Теоретические и методические основы психологического изучения и отбора персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать теоретические и практические особенности работы менеджера по психологическому изучению и отбору персонала.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность, цели и задачи кадровой службы в организации;
2. определить значение и описать методы отбора персонала в организации;
3. исследовать основы психологического изучения персонала организации, психологической совместимости;
4. дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цели и задачи кадровой службы в организации 7
1.2 Значение и методы отбора персонала в организации 15
1.3 Основы психологического изучения персонала организации. Психологическая совместимость 23
2 АНАЛИЗ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2 Анализ кадрового состава организации 41
2.3 Анализ системы управления персоналом в организации 46
2.4 Анализ системы психологического изучения и отбора персонала в организации 49
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 64
3.1 Повышение эффективности службы управления персоналом в организации 64
3.2 Совершенствование методики психологического изучения персонала 67
3.3 Совершенствование методики отбора персонала 75
4. ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ 82
4.1 Анализ рабочего места, помещения для умственного труда. Принципы профотбора и теория Джоржа Аткинсона (мотивы и мотивация) 82
4.2 Инженерные мероприятия по безопасным условиям труда на рабочем месте 92
4.3 Устойчивость помещения при ЧС 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 110

Файлы: 1 файл

1 Теоретические и методические основы психологического изучения .doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Отбор кадров - это процесс изучения профессиональных и деловых качеств каждого претендента с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности; оценка кандидатов из привлеченного резерва на соответствие требованиям; выбор из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его специальности, квалификации, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.

Решение при отборе обычно принимается после прохождения нескольких ступеней:9

  1. Предварительный отбор, беседа.
  2. Заполнение бланка, автобиография, анкетирование.
  3. Беседа по найму, собеседование.
  4. Тесты по найму.
  5. Проверка рекомендаций и послужного списка..
  6. Медицинский осмотр. 
  7. Принятие окончательного решения.

За фазой поиска следует предварительный отбор поступивших кандидатов: отсев неподходящих кандидатов на основании документов (по полу, возрасту, профилю образования); дифференциация остальных кандидатов по профессиональному признаку (например, быстрота реакции), личному положению (например, семейное положение); проведение собеседований с целью определения системы ценностей и предпочтений кандидата; составление «профилей личности» (сильных и слабых сторон кандидатов).

Подбор кандидатов является основой для следующего этапа  отбора будущих сотрудников организации. Содержание этого этапа во многом зависит от традиций, культуры организации, характера должности, на которую подбирается кандидат. Первичный отбор начинается с анализа списка кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям предприятия к будущему сотруднику. Основная цель первичного отбора состоит в отсеивании кандидатов, не обладающих минимальным подбором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности.

Методы первичного отбора зависят от бюджета, стратегии и относительной важности данной должности для организации. Часто применяется метод анализа анкетных данных. Анализ анкетных данных предполагает, что биография человека является достаточно надежным индикатором его потенциала успешно выполнять определенные производственные функции. Задача первичного отбора состоит в определении ограниченного числа кандидатов, с которыми организация могла бы работать индивидуально.

Определим ценность и  особенности наиболее часто встречающихся  на практике методов отбора. Выделяют группы методов:

1. Анализ анкетных  данных (биография, анкеты).

При оценке кандидатуры  менеджера, специалиста большое значение придается его жизненному опыту, который тесно связан с продолжительностью непрерывного стажа работы. Именно под этим углом зрения изучается биография. Основными аспектами анализа обычно являются: семейные отношения, характер образования, физическое развитие, главные потребности и интересы, особенности интеллекта, общительность. Полученная информация позволяет кадровой службе систематизировать выделение событий и ситуаций из профессиональной и частных областей, например, успехи в обучении, спортивные успехи, профессиональные переходы с одной работы на другую. Информация пригодна для предварительного отбора и «округления оценки».

Большинство специалистов склоняется к единой структуре автобиографии, содержащей следующие позиции.

