Мотивация в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Все эти проблемы рассмотрим в основной части моей контрольной работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Сущность мотивации в системе менеджмента и основные понятия: потребности, мотив, мотивирование, стимулы, стимулирование……….…....5

2. Мотивация как процесс, основной теории мотивации: психоаналитические и содержательные………………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………….…..….21

Список использованной литературы…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 42.74 Кб (Скачать)

Проделав  определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что  он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может  обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется, насколько  выполнение действий дало желаемый результат  и в зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.

6) Устранение потребности.

В зависимости  от степени снятия напряжения, вызываемого  потребностью, а также от того, стимулирует  устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности  и осуществлять действия по устранению потребности.

    Процесс мотивации очень сложен. Существует достаточно большое количество различных  теорий мотиваций, пытающихся дать объяснение этому явлению.

    Исследователи разделяют современные теории мотивации  на два типа: содержательные и психоаналитичекие (процессуальные). Содержательные теории базируются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: 1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда 4) теория двух факторов Герцберга. Современные психоаналитические теории мотивации исходят в первую очередь из того, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные психоаналитические теории, которые рассматриваются, ─ это теория ожидания, теория справедливости и комплексная модель мотивации Портера-Лоулера.

     Теория иерархии потребностей по А. Маслоу

    Человек испытывает потребность, когда ощущает  физиологически или психологических  недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может  и не иметь потребности в смысле сознательного её ощущения, существуют определенные потребности, которые  каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать эти общечеловеческие потребности по определенным категориям.

    Первичные потребности являются по своей природе  физиологическими и, как правило, врожденными. Пример таких потребностей ─ потребности  в пище, воде, дышать, спать и т.д. Вторичные потребности ─ потребности  психологические: потребности в успехе, уважении, власти; потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом.

    В 1943 г. психолог А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Он считал, что потребности формируют иерархию, в которой любая другая становится мотиватором только лишь после того, как низшая иерархия будет пройдена. Выглядит иерархия следующим образом:

Первичные:

• физиологические потребности

• потребность безопасности

Вторичные:

• социальные потребности

• потребности уважения

• потребности самоуважения

    Теория  А. Маслоу основана на исследовании пациентов  с нервными расстройствами и применяется  в различных областях в настоящее  время, в том числе и в менеджменте.

    Теория  А. Маслоу оказала большое влияние  на развитие современного менеджмента. Однако жизнь показало, что в ней  есть ряд очень уязвимых моментов. Так, потребности по-разному проявляются  в зависимости от многих ситуационных факторов; не обязательно наблюдается  жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это  представлено в «пирамиде» А. Маслоу; удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.

    На  основе систематизации и объединения  в определенную совокупность потребностей, форм их проявления в поведении человека и возможных средств удовлетворения потребностей может быть составлена таблица, показывающая связь отдельных средств мотивирования с пирамидой потребностей Маслоу (табл. 1)

Таблица 1

Пример  связи потребностей, их проявления и средств удовлетворения

Группы  потребностей Форма проявления потребностей Средства удовлетворения потребностей
Самовыражение Стремление  к достижению результатов Предоставление  творческой работы
Признание и самоутверждение Желание занимать определенное положение в коллективе Присвоение  рангов или званий
Принадлежность  и причастность Стремление  к установлению дружеских отношений Поощрение создания неформальных групп
Безопасность Стремление  к предотвращению опасных изменении Создание системы  страхования
Физиологические потребности Желание регулярно  питаться Создание легко  доступных систем питания

     Теория К. Альдерфера

    К. Альдерфер исходил в своей  теории из того, что потребности  человека могут быть объединены в  отдельные группы. Однако, в отличие  от теории иерархии потребностей А. Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три:

• потребности существования;

• потребности связи;

• потребности роста.

    В соответствии с теорией К. Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение  от более конкретных потребностей к  менее конкретным. Он считает, что  каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность, что  определяет наличие обратного хода сверху вниз.

    Процесс движения вверх по уровню потребностей К. Альдерфер называет процессом  удовлетворения потребностей, а процесс  движения вниз ─ процессом поражения  в стремлении удовлетворить потребность.

Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании  людей в организации.

