Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать теоретические и практические особенности работы менеджера по психологическому изучению и отбору персонала.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность, цели и задачи кадровой службы в организации;
2. определить значение и описать методы отбора персонала в организации;
3. исследовать основы психологического изучения персонала организации, психологической совместимости;
4. дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цели и задачи кадровой службы в организации 7
1.2 Значение и методы отбора персонала в организации 15
1.3 Основы психологического изучения персонала организации. Психологическая совместимость 23
2 АНАЛИЗ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2 Анализ кадрового состава организации 41
2.3 Анализ системы управления персоналом в организации 46
2.4 Анализ системы психологического изучения и отбора персонала в организации 49
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 64
3.1 Повышение эффективности службы управления персоналом в организации 64
3.2 Совершенствование методики психологического изучения персонала 67
3.3 Совершенствование методики отбора персонала 75
4. ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ 82
4.1 Анализ рабочего места, помещения для умственного труда. Принципы профотбора и теория Джоржа Аткинсона (мотивы и мотивация) 82
4.2 Инженерные мероприятия по безопасным условиям труда на рабочем месте 92
4.3 Устойчивость помещения при ЧС 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
Шансы на успешный отбор хорошего специалиста будут высоки, если удастся среди претендентов на вакантную должность выбрать человека, подходящего по своим способностям, интеллектуальному уровню, личностным особенностям и интересам. Для этого претендентам предлагается пройти несколько тестов, количество которых зависит от вакантной должности.
Приведем описание некоторых из тестов и методику их проведения.
Вакантная должность: руководитель структурного подразделения организации
Для определения темперамента кандидата претенденту на вакантную должность предлагается пройти развернутый тест Г.Айзенка, состоящий из 57 вопросов. Из 57 вопросов 24 направлены на выяснение степени экстравертности или интравертности человека, 24 - на выявление уровня эмоциональной стабильности, 9 вопросов - это так называемая корректирующая шкала, позволяющая проверять, насколько искренне испытуемый отвечал на вопросы.14
Кандидату предлагается внимательно прочесть каждое из утверждений и решить, относится ли конкретное утверждение к нему лично. Если относится – ставить «да», если не относится – «нет».
Результаты теста представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты тестирования кандидата по методике Г.Айзенка
№ вопроса |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Часто ли вы испытываете
тягу к новым впечатлениям, |
нет |
2 |
Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать? |
нет |
3 |
Считаете ли вы себя беззаботным человеком? |
нет |
4 |
Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений? |
нет |
5 |
Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать? |
да |
6 |
Всегда ли вы сдерживаете
свои обещания, даже если |
нет |
7 |
Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения? |
да |
8 |
Быстро ли вы обычно действуете и говорите? |
да |
9 |
Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? |
нет |
10 |
Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все? |
нет |
11 |
Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен? |
да |
12 |
Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя? |
да |
13 |
Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента? |
да |
14 |
Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить? |
нет |
15 |
Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми? |
нет |
16 |
Верно ли, что вас легко задеть? |
да |
17 |
Любите ли вы часто бывать в компании? |
да |
18 |
Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось, делиться с другими? |
да |
19 |
Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость? |
да |
20 |
Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей? |
нет |
21 |
Много ли вы мечтаете? |
нет |
22 |
Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же? |
да |
23 |
Считаете ли вы все свои привычки хорошими? |
нет |
24 |
Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты? |
нет |
25 |
Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании? |
да |
26 |
Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела? |
нет |
27 |
Слывете ли вы человеком живым и веселым? |
да |
28 |
После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше? |
да |
29 |
Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании? |
нет |
30 |
Бывает ли, что вы передаете слухи? |
да |
31 |
Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли? |
да |
32 |
Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей? |
да |
33 |
Бывает ли у вас сильное сердцебиение? |
да |
34 |
Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения? |
да |
35 |
Бывают ли у вас приступы дрожи? |
да |
36 |
Всегда ли вы говорите правду? |
нет |
37 |
Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом? |
да |
38 |
Раздражительны ли вы? |
да |
39 |
Нравится ли вам работа, требующая быстродействия? |
нет |
40 |
Верно, ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? |
нет |
41 |
Верно ли, что вы неторопливы в движениях и не сколько медлительны? |
нет |
42 |
Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо? |
да |
43 |
Часто ли вам снятся кошмары? |
нет |
44 |
Верно ли, что вы так
любите поговорить, что не |
нет |
45 |
Беспокоят ли вас какие-нибудь боли? |
да |
46 |
Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями? |
да |
47 |
Вы нервный человек? |
нет |
48 |
Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся? |
да |
49 |
Вы уверенный в себе человек? |
нет |
50 |
Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы? |
да |
51 |
Трудно ли вам получить
настоящее удовольствие от |
нет |
52 |
Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? |
нет |
53 |
Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию? |
нет |
54 |
Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? |
да |
55 |
Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? |
нет |
56 |
Любите ли вы подшутить над другими? |
нет |
57 |
Страдаете ли вы бессонницей? |
да |
Обработка результатов:
Экстраверсия - находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.
