Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности теорий мотивации и их использование в системе менеджмента.
Основные задачи курсовой работы:
- дать общее понятие о мотивации и мотивационном процессе;
- рассмотреть теории содержания мотивации;
- раскрыть сущность теорий процесса мотивации;
- уяснить, как используются мотивационные механизмы в практике менеджмента;
- дать анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ – Ачинск».
Введение………………………………………………………………………...……3
1 Мотивация………………………………………………….………………………5
1.1 Общая характеристика процесса мотивации………….……………………….5
1.2 Исторический аспект проблемы……………………….………………………..7
1.3 Мотивационный процесс……………………………….……………………….8
2 Теории содержания мотивации……………………..…….………………………9
2.1 Теория иерархии потребностей Маслоу……………….……………………….9
2.2 Теории ERG Альдерфера ……………………………….…………………..…12
2.3 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда…….………………....13
2.4 Теория двух факторов Герцберга……………………………….….………….16
3 Теории процесса мотивации…………………………………….……………….19
3.1 Теория ожидания…………………………………………...…….…………….19
3.2 Теория постановки целей………………………………….…….……………..22
3.3 Теория равенства…………………………………...…………….…………….24
3.4 Концепция партисипативного управления……………………….……..……26
4 Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента……...29
5 Анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ Ачинск»…....….34
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы………………...……………………………44
Внутренние процессы, приводящие к удовлетворенности, в основном связаны с тем, как человек оценивает полученный им результат с точки зрения соотнесения его с поставленной целью. Если цель достигнута, выполнена взятая на себя задача, то человек испытывает чувство удовлетворенности. Если же нет, то это вызывает неудовлетворенность.
Внешними процессами, влияющими на удовлетворенность или же неудовлетворенность человека достигнутыми результатами, являются процессы реакции на результаты труда со стороны окружения, оценка окружением исполнения. Если окружение позитивно реагирует (благодарность руководства, продвижение по службе, повышение оплаты, похвала коллег и т.п.), то это вызывает удовлетворение, если нет, то приводит к неудовлетворенности.
Достаточно ясная и логически стройная теория постановки цели не столь проста в практической реализации, так как отсутствует один канонизированный путь ее реализации.
Во-первых, она не обладает унифицированностью применения для всех людей. Существует разная степень целевой ориентации у различных групп людей, отличающихся друг от друга по полу, возрасту, образованию, профилю деятельности и т.п.
Во-вторых, нет однозначного ответа на вопрос о том, кто и как должен ставить цели. Должны ли цели быть заданы руководством либо же они на основе широкого участия и обсуждения должны определяться теми, кто их будет достигать.
В-третьих,
много неопределенностей
В-четвертых,
отсутствует однозначный ответ
на вопрос о том, на что должно быть
направлено стимулирование. Должно ли
оно ориентироваться
3.3 Теория равенства
Одним из постоянных стремлений людей является желание получать справедливую оценку своим действиям. Люди, хотя и не в одинаковой степени, желают, чтобы к ним относились справедливо. При этом справедливость связывается с равенством, в сравнении с отношением к другим и оценке их действий. Если человек считает, что к нему подходят так же, как к другим, без дискриминации, оценивают его действия с тех же позиций, что и действия других, то он ощущает справедливость отношения к себе и чувствует себя удовлетворенным. Если же равенство нарушается, если отдельные члены организации получают незаслуженно высокую оценку и вознаграждение, то человек чувствует себя обиженным, и это приводит к расстройству и неудовлетворенности. При этом неудовлетворенность может наступить даже тогда, когда человек получает высокое по отношению к затратам его труда вознаграждение. Влияние данного момента на взаимоотношение человека с организацией положено в основу одной из теорий мотивационного процесса — теории равенства. [11]
Основателем теории равенства является Стейси Адамс который сформулировал положения этой теории. Основная идея теории равенства состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. И на основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой или нет, человек модифицирует свое поведение.