     Теория Д. МакКлелланда

    Теория  мотивации Д, МакКлелланда делает основной упор на потребности высших уровней. Д. МакКлелланд считал, что людям  присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

    Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся, отстаивать первоначальные позиции.

    Потребность успеха также находится где-то между  потребностями в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность  удовлетворяется не провозглашением  успеха данного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом  доведения работы до успешного завершения.

    Если  вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед  ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно  и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

    Мотивация на основании потребности в причастности по Д. МакКлелланду схожа с мотивацией по А. Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании  дружеских отношений, оказания помощи другим. Их руководители должны сохранять  атмосферу, не ограничивающие межличностные  отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени  и периодически собирая таких  людей отдельной группой.

     Теория двух факторов Ф. Герцберга

    На  стыке 50-60-х гг. Ф. Герцберг совместно  с рядом его коллег провел исследование, касающееся выяснение того, какие  факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека, вызывают его  удовлетворенность или же неудовлетворенность.

    Процесс «удовлетворенность ─ отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием  работы, т.е. с внутренними по отношению  к работе. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению работы. Обычно такие  факторы называют мотивирующими.

    Мотивирующие  факторы рассматриваются как  самостоятельная группа потребностей, которую обобщенно можно назвать  группой потребностей в росте. Процесс  «неудовлетворенность ─ отсутствием  неудовлетворенности» определяется влиянием факторов, в основном связанных с  окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности; наличие этих факторов не обязательно  вызывает состояние удовлетворенности, т.е. они не играют мотивирующей роли, а связаны с устранением «боли», «страдания».

     Основные  характеристики моделей А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга  сопоставлены в таблице:

Теория  А. Маслоу
Потребности делятся на первичные и вторичные  и представляют пятиуровневую иерархическую  структуру, в которой они располагаются  в соответствии с приоритетом.
Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная  потребность иерархической структуры.
После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
Теория  К. Альдерфера
Три потребности, мотивирующие человека ─ потребности  существования, связи и роста.
Движение  от потребности к потребности  идет в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность нижнего  уровня, и вниз, если удовлетворить  потребность более высокого уровня нет возможности.
Процесс движения вверх по уровню потребностей ─ процесс удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз ─ процесс поражения в стремлении удовлетворить потребность.
Теория  Д. МакКлелланда
Три потребности, мотивирующие человека ─ потребность  власти, успеха и причастности (социальная потребность).
Сегодня особенно важны эти потребности  высшего порядка, поскольку потребности  низших уровней, как правило, уже  удовлетворены.
Теория  Ф. Герцберга
Потребности делятся на факторы здоровья и  мотивирующие факторы.
Наличие факторов здоровья всего лишь не дает развития неудовлетворению работой.
Мотивирующие  факторы, которые примерно соответствуют  потребностям высших уровней у А. Маслоу и Д. МакКЛелланда, активно  воздействуют на поведение человека.
Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в  сущность работы.

      Теория ожидания  и теория справедливости

    В процессуальных теория анализируется  то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей  и как выбирает конкретный вид  поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям, поведение личности ─ есть также функция его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий  выбранного им типа поведения.

    Теория  ожиданий утверждает, что наличие  активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации  человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться  на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

    Ожидания  можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного  события. При анализе мотивации  к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты  труда ─ результаты, результаты ─ вознаграждение и удовлетворенность  вознаграждением.

Взаимосвязь затраты труда ─ результаты представляют собой соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.

    Взаимосвязь результаты – вознаграждение есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый  уровень результатов.

Фактором, определяющим мотивацию в теории ожидания, является ценность поощрения  или вознаграждения, которое выражает предполагаемую степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающую вследствие получения  определенного вознаграждения.

    Современные экспериментальные исследования свидетельствуют  в пользу теории ожиданий. Однако некоторые  критики этой теории призывают к  проведению таких исследований, которые  сумели бы учесть конкретные особенности, как отдельных людей, так и  организаций. Другие специалисты считают, что необходимо уточнить и доработать технические, концептуальные и методологические основы теорий ожиданий.

    Теория  справедливости дает другое объяснение тому, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей. Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем  соотносят его с вознаграждения к затраченным усилиям и затем  соотносят его с вознаграждением  других людей, выполняющихся аналогичную  работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливость ликвидировать дисбаланс. 

Информация о работе Мотивация в системе менеджмента