Если сумма баллов равна 0 -10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.
Если 15-24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.
Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.
Невротизм - находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Если количество ответов «да» равно 0-10, то - эмоциональная устойчивость.
Если 11-16, то - эмоциональная впечатлительность, Если 17-22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.
Если 23-24, то невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.
Ложь - находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Если набранное количество баллов 0-3 - норма человеческой лжи, ответам можно доверять. Если 4-5, то сомнительно. Если 6-9, то ответы недостоверны. Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.
Интерпретация результатов:
По итогам тестирования мы получили 12 баллов по экстраверсии, 12 баллов по невротизму и 0 баллов по шкале лжи. Таким образом, претендент честно отвечал на поставленные вопросы, их результатам можно доверять. Строим график (рис.9) и получаем точку А, которой соответствует тип холерик.
Холерик обладает следующим набором личностных качеств: у холерика нет устойчивых психических реакций, он неусидчив, суетлив, тороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, находчив в споре, зато не обидчив и не злопамятен. Отсюда следует, что он склонен к конфликтам, не умеет слушать других людей, склонен к риску, плохо работает с неодушевленными предметами, т. е. не годится для рутинной работы и требующих терпения длительных переговоров. Его возможности в качестве начальника ограничены, желателен заместитель-флегматик.
Результаты тестирования кандидата по методике Г.Айзенка
Рисунок 9
Однако наша координата (А) располагается вблизи перекрестных осей, это свидетельствует о том, что у кандидата смешанный тип темперамента, он не ярко выраженный холерик.
В целом можно отметить, что знание темперамента помогает менеджеру, проводящему собеседование с кандидатом на должность, дать рекомендации о системе управления данной личностью, правильно выбрать форму влияния на поведение будущего работника. Таким образом, знание темперамента работника позволяет опираться на положительные черты личности и преодолевать отрицательные.
Делать выводы о том,
подходит нам кандидат или нет
на основе проведенного теста пока
рано. Проведем еще два исследования:
на стрессоустойчивость и диагност
Тест на стрессоустойчивость. Кандидату было предложено внимательно продумать каждую из представленных ниже ситуаций и решить, какие в каждой из них у него возникли бы реакции. После краткого описания каждой ситуации дана серия реакций, которые нужно оценить ответом «да» или «нет».
