд.

     2. По-видимому, существующая на предприятии система моральных поощрений не является фактором, значительно влияющим на удовлетворенность трудом.

     3. Существующие на предприятии меры по охране труда, по обеспечению санитарно-гигиенических условий труда, забота о бытовых нуждах работников так же не являются определяющими факторами, влияющими на удовлетворенность трудом.

     4. Работники адаптируются к неудовлетворительным условиям труда, готовы поступиться ими ради сносной зарплаты, охрана труда и санитарно-гигиенические условия уходят на второй план. Работники ценят рост зарплаты и стабильность работы, что отражается в вопросах о нормировании труда и смене работы.

     5. Социально-психологический климат  на предприятии устойчивый, что  свидетельствует о положительном  влиянии на процесс труда. 

     Рекомендации:

     1. Развитие форм морального поощрения  труда.

     2. Выявление причин недовольства  сотрудников санитарно-гигиеническими  нормами и охраной труда и  их детальное рассмотрение.

     3. Пересмотр нормативов труда, более  детальное изучение и применение на практике

Заключение

     В курсовой работе были рассмотрены основные вопросы:

     - теории мотивации;

     - использование теорий мотивации  в системе менеджмента.

     При написании работы поставлены следующие  задачи:

     - дать общее понятие о мотивации  и мотивационном процессе;

     - рассмотреть теории содержания мотивации;

     - раскрыть сущность теорий процесса  мотивации;

     - уяснить, как используются мотивационные  механизмы в практике менеджмента;

     - дать анализ системы мотивации  на предприятии ОАО «РУСАЛ  – Ачинск».

     В результате написания курсовой работы я пришла к следующим выводам:

     1. Путь к эффективному управлению  человеком лежит через понимание  его мотивации. Только зная  то, что движет человеком, что  побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе  его действий, можно пытаться  разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.

     2. Мотивация, рассматриваемая как  процесс, теоретически может быть  представлена в виде шести  следующих одна за другой стадий:

     Первая  стадия – возникновение потребностей;

     Вторая  стадия – поиск путей устранения потребности;

     Третья  стадия – определение целей (направления  действия);

     Четвертая стадия – осуществление действия;

     Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия;

     Шестая  стадия – устранение потребности.

     3. Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.

     4. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как  строится процесс мотивации и  как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Это теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства и теория партисипативного управления.

     5. Разобрана система мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ – Ачинск» и даны соответствующие рекомендации.

     Важнейшая задача менеджера – побуждение работников к эффективному труду на благо  организации. В течение многих сотен  лет считалось, что основным мотиватором  деятельности человека служат деньги. Однако в последние десятилетия установлено, что побудителем активной деятельности является не только меркантильный интерес работника. Это стало возможно благодаря изучению процесса труда психологами, определившими, что для человека важно удовлетворить потребности в социальном общении, уважении, самореализации, в безопасности, самоуважении и т.п.

     Однако  истинные побуждения, заставляющие отдавать работе максимум усилий, трудно определить и они очень сложны и индивидуальны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

     1. Большаков А.С. Менеджмент: Учебное  пособие. - [Текст] – М.: Издательство  «Питер», 2000. – 160 с.

     2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – [Текст] - 3-е изд. – М.: Гардарики, 1999. – 528 с.

     3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов.- [Текст] – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 511 с.

     4. Гребцова В.Е. Менеджмент: Учебное  пособие.- [Текст]  – М. Ростов  н / Д : Феникс, 200. – 288 с.

     5. Грибов В.Д. Менеджмент: Учебное  пособие. - [Текст]  – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 280 с.

     6. Зельдович Б.З. Менеджмент: Учебник. - [Текст]  – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 591 с.

     7. Костров А.В. Основы информационного  менеджмента: Учебное пособие.- [Текст]  – М.: Финансы и статистика, 2001. – 336 с.

     8. Кравченко А.И. История менеджмента:  Учебное пособие для студентов  вузов. - [Текст] – М.: Академический  проект, 2000. – 352 с.

     9. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное  поведение: Учебное пособие. - [Текст]  – М.: Финансы и статистика, 2000. – 160 с.

     10. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский  Л.Е. Менеджмент: Учебник. - [Текст]  – М.: ИНФРА – М, 2003. – 288 с.

     11. Репина Е.А. Основы менеджмента:  Учебное пособие. - [Текст]  – М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и К», Ростов н / Д:  Академцент, 2008. – 240 с.

     12. Русинов Ф.М., Раза М.Л. Менеджмент: Учебник. - [Текст] – М.: ФБК – ПРЕСС, 1999. – 504 с.

     13. Семенова И.И. История менеджмента:  Учебное пособие для вузов.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

     14. Смирнова Г.Б. Менеджмент: Учебное  пособие для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений. - [Текст] - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 352 с.

     15. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. - [Текст] – М.: Издательский дом «Нева», 2003. – 288 с

Информация о работе Теории мотивации и их использование в системе менеджмента на предприятии ОАО "РУСАЛ-Ачинск"