Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:06, контрольная работа
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Все эти проблемы рассмотрим в основной части моей контрольной работы.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Сущность мотивации в системе менеджмента и основные понятия: потребности, мотив, мотивирование, стимулы, стимулирование……….…....5
2. Мотивация как процесс, основной теории мотивации: психоаналитические и содержательные………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………….…..….21
Список использованной литературы…………………………………………..23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность мотивации в системе менеджмента и основные понятия: потребности, мотив, мотивирование, стимулы, стимулирование……….…....5
2. Мотивация
как процесс, основной теории
мотивации: психоаналитические
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………..23
Введение
В
современном менеджменте все
большее значение приобретают мотивационные
аспекты. Мотивация персонала является
основным средством обеспечения
оптимального использования ресурсов,
мобилизации имеющегося кадрового
потенциала. Основная цель процесса мотивации
- это получение максимальной отдачи
от использования имеющихся
Особенностью
управления персоналом при переходе
к рынку является возрастающая
роль личности работника. Соответственно
и меняется соотношение стимулов
и потребностей, на которые может
опереться система
Эволюция применения различных
методов мотивации показала
В России существует множество
проблем, связанных с
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Все
эти проблемы рассмотрим в основной
части моей контрольной работы.
Путь
к эффективному менеджменту лежит
через понимание мотивации
Мотивация – это функция управления, процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Мотивация подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
внутренняя
содержательная
ролевая
(по значимости)
Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Внутренняя мотивация человека развивает определенные качества, этическую ориентацию в обществе.
Внешняя мотивация выступает в двух формах: административная и экономическая.
Административная мотивация выполняется по команде, приказу. А экономическая осуществляется через экономические стимулы (например, премия).
Имеется четыре фактора, от которых зависит исполнительность: сноровка и способности; четкое понимание природы работы; понимание того, что случится, если работа выполнена хорошо или плохо; собственно мотивация.
Мотивация возникает из неудовлетворенных нужд и стремления удовлетворить их в случае успеха.
Потребности (нужды) ─ это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное проявление у каждого человека. Наконец, ─ это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и требует своего устранения.
Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и находят осознанное устранение. Устранение потребности не предполагает, что она устраняется навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму конкретного проявления, а также степень настойчивости влияния на человека.
Мотив ─ это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
Поведение
человека обычно определяется не одним
мотивом, а их совокупностью, в которой
мотивы находятся в определенном
соотношении друг к другу по степени
их воздействия на поведение человека.
Мотивационная структура
Мотивирование ─ это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно реализуется процесс мотивирования.
Мотивирование людей осуществляется путем использования различных приемов и способов воздействия на человека. Отдельный прием или способ мотивирования выступает в виде определенного мотиватора. Зная то, какие мотиваторы побуждают человека к тем или иным действиям, можно с их помощью пытаться управлять поведением человека. Мотиваторами служат различные типы поощрения и не поощрения, наказания и не наказания, принуждения и не принуждения. При этом мотиватор как способ воздействия, может быть применен к человеку до начала и после завершения действия. Степень воздействия на человека одного о того же мотиватора может быть различна в зависимости от того, когда осуществилось его применение.
Стимулы
выполняют роль рычагов воздействия
или «раздражений», вызывающих действие
определенных мотивов. В качестве стимулов
могут выступать отдельные
Процесс
использования различных
Стимулирование
принципиально отличается от мотивирования.
Суть этого отличия состоит в
том, что стимулирование ─ всего
лишь одно из средств, с помощью которого
может осуществляться мотивирование.
Чем выше уровень развития отношений
в организации, тем реже в качестве
средства управления людьми применяется
стимулирование; воспитание и обучение,
как один из методов мотивирования
людей, приводят к тому, что члены
организации сами проявляют заинтересованное
участие в делах организации,
осуществляя необходимые
Мотивация
оказывает большое влияние на
выполнение человеком своей работы,
своих обязанностей. Однако между
мотивацией и конечным результатом
деятельности нет прямой зависимости.
Может быть так, что человек мотивирован,
но дает результаты хуже, чем человек
менее или даже слабо мотивированный.
Отсутствие однозначной связи между
мотивацией и конечным результатом
деятельности обусловлено тем, что
на результаты труда оказывает влияние
множество других факторов: квалификация
и способность работника, правильное
понимание им выполняемой задачи,
влияние на процесс работы со стороны
окружения.
2. Мотивация как процесс, основные теории мотивации: психоаналитические и содержательные
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлены в виде шести следующих одна за другой стадий: возникновение потребности, поиск путей её устранения, определение целей (направления) действия, осуществления действия, вознаграждение за осуществление действия и устранение потребности. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, приводимая ниже модель может быть приемлема и полезна.
1) Возникновение потребности.
Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для её устранения.
2) Поиск путей устранения потребности.
Потребность возникла и создает проблемы для человека, он начинает искать возможность устранить её: удовлетворить, подавить или не замечать. Возникает необходимость что-то делать, что-то предпринять.
3) Определение целей (направления) действия.
Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
• что я должен получить, чтобы устранить потребность;
• что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
• в какой мере я могу добиться того, что желаю;
• насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
4) Осуществление действия.
На этой стадии человек затрачивается усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, позволят ему получить что-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то в процессе осуществления действия на этой стадии может происходить на этой стадии может происходить корректировка целей.
5) Получение вознаграждения за осуществление действия.