Теория равенства говорит, что для человека очень важно то, как соотносится его норма с нормой других. Если нормы равны, то человек, даже и при меньшем вознаграждении, ощущает справедливость, так как в данном случае имеется равенство. Если его норма ниже, то он считает, что его вознаграждение недостаточно. Если же его норма выше, то он считает, что его излишне вознаграждают. [2]
В том случае, если индивид считает, что он вознагражден недостаточно или излишне, у него возникает чувство неудовлетворенности (во втором случае это чувство менее выражено). Считая несправедливой и неравной оценку своего труда, человек теряет мотивацию к активным созидательным, с точки зрения целей организации, действия, что приводит ко многим негативным последствиям. Адамс выделяет шесть возможных реакций человека на состояние неравенства:
1. Человек может решить для себя, что надо сократить затраты, что не надо много работать, затрачивать большие усилия.
2. Индивид может предпринимать попытку увеличить вознаграждение. Он будет требовать повышения оплаты, продвижения по службе, улучшения условий труда. Возможна и криминальная реакция.
3. Человек может провести переоценку своих возможностей. Он может решить, что неверно думал о своих способностях.
4. Реакцией на неравенство может быть попытка индивида повлиять на организацию и сравниваемых лиц либо с целью заставить эти лица увеличить затраты, либо же с целью добиться уменьшения их вознаграждения.
5. Человек может изменить для себя объект сравнения, решив, что лицо или группа лиц, с которыми он сравнивается, находятся в особых условиях.
6. Человек может попытаться перейти в другое подразделение или же даже совсем покинуть организацию.
Теория
равенства позволяет сделать
несколько очень важных выводов
для практики управления людьми в
организации. Так как восприятие
носит субъективный характер, очень
важно, чтобы была широко доступна информация
о том, кто, как, за что и сколько получает
вознаграждения. Особенно важно, чтобы
существовала ясная система оплаты, отвечающая
на вопрос о том, какие факторы определяют
величину оплаты. Важным выводом из теории
равенства является то, что люди ориентируются
на комплексную оценку вознаграждения.
Оплата труда играет важную роль в этой
комплексной оценке, но далеко не единственную
и не обязательно определяющую. Поэтому
менеджеры должны это учитывать, если
они стараются создавать атмосферу равенства
в коллективе.
3.4 Концепция партисипативного управления
Человек в организации проявляет себя не только как исполнитель определенной работы или определенной функции. Он проявляет заинтересованность в том, как организована его работа, в каких условиях он работает, в том, как его работа сказывается на деятельности организации. То есть у него имеется естественное стремление участвовать в протекающих в организации процессах, которые связаны с его деятельностью в организации, но при этом выходят за рамки его компетенции, за рамки выполняемой им работы и решаемых им задач.
Концепция партисипативного управления исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно. Во-первых, считается, что партисипативное управление, открывая работнику доступ к принятию решения по поводу вопросов, связанных с его функционированием в организации, мотивирует человека к лучшему выполнению своей работы. Во-вторых, партисипативное управление не только способствует тому, что работник лучше справляется со своей работой, но и приводит к большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь организации, т.е. происходит более полное задействование потенциала человеческих ресурсов организации. [10]
Партисипативное управление может быть реализовано по следующим направлениям. Во-первых, работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу того, как им осуществлять свою деятельность. Самостоятельность может касаться, например, таких аспектов их деятельности, как режим работы или выбор средств осуществления работы. Во-вторых, работники могут привлекаться к принятию решения по поводу выполняемой ими работы. В этом случае руководитель советуется с работником по поводу того, что ему делать и как выполнять поставленные перед ним задачи. В-третьих, работникам дается право контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда и соответственно устанавливается ответственность за конечный результат. В-четвертых, партисипативное управление предполагает широкое участие работников в рационализаторской деятельности, в вынесении предложений по совершенствованию их собственной работы и работы организации в целом, а также ее отдельных подразделений. В-пятых, возможным направлением осуществления партисипативного управления является предоставление работникам права на формирование рабочих групп из тех членов организации, с которыми им хотелось бы работать вместе. В этом случае дается право принятия решения не только по поводу собственной работы члена организации, но и по поводу того, с кем кооперироваться в групповой деятельности. [2]
В реальной практике все эти направления осуществления партисипативного управления обычно используются в определенной комбинации, так как они очень тесно связаны друг с другом и очень хорошо дополняют друг друга. Более того, именно в комбинации друг с другом эти отдельные направления могут эффективно проявить себя, и именно отдельные устоявшиеся комбинации этих направлений используются как конкретные формы партисипативного управления. Наиболее наглядным примером этого являются кружки качества, широко используемые в управлении японскими фирмами.