Результаты теста представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты тестирования кандидата на стрессоустойчивость
№ п/п |
Ситуация |
Ваши реакции |
да |
нет |
Ответ кандидата | |
б |
а | |||||
1 |
На вечере вас вдруг
попросили сказать |
сердцебиение |
б |
а |
+ |
|
нервозность |
б |
а |
+ | |||
веселость |
а |
б |
+ | |||
спокойствие |
а |
б |
+ | |||
смущение |
б |
а |
+ |
|||
покраснение лица |
б |
а |
+ |
|||
2 |
Вы спешите на встречу. По дороге вы встречаетесь со знакомым, который начинает расспрашивать вас о каких-то важных для него делах |
дружелюбие |
а |
б |
+ |
|
агрессивность |
б |
а |
+ | |||
дрожание рук |
б |
а |
+ | |||
спокойствие |
а |
б |
+ | |||
нетерпение |
б |
а |
+ |
|||
потливость |
б |
а |
+ | |||
3 |
Вас пригласили к 8 часам утра в вышестоящее учреждение. Вы приходите в приемную к назначенному времени, но вам приходится ждать вызова целый час |
недружелюбие |
б |
а |
+ | |
злость |
б |
а |
+ | |||
самоконтроль |
а |
б |
+ |
|||
сердцебиение |
б |
а |
+ |
|||
веселость |
а |
б |
+ | |||
потливость |
б |
а |
+ | |||
4 |
За праздничным столом вы разлили почти целую бутылку вина |
веселость |
а |
б |
+ | |
смущение |
б |
а |
+ |
|||
безразличие |
а |
б |
+ | |||
невнятное бормотание |
б |
а |
+ | |||
естественный смех |
а |
б |
+ | |||
покраснение лица |
б |
а |
+ |
|||
5 |
Вас задержали за проезд в автобусе без билета |
покраснение лица |
б |
а |
+ |
|
спокойствие |
а |
б |
+ | |||
дрожание рук |
б |
а |
+ | |||
веселость |
а |
б |
+ | |||
чувство стыда |
б |
а |
+ |
|||
естественный смех |
а |
б |
+ | |||
6 |
Вы провели вечер в ресторане. Когда собрались оплатить счет, то обнаружили, что кошелек с деньгами оставили дома |
покраснение лица |
б |
а |
+ | |
спокойствие |
а |
б |
+ |
|||
сердцебиение |
б |
а |
+ | |||
веселость |
а |
б |
+ | |||
смущение |
б |
а |
+ | |||
потливость |
б |
а |
+ | |||
7 |
На ходу у вашей машины лопнула шина. С большими усилиями вы справились с управлением |
спокойствие |
б |
а |
+ | |
злость |
б |
а |
+ | |||
потливость |
б |
а |
+ | |||
самоконтроль |
а |
б |
+ | |||
растерянность |
б |
а |
+ | |||
сердцебиение |
б |
а |
+ |
|||
8 |
Вы возвращаетесь домой, открываете дверь и видите, что весь пол квартиры залит водой |
спокойствие |
а |
б |
+ | |
бездействие |
б |
а |
+ | |||
дрожание рук |
б |
а |
+ | |||
самоконтроль |
а |
б |
+ |
|||
злость |
б |
а |
+ | |||
веселость |
а |
б |
+ | |||
9 |
Выедаете экзамен. Вас просят подойти к экзаменатору. Вы слышите его неприятный и недружелюбный голос |
бледность |
б |
а |
+ | |
дрожание рук |
б |
а |
+ | |||
спокойствие |
а |
б |
+ | |||
уверенность |
а |
б |
+ | |||
потливость |
б |
а |
+ | |||
тревога |
б |
а |
+ |
|||
10 |
Вы поднимаетесь в лифте. Вдруг лифт останавливается между этажами |
веселость |
а |
б |
+ | |
спокойствие |
а |
б |
+ |
|||
злость |
б |
а |
+ | |||
сердцебиение |
б |
а |
+ | |||
неприятное ощущение |
б |
а |
+ |
|||
невозмутимость |
а |
б |
+ | |||
11 |
Вы несете найденный в поезде чемодан, вам говорят, что в чемодане может быть взрывное устройство |
спокойствие |
а |
б |
+ | |
волнение |
б |
а |
+ |
|||
уверенность |
а |
б |
+ | |||
страх |
б |
а |
+ |
|||
сердцебиение |
б |
а |
+ | |||
дрожание рук |
б |
а |
+ | |||
12 |
При обсуждении одного вопроса после высказывания вами своей точки зрения, все присутствующие начали над вами посмеиваться |
покраснение лица |
б |
а |
+ | |
веселость |
а |
б |
+ |
|||
спокойствие |
а |
б |
+ |
|||
злость |
б |
а |
+ | |||
самоконтроль |
а |
б |
+ |
|||
смущение |
б |
а |
+ | |||
13 |
Вы повздорили со своим другом. В конце концов ваш друг сказал: «Я не хочу больше знать тебя» |
агрессивность |
б |
а |
+ |
|
спокойствие |
а |
б |
+ | |||
веселость |
а |
б |
+ | |||
волнение |
б |
а |
+ |
|||
сердцебиение |
б |
а |
+ |
|||
самоконтроль |
а |
б |
+ | |||
14 |
Вы написали заявление о поступления на работу. Вас вызвали в отдел кадров. Когда вы вошли, инспектор по кадрам сказал: «Садитесь. Ваше заявление далеко не безупречно» |
волнение |
б |
а |
+ | |
спокойствие |
а |
б |
+ |
|||
невнятное бормотание |
б |
а |
+ | |||
покраснение лица |
б |
а |
+ | |||
хладнокровие |
а |
б |
+ |
|||
смущение |
б |
а |
+ | |||
15 |
