Теоретические и методические основы психологического изучения и отбора персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать теоретические и практические особенности работы менеджера по психологическому изучению и отбору персонала.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность, цели и задачи кадровой службы в организации;
2. определить значение и описать методы отбора персонала в организации;
3. исследовать основы психологического изучения персонала организации, психологической совместимости;
4. дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цели и задачи кадровой службы в организации 7
1.2 Значение и методы отбора персонала в организации 15
1.3 Основы психологического изучения персонала организации. Психологическая совместимость 23
2 АНАЛИЗ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2 Анализ кадрового состава организации 41
2.3 Анализ системы управления персоналом в организации 46
2.4 Анализ системы психологического изучения и отбора персонала в организации 49
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 64
3.1 Повышение эффективности службы управления персоналом в организации 64
3.2 Совершенствование методики психологического изучения персонала 67
3.3 Совершенствование методики отбора персонала 75
4. ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ 82
4.1 Анализ рабочего места, помещения для умственного труда. Принципы профотбора и теория Джоржа Аткинсона (мотивы и мотивация) 82
4.2 Инженерные мероприятия по безопасным условиям труда на рабочем месте 92
4.3 Устойчивость помещения при ЧС 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 110

Файлы: 1 файл

1 Теоретические и методические основы психологического изучения .doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Работник, обладающий холерическим темпераментом, может быть вспыльчивым и раздражительным, нередко имеет сниженный самоконтроль и направлен на «сбрасывание» своих эмоций на других людей.

Управление подчиненным-холериком:

  • давать поручения, связанные с ответственностью и самостоятельностью, применять умеренный контроль;
  • поручать задачи, требующие высокой творческой активности и креативности, если подчиненный-холерик является профессионалом в определенной области;
  • учитывая тот факт, что подчиненный стремится сделать карьеру и чувствовать себя значимым, создавать перспективу повышения; использовать на прорывах, инновациях;
  • посылать в нужные командировки по завязыванию связей и контактов с клиентами и партнерами;
  • организовывать общение в нейтрально-партнерском стиле, поскольку подчиненный-холерик плохо переносит власть и давление;
  • холерик психологически совместим с сангвиником и флегматиком. Не рекомендуется создавать тандемы «холерик — флегматик» и «холерик — меланхолик». В первом случае холерик будет раздражаться на медлительного флегматика, а флегматик — испытывать неуверенность в себе. Во втором — меланхолик будет переживать и обижаться на вспыльчивость холерика;
  • учитывать, что холерик восстанавливается и отдыхает в туристических поездках и общении с большим количеством различных людей (знакомых и незнакомых).

Если холерик - высший руководитель, то он часто реализует в управлении сильный и авторитарный стиль, требует от подчиненных высокой работоспособности и трудоголизма, ждет от них быстрых решений, не любит, когда ему сопротивляются, не любит спорщиков и критиков, может позволить себе резкую критику в адрес своих сотрудников.

Флегматик - спокойный, медлительный, вдумчивый и основательный работник. Проявляет надежность в отношениях и стабильность. Нуждается в длительной адаптации, новую информацию воспринимает с трудом, запоминает долго, но глубоко и основательно. При изменении условий работы может временно снизить производительность. Склонен к уединению, замкнутости, не любит конфликтов. Имеет невысокую инициативность. Может проявлять склонность к повторению ошибок. Хорошо работает в условиях однообразия и монотонии. Не рвется в лидеры, хорошо психологически совместим с сангвиниками, меланхоликами и флегматиками. Отличается терпеливостью, но склонен накапливать неудовлетворенность и редко, но очень сильно проявлять «взрыв негодования».

Управление подчиненным-флегматиком:

  • рекомендуется использовать его на участках работы, требующих хорошей концентрации внимания, а также там, где нужно работать в условиях однообразия и монотонии (составление отчетов, обобщение большого массива фактических данных);
  • поскольку в стрессовых ситуациях флегматик сохраняет спокойствие и самообладание, можно использовать его при урегулировании конфликтов в команде;
  • при формулировании задания давать время для запоминания, предлагать записать необходимые условия задачи; обязательно контролировать выполнение задания, стимулировать и «подгонять», держать активный контакт и заинтересовывать; активизировать инициативу, например, на совещаниях спрашивать его мнение и его оценку;
  • не использовать на участках работы, где требуется высокая скорость принятия решения и общительность;
  • учитывать, что флегматик хорошо отдыхает и восстанавливает работоспособность в условиях уединения.

Если флегматический темперамент имеет высший руководитель, то он ждет от подчиненных активности, инициативы и самостоятельности. Он нуждается также в постоянной обратной связи: докладах и записках о том, как идут дела, что удалось сделать, а что — не удалось и т. п. В общении с таким руководителем нужно немного «замедляться» и уметь держать паузу в те моменты, когда руководитель думает и принимает решение. Руководитель, имеющий флегматический темперамент, является упрямым человеком, поэтому, если он принял отрицательное решение, взять «тайм-аут» и только потом предпринимать меры по изменению решения.

Сангвиник - активный, энергичный, имеет высокую работоспособность и развитый самоконтроль. Общительный, жизнерадостный человек. Ориентирован на карьеру и хороший заработок. Хорошо переносит перегрузки и эмоционально устойчив к неприятностям и тяжелым событиям. Эмоционально мало чувствительный, как говорят, «толстокожий». Психологически совместим с холериком, сангвиником, меланхоликом.

Управление подчиненным-сангвиником:

  • использовать хорошие организационные способности такого подчиненного по созданию эффективной команды;
  • создавать перспективы карьеры и заработка, в противном случае он может уволиться и перейти к конкуренту;
  • увлекать новой задачей, стимулировать, контролировать выполнение задания; загружать делами; поддерживать формально-деловые отношения.

Высший руководитель, имеющий сангвинический темперамент, ждет от своих подчиненных высокого профессионализма, самоотдачи в работе и подчеркнутой деловитости в общении.

Меланхолик отличается эмоциональной чувствительностью, долго переживает ошибки и неудачи, проявляет повышенную обидчивость. Отличается высокой тревожностью, рисковать не любит. Может расстраиваться при неудачах, женщины-меланхолики часто плачут. Тяжело переживают несправедливость и конфликты. Склонны к самообвинению и самокопанию. Обладают интуицией. Ценят позитивную атмосферу в компании, по причине хороших отношений на работе переходить в другую организацию не будут даже тогда, когда там предложат более высокую заработную плату. Психологически совместимы с сангвиниками и флегматиками.

Управление подчиненным-меланхоликом:

  • такой подчиненный нуждается в эмоциональной поддержке и позитивной оценке в случае достижений;
  • нежелательно критиковать в присутствии других людей, лучше — наедине;
  • не рекомендуется назначать на управленческие должности; поддерживать позитивную атмосферу в компании и подразделениях;
  • не рекомендуется использовать на участках работы, связанных с риском и стрессом;
  • можно найти конструктивное применение интуиции подчиненного-меланхолика, если приглашать его на переговоры в качестве наблюдателя, с тем чтобы потом получить от него точную психологическую характеристику оппонентов;
  • можно применять способности меланхолика в реализации поддержки и сочувствия тем сотрудникам, которые переживают личное горе или беду.

Чаще всего меланхолик работает в позиции подчиненного, в неформальной структуре играет роль ведомого. Довольно редко люди с этим темпераментом становятся руководителями. Но если все же это  произошло, руководитель-меланхолик нуждается в постоянной эмоциональной поддержке друзей и близких людей. Кроме того, ему рекомендуется регулярно отдыхать, поддерживать хорошую психологическую и физическую форму, внимательно относиться к своему рациону.

Если за основу типологии подчиненных мы возьмем стилевые особенности их мыслительной деятельности, то можно выделить пять психологических типов: 11

  1. Аналитики
  2. Прагматики
  3. Реалисты
  4. Идеалисты
  5. Критики

Работники, характеризующиеся аналитическим мышлением, любят оперировать цифровыми данными и количественными характеристиками, в своей работе опираются на директивные документы, инструкции и юридические нормы. Работают тщательно, ответственно, продумывают детали, педантичны. Ориентированы на высокую успешность и не любят ошибаться. Стремятся к высокому профессионализму и не терпят недобросовестности в работе. Часто проявляют перфекционизм. Перед решением задачи осуществляют тщательное планирование. Любят порядок, регулярность, системность, четкость. Эффективно работают в стабильных условиях при наличии достаточного времени. Они консервативны, устойчивы, стабильны. Проявляют серьезность в обучении, уважают авторитеты.

Во внешности и поведении  — солидны, любят добротную и  дорогую одежду, ведут себя с достоинством. Общаются сдержанно, без лишних эмоций. Их устная речь похожа на письменную, с правильными оборотами и законченными предложениями. Стремятся повлиять на собеседника прежде всего логикой и аргументами. Конфликтовать не любят, но если попадают в конфликтную ситуацию, могут проявить упорство и до конца отстаивать свою позицию. Психологически совместимы с аналитиками, реалистами и идеалистами.

Чтобы правильно решать задачу использования в управлении сильных сторон каждого сотрудника, разберем, в каких ситуациях каждый психологический тип эффективен, а в каких его эффективность существенно снижается.

Аналитики успешны:

  • при работе над важным проектом, требующим высокой компетентности и профессионализма;
  • в процессе принятия стратегически важного решения;
  • при сравнении различных подходов и выработке наиболее эффективного подхода к решению проблемы;
  • при составлении справочников, таблиц и классификаций;
  • при единоличном выполнении задания, не требующего организации команды и интенсивного общения с сотрудниками.

Эффективность аналитиков снижается:

  • в условиях лимита времени и неопределенности;
  • в условиях постоянных изменений;
  • при наличии конфликта и напряжения.

Прагматики стремятся прежде всего к получению конкретных результатов. Не терпят «общих разговоров». Ориентированы на инновации, любят все новое, избегают однообразия и монотонии. Вокруг них — всегда люди, они всех активизируют, будоражат, заряжают новыми идеями. Могут одновременно выполнять несколько дел. Легко переносят ошибки, при неудачах быстро переключаются на другое направление деятельности.

Редко планируют работу заранее, предпочитая сразу же включиться в дело и осуществлять планирующие  действия по ходу работы. Живые, подвижные  и общительные. Нередко обладают эмоциональным обаянием.

Не любят подчиняться  нормам и авторитетам. Часто бывают независимыми предпринимателями. Легко чувствуют себя в конфликте и противоборстве, потому борьба их «заряжает» энергией. В условиях противоборства и конфронтации часто выигрывают. Психологически совместимы с реалистами, прагматиками и критиками.

Прагматики успешны:

  • в условиях развития, при начинании нового дела или нового направления в работе;
  • в процессе принятия решения со многими неизвестными и с опорой на интуицию; при ограничениях во времени;
  • при необходимости быстро организовать команду единомышленников.

Эффективность прагматиков  снижается:

  • в условиях однообразия и монотонии;
  