Идеи
партисипативного управления могут быть
соотнесены с идеями теорий мотивации,
опирающихся на анализ потребностей человека.
Участие в принятии решения, в постановке
целей и в их последующей реализации способствует
удовлетворению потребности достижения.
Аналогично более широкое участие в решении
вопросов жизни организации способствует
удовлетворению потребностей в самореализации
и самоутверждении. Определенная связь
имеется между партисипативным управлением
и теорией ожидания, так как участие в
принятии решения делает для работника
более реальным и ясным, что ему ожидать
в качестве результата своей деятельности
и каковым может быть вознаграждение за
его деятельность. [10]
4 Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента
Важнейшая задача менеджера – побуждение работников к эффективному труду на благо организации. В течение многих сотен лет считалось, что основным мотиватором деятельности человека служат деньги. Однако в последние десятилетия установлено, что побудителем активной деятельности является не только меркантильный интерес работника. Это стало возможно благодаря изучению процесса труда психологами, определившими, что для человека важно удовлетворить потребности в социальном общении, уважении, самореализации, в безопасности, самоуважении и т.п. Однако истинные побуждения, заставляющие отдавать работе максимум усилий, трудно определить и они очень сложны и индивидуальны. [9]
Говоря о мотивации, нужно констатировать, что нет какого-то одного «лучшего» ее способа. У людей множество разнообразных потребностей и целей. Люди по-разному ведут себя, стремясь достичь своих целей. То, что приемлемо для одного человека, может абсолютно не подойти для другого. Это лишний раз подтверждает, что на практике осуществлять эту важнейшую управленческую функцию очень непросто. Труд менеджера в рамках данной функции осуществляется в следующих направлениях:
- работа по совершенствованию материального вознаграждения сотрудников (материальное стимулирование);
- разработка и осуществление систем и мер моральных стимулов к труду;
- создание условий привлекательности, «интересности» труда, эстетичности трудового места и трудовых операций;
- гарантирование занятости, деловой карьеры, возможностей повышения квалификации и т. д. [6]
Менеджер помимо этого должен оценить степень трудового участия каждого сотрудника или группы.
Есть несколько способов вознаградить людей за труд:
1.
Материальное вознаграждение
2.
Разовое денежное
З. Повышение в должности, звании, которое в наибольшей степени соответствует возможностям работника.
4.
Поощрение свободным временем
или предоставление
5.
Общественное и личное
Весь «набор» данных стимулов к труду должен быть гласным, известным всем сотрудникам и действительно заслуженным.
Важно разобраться в вопросе, кого и чем можно поощрять, как это делать. Однако в любом коллективе можно увидеть не только тех, кто постоянно стремится к лучшим результатам в труде. В этой связи возникает вопрос о наказании работников, допустивших промахи в работе, злоупотребления, хищения, подлоги, нанесших материальный и моральный урон фирме. Формами наказаний могут быть устное или письменное предупреждение, штраф, перевод работника на нижеоплачиваемую должность, увольнение. [5]
Говоря
о таком способе