Вы танцуете. Ваша партнерша говорит: «Нельзя сказать, что вы хороший танцор» |
веселость |
а |
б |
+ | |
смущение |
б |
а |
+ | |||
злость |
б |
а |
+ |
|||
покраснение лица |
б |
а |
+ | |||
хладнокровие |
а |
б |
+ |
|||
естественный смех |
а |
б |
+ | |||
16 |
При обсуждении какого-то вопроса один из присутствующих сказал вам: «Вам нужно бы иметь собственное мнение» |
агрессивность |
б |
а |
+ | |
самоконтроль |
а |
б |
+ |
|||
смущение |
б |
а |
+ | |||
потливость |
б |
а |
+ | |||
хладнокровие |
а |
б |
+ |
|||
невнятное бормотание |
б |
а |
+ | |||
17 |
В разговоре вы случайно высказали свои истинные намерения. Собеседники поняли, что рассказывая вымыслы, вы хотели создать себе авторитет |
смущение |
б |
а |
+ |
|
покраснение лица |
б |
а |
+ | |||
невнятное бормотание |
б |
а |
+ | |||
хладнокровие |
а |
б |
+ |
|||
веселость |
а |
б |
+ | |||
дрожание рук |
б |
а |
+ | |||
18 |
Ваш начальник недоволен вашей работой. Он критически анализирует ваши действия |
спокойствие |
а |
б |
+ | |
покраснение лица |
б |
а |
+ | |||
самоконтроль |
а |
б |
+ |
|||
волнение |
б |
а |
+ |
|||
невнятное бормотание |
б |
а |
+ | |||
улыбка смущения |
б |
а |
+ |
Для оценки способности кандидата выносить стрессовые нагрузки подсчитаем количество выбранных ответов с отметкой «а» из всех 18 ситуаций. Определите способность кандидата выносить стрессовые нагрузки по совпадению баллов с оценкой можно по таблице 5.
Таблица 5
Ключ к тесту на стрессоустойчивость
Количество всех ответов «а» |
Способность переносить стрессовые ситуации |
88-108 |
высокая |
60-87 |
средняя |
0-59 |
низкая |
Как показывают результаты тестирования кандидата на стрессоустойчивость, наш кандидат набрал 73 балла. Это неплохой результат, свидетельствующие о средней способности кандидата переносить стрессовые ситуации.
Также кандидату был предложен тест С.Делингера, А.А. Алексеева и Л.А. Громовой. Методика позволяет мгновенно определить тип личности человека, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека, составить сценарий поведения для каждого типа личности в типичных ситуациях.
Кандидату было предложено посмотреть на пять геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и зигзаг), изображенных ниже в случайном порядке (рис.10):
Предложенные для тестирования фигуры
Рисунок 10
Фигуры нужно было расположить по первому впечатлению в порядке их предпочтительности.
Кандидат на вакантную должность руководителя расположил фигуры в следующем порядке (рис.11):
Результаты тестирования
Рисунок 11
Интерпретация результатов тестирования:
Фигура, которую кандидат поместил на первое место -
его основная фигура или субъективная
форма. Остальные четыре фигуры - это своеобразные
модуляторы, которые могут окрашивать
ведущую мелодию поведения человека. Последняя
фигура указывает на форму человека, взаимодействие
с которым будет представлять для него
наибольшие трудности.
Итак, основной фигурой нашего кандидата оказался треугольник. Охарактеризуем такого человека. Эта форма символизирует лидерство, и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.
Они, как и их родственники, - квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность квадратам, ориентированным на детали, треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто удачного) в данных условиях решения проблемы.
Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и по возможности за других, делает треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.
Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают как губка полезную информацию.
Треугольники - честолюбивы. Если делом чести для квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря, - сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?». Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом высоком уровне управления. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут «столкнуть лбами» своих противников. Главное отрицательное качество «треугольной формы»: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.
Подводя итоги проведенному исследованию личности и темперамента кандидата, можем сделать вывод, что это сильный, волевой человек, с ярко выраженными лидерскими качествами и вполне подходит к вакантной должности руководителя.