  • Фамилия, имя, отчество.
  • Место жительства.
  • Дата и место рождения.
  • Семейное положение.
  • Школьное образование (оценки в аттестате).
  • Профессиональное образование (приложение к диплому).
  • Работа по профессии.
  • Профессиональный опыт и профессиональные способности.
  • Повышение квалификации, знания языков.

Многие предпочитают табличную форму: слева - дата, справа - событие. Новые образцы деловой  биографии предполагают обратный хронологический порядок в образовании и опыте работы (от последующих событий к предыдущим).

Анкетирование. Позволяет больше узнать о предыдущем опыте работы, профессиональных склонностях и интересах, о личных увлечениях (хобби) и интересах. Типовыми для всех форм анкет являются следующие группы вопросов:

  • индивидуальная информация (имя, адрес, дата рождения, семейное положение и т.д.);
  • образование (школы, колледжи, университеты, вечерние классы и т.д.);
  • карьера (предыдущие места работы, зарплата);
  • состояние здоровья;
  • интересы и увлечения в свободное время;
  • сведения о том, почему кандидат хочет получить 
    именно эту работу, его предложения;
  • имена поручителей.

Есть различные фирменные  формы анкет, есть анкеты для впервые нанимающихся и тех, кто уже работал в данном профессиональном направлении. Имеются очень развернутые анкеты. Однако специалисты считают, что использование подобных анкет в отечественной практике должно иметь разумные ограничения, чтобы не допускать вторжения в личную жизнь человека.

Количество пунктов  анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего выясняющую производительность будущей работы претендента. Информация может касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на основе можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральны, предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа. Пункты должны вытекать один из другого.

На следующем этапе  отдел кадров проводит индивидуальное собеседование с отобранными  кандидатами. Цель этого собеседования  заключается в оценке степени  соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции, потенциала профессионального роста и развития, способности адаптироваться в организации, условий работы, ее оплаты. Важно, что собеседование является двусторонним процессом:  не только организация оценивает кандидата, но и кандидат оценивает организацию с точки зрения ее соответствия его собственным интересам и запросам.

Сотрудник отдела кадров, проводящий собеседование, должен предоставить максимально объективную и полную информацию о предприятии.

Собеседование (интервью) всегда было, есть и будет оставаться основным методом отбора кандидатов. Суть его – активный обмен информацией между представителем организации и кандидатом на занятие вакантной должности.

Цель интервью - оценка профессионально важных деловых и личных качеств кандидата, а именно:

  • профессиональные знания и опыт работы;
  • степень заинтересованности в данной работе;
  • активность жизненной позиции или пассивность;
  • целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей;
  • степень самостоятельности в принятии решений и ответственность за результаты своей работы;
  • стремление к лидерству, способность руководить и готовность подчиняться;
  • уровень интеллектуальной активности, способность творчески подходить к решению проблем;
  • готовность рисковать или излишняя осторожность;
  • степень самокритичности и объективности оценок;
  • честность и порядочность;
  • умение хорошо говорить и слушать;
  • внешность и манера поведения.

Какую бы форму ни принимало  собеседование, оно всегда имеет четыре главные задачи:

    1. собрать подробную информацию о кандидате с целью принятия решения о трудоустройстве;
    2. дать кандидату всю открытую информацию о работе;
    3. решить, сможет ли кандидат вписаться в сложившийся коллектив;
    4. в случае принятия кандидата убедить его в правильности сделанного выбора.

Собеседование может  принимать различную форму:

  1. Беседа по схеме. Проводится по строго определенной схеме, не отклоняясь в сторону. Есть стандартный блок со списком вопросов и, как правило, набором ответов, где кандидат должен сделать свой выбор.
  2. Слабо формализованная беседа. Заранее готовится только круг основных вопросов, а детали выясняются в ходе собеседования.
  3. Беседа не по схеме. Заранее подготавливается только список тем, которых необходимо коснуться в ходе беседы, а иногда и это не делается.

