Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности теорий мотивации и их использование в системе менеджмента.
Основные задачи курсовой работы:
- дать общее понятие о мотивации и мотивационном процессе;
- рассмотреть теории содержания мотивации;
- раскрыть сущность теорий процесса мотивации;
- уяснить, как используются мотивационные механизмы в практике менеджмента;
- дать анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ – Ачинск».
Введение………………………………………………………………………...……3
1 Мотивация………………………………………………….………………………5
1.1 Общая характеристика процесса мотивации………….……………………….5
1.2 Исторический аспект проблемы……………………….………………………..7
1.3 Мотивационный процесс……………………………….……………………….8
2 Теории содержания мотивации……………………..…….………………………9
2.1 Теория иерархии потребностей Маслоу……………….……………………….9
2.2 Теории ERG Альдерфера ……………………………….…………………..…12
2.3 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда…….………………....13
2.4 Теория двух факторов Герцберга……………………………….….………….16
3 Теории процесса мотивации…………………………………….……………….19
3.1 Теория ожидания…………………………………………...…….…………….19
3.2 Теория постановки целей………………………………….…….……………..22
3.3 Теория равенства…………………………………...…………….…………….24
3.4 Концепция партисипативного управления……………………….……..……26
4 Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента……...29
5 Анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ Ачинск»…....….34
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы………………...……………………………44
- Группы потребностей находится в иерархическом расположении по отношению друг к другу.
- Потребности, ели они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.
- Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность.
- Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.
-
Потребности более высокого
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей.
Физиологические потребности. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Данные потребности в значительной мере связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека.
Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человеку. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся избегать волнительных ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу, в первую очередь, с точки зрения обеспечения им стабильного существования в будущем.
Потребности
принадлежности и причастности. Человек
стремится к участию в
Потребности признания и самоутверждения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач.
Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы.
Теория иерархического построения потребностей Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей. [4]
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.
Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).
Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.
В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что и потребность признания и самовыражения также может оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе ее удовлетворения (рис. 1).
Рис. 1. Пирамида Маслоу
На основе систематизации и объединения в определенную совокупность потребностей, форм их проявления в поведении человека и возможных средств удовлетворения потребностей может быть составлена таблица, показывающая связь отдельных средств мотивирования с пирамидой потребностей Маслоу (табл. 1).
Таблица 2
Пример связи потребностей, их проявления и средств удовлетворения
Группы потребностей | Форма проявления потребностей | Средства удовлетворения потребностей |
самовыражение | стремление к достижению результатов | предоставление творческой работы |
признание и самоутверждение | желание занимать определенное положение в коллективе | присвоение рангов или званий |
безопасность | стремление к предотвращению опасных изменений | создание системы страхования |
физиологические потребности | желание регулярно и качественно питаться | создание легкодоступных систем питания |
2.2 Теории ERG Альдерфера
Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три:
- потребности существования;
- потребности связи;
- потребности роста.
Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу. [2]
Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение иерархии потребностей теории Маслоу и теории Альдерфера
Эти три группы потребностей, так же, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание чело века на этот уровень. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз. [10]
Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.
Наличие
двух направлений движения в удовлетворении
потребностей открывает дополнительные
возможности в мотивировании людей в организации.
Например, если у организации нет достаточных
возможностей для удовлетворения потребности
человека в росте, то, разочаровавшись,
он может с повышенным интересом переключиться
на потребность связи. И в данном случае
организация сможет предоставлять ему
возможности для удовлетворения данной
потребности, увеличивая тем самым свой
потенциал мотивирования данного человека.
[5]
2.3 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда
Широко распространенной концепцией потребностей, определяющих мотивацию человека к деятельности, является концепция МакКлелланда, связанная с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. В соответствии с идеями МакКлелланда, эти потребности, если они достаточно сильно присутствуют у человека, оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь и что они могут сделать. Люди с выраженной потребностью достижения склонны делать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной связи от осуществленных ими действий и принятых решений. Им нравится принимать решения и отвечать за решение задачи, они одержимы теми задачами, которые решают, и легко берут на себя персональную ответственность. [2]
МакКлелланд на основе проведенных исследований пришел к выводу, что данная потребность может быть отнесена не только к характеристике отделенных людей, но и к характеристике отдельных обществ. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо развивающуюся экономику. И наоборот, в обществах, характеризуемых низкой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается.
Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям. Индивиды с высокой потребностью соучастия предпочитают занимать в организации такие позиции и выполнять такую работу, которые позволяют им находиться в активном взаимодействии с людьми, как со своими коллегами, так и с клиентами. [12]
Потребность властвовать так же, как и две предыдущие, является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей.
Лица с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две, в принципе взаимоисключающие друг друга, группы. Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради властвования. В первую очередь их привлекает сама возможность командовать другими.
Ко второй группе относятся те лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Эти люди удовлетворяют свою потребность властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе достижения целей.
МакКлелланд считает, что из трех рассматриваемых в его концепции потребностей (достижение, соучастие и властвование) для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа. Поэтому исключительно важно, чтобы работа руководителя, с одной стороны, давала возможность менеджерам удовлетворять эту потребность, а с другой — способствовала развитию этой потребности. [2]
Потребности
достижения, соучастия и властвования
в концепции МакКлелланда не исключают
друг друга и не расположены иерархически,
как это было представлено в концепциях
Маслоу и Альдерфера. Более того, проявление
влияния этих потребностей на поведение
человека сильно зависит от их взаимовлияния..
По-видимому, нельзя делать однозначно
жестких выводов о том, в каком направлении
воздействуют друг на друга три рассматриваемых
потребности. Однако совершенно очевидно,
что необходимо принимать во внимание
их взаимовлияние при анализе мотивации
человека, при анализе поведения и выработке
методов управления человеком.