Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:29, контрольная работа
Цель работы – определить значение мотивации в системе менеджмента.
Для достижения цели работы, необходимо решить ряд задач: 1) дать понятие и определить сущность мотивации, 2) изучить теоретические основы мотивации трудового коллектива, 3) рассмотреть практические направления мотивации в менеджменте.
Введение………………………………………………………………..3
Понятие и сущность мотивации…………………………………...4
Теоретические основы групповой мотивации…………………….7
Практические направления мотивации…………………………..10
Заключение…………………………………………………………….12
Литература……………………………………………………………..13
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее.
Руководители
Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас. Но люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом и их мотивы трудовой деятельности являются более сложными и трудными для воздействия.
Мотивация персонала — очень тонкая и сложная работа, требующего от руководителя большого объема соответствующих знаний и навыков.
Цель работы – определить значение мотивации в системе менеджмента.
Для достижения цели
работы, необходимо решить ряд задач:
1) дать понятие и определить сущность
мотивации, 2) изучить теоретические основы
мотивации трудового коллектива, 3) рассмотреть
практические направления мотивации в
менеджменте.
Современные предприятия работают в условиях жесткой конкуренции и ограниченности ресурсов. Для наиболее полной отдачи, повышения производительности и качества труда, а, следовательно, и конкурентоспособности фирмы, необходимы ряд факторов. Это и современное оборудование, и новейшие технологии, и грамотная работа руководства по планированию работы предприятия и мотивации персонала.
Мотивация тесно связана с такими понятиями, как потребность стимул и мотив. Эти понятия являются родственными, но далеко не идентичными. Вместе они дают представление о мотивации.
Потребность – это осознанная необходимость того или иного блага, ощущения дискомфорта от его отсутствия, т.е. идеальный мотив для созидательной деятельности.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Это потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. Вторичные потребности по природе своей психологические. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные. Это: социальные потребности, потребность в уважении, самореализации. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Мотивы – это побуждения к целесообразной деятельности, труду, вызванные потребностями.
Стимул – это конкретная форма и количество богатства, которое присваивает человек в результате хозяйственной деятельности.
Существует множество
определений понятия «
Мотивация – процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Мотивация – это процесс, с помощью которого менеджер активизирует работу людей и побуждает их эффективно трудиться для достижения целей организации как средства удовлетворения их собственных желаний.
Наличие большого множества
определений мотивации
Рис.1. Упрощенная
модель мотивации
В рамках организации мотивация проявляется в более добросовестном и ответственном выполнении сотрудниками служебных обязанностей.
Процесс мотивации можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это внутреннее состояние личности, определяющее ее выбор и способ поведения. С другой, мотивация проявляется как внешнее воздействие на личность для того, чтобы побудить ее к совершению определенных действий.
Мотивировать можно деятельность или результат. Мотивация деятельности выступает в форме текущего поощрения, величина которого должна быть такой, чтобы постоянно поддерживать заинтересованность в продолжении нужной деятельности и при этом не истощать ресурсы организации. Мотивировка результата выступает в форме итогового вознаграждения, которое должно быть справедливым, отражать истинный вклад каждого и создавать стремление работать в будущем еще с большей отдачей.
Внутренняя мотивация (мотивированность) у разных людей проявляется неодинаково, в зависимости от их характера. Примерами мотивированности могут послужить стремление к достижению результата, к завершению работы, к познавательной деятельности.
Внешняя мотивация
– это процесс выбора личностью
способа поведения, вызванный внешними
стимулами. В данном случае мотивы могут
быть порождены воздействием со стороны
руководства различными мотивационными
инструментами, официальным распоряжением
и т.д.
2. Теоретические
основы групповой мотивации
Прежде чем приступить к мотивированию группы, следует выяснить вид ее деятельности, степень ее сплоченности или разобщенности, нацеленность на работу, ее мораль, ценности, причины, которые привели к образованию группы, мотивы ее объединения, противоречия, которые могут привести к распаду.
Мотивы группы можно ранжировать по степени их интенсивности, положив в основу содержательную теорию Маслоу.
На первой ступени проявляются самые мощные групповые мотивы, которые разделяют все участники группы. На второй ступени мотивы не так сильны, т.к. у каждого возникает стремление утвердиться в конкуренции с другими, гордость за свой коллектив, принадлежность к престижной группе. На третьей ступени мотивы еще менее сильные, чем на предыдущей, они нередко характеризуются четко выраженными стремлениями к солидарности, к безопасности. На третьей ступени возникают группы, образованные из страха. Четвертая ступень порождает совместные представления на эмоциональной основе (любовь, ненависть, дружба, политические взгляды и др.) на пятой оказываются группы с самыми слабыми мотивами.
При создании группы
каждый входящий туда ищет свою выгоду.
Если группа оправдывает ожидания,
то объединяющие силы только возрастают.
Если кто-то считает, что его отношение
к группе не приносит ощутимую пользу,
его чувство принадлежности к группе ослабевает.
Если же личные мотивы, которые работник
имел при вступлении в группу, остались
неудовлетворенными, то первоначальная
мотивация оборачивается антипатией.
На рисунке 1 показано соотношение индивидуальной
и групповой мотиваций.
Рис. 2. Соотношение индивидуальной
и групповой мотивации [4, с.299]
Интерес к проблеме мотивации возник одновременно со становлением менеджмента. Ранние подходы к задаче мотивации характеризовались универсальными моделями для применения на любом предприятии для любого сотрудника при любых условиях работы. К таким моделям относятся следующие.
Далее теоретические представления о трудовой мотивации развиваются в рамках следующих направлений:
Пользуясь различными теориями мотивации, менеджер соотносит цели организации с мотивами деятельности сотрудников. В своей работе он должен двигаться по следующим направлениям:
* работа по совершенствованию материального стимулирования персонала;
* разработка и осуществление систем и мер моральных стимулов к труду;
* повышение содержательности и улучшение условий труда;
* гарантирование занятости, деловой карьеры, возможностей повышения квалификации.
Кроме того, менеджер
должен оценивать степень трудового
участия каждого сотрудника или группы
сотрудников. Важно, чтобы поощрения и
наказания соответствовали реальным достижениям
или промахам (халатности, подлогам) работников.
3. Практические направления
мотивации
Мотивируя персонал организации, менеджер должен выполнять основные задачи:
На практике применяется
экономическая и
- организационные способы