Наиболее известной  формой собеседования является план «семи пунктов», позволяющий выявить:

    • физические характеристики - здоровье, внешность, манеры;
    • образование и опыт;
    • интеллект - способность быстро схватывать суть проблемы;
    • способность к физическому, умственному труду, устной речи, счету;
    • интересы - любое хобби, которое как-то характеризует личность кандидата;
    • диспозиции, т.е. распределение ценностных качеств - лидерство, чувство ответственности, общительность;
    • личное восприятие - влияние будущей работы на личную жизнь.

Оценка кандидата должна быть произведена непосредственно после собеседования, в противном случае острота восприятия исчезнет, и проводивший собеседование сотрудник может упустить важные детали. Для оценки кандидата используется стандартная форма.

Результаты собеседования должны содержать оценку кандидата и предложение - продолжать или прекратить работу с ним. Заключение проводившего собеседование сотрудника передается руководителю подразделения, располагающего вакансией, который и принимает решение о дальнейших действиях в отношении данного кандидата.

Следует отметить, что  отборочное собеседование, несмотря на его широкое распространение, не является идеальным методом. Интервьюерами допускаются типичные ошибки, которые наглядно видны при проведении деловых игр. Так, они формируют стереотипное представление о «хорошем» кандидате, которое примеряют к кандидатам, не оценивая их по действительным достоинствам. Зачастую мнение о кандидате складывается уже в самом начале собеседования: внешний вид претендента и его поведение оказываются причиной предубеждения и т.п.

1.3 Основы психологического  изучения персонала организации.  Психологическая совместимость

Психологические рекомендации по выработке психологической совместимости в команде можно строить на основе различных типологий. В последнее время предпринимаются попытки построения систем рекомендаций даже на основе астрологических и именных типологий, особенностей внешности людей, их почерка и биоритмов.

Не отрицая этих попыток, остановимся на тех типологиях, которые  признаны в психологической науке и тщательно проверены на больших выборках и огромном статистическом материале.

Различают четыре типа темперамента:10

  1. Холерический
  2. Флегматический
  3. Сангвинический
  4. Меланхолический

Конечно, в реальности присутствуют и смешанные темпераменты, но все же доминирование какого-то одного темпераментного свойства бывает очень заметным.

Кроме того, даже если в  результате воспитания, обучения и  опыта человек научился «маскировать»  свой темперамент посредством ролевого поведения и самоконтроля, то в экстремальных и стрессовых ситуациях его темпераментные качества становятся доминирующими: холерик начинает суетиться, а флегматик впадает в ступор.

Темперамент проявляется  в таких характеристиках деятельности, поведения и общения человека, как скорость, выносливость и степень открытости. При этом темпераментные свойства являются наследственно заданными и мало меняются на протяжении всей жизни человека.

Например, если в детстве  ребенок был активным, подвижным  и общительным, то в юности, в зрелые годы и в старости он все равно по сравнению с другими людьми будет активным, подвижным и общительным. Разумеется, эта активность во второй половине жизни снизится и человек станет более спокойным и менее общительным, но все равно холерик не может полностью «превратиться» в медлительного и замкнутого флегматика.

Холерик обладает очень высокой работоспособностью, выносливостью, активностью и инициативой. Хорошо работает в условиях изменений. Очень часто холерик стремится к формальному или неформальному лидерству, самостоятельности, ответственности. Он отличается также высокой скоростью мышления и переживаний, повышенной возбудимостью и эмоциональностью, способен на неожиданную смену настроений в течение дня.

Холерики любят трудности  и умеют их преодолевать, можно сказать, что препятствия и проблемы повышают их жизненную энергию и стремление к самоутверждению. В некоторых случаях эти сотрудники неосознанно сами «организуют себе проблемы», чтобы «жизнь и работа не казались излишне скучными и монотонными».

Информация о работе Теоретические и методические основы психологического изучения и отбора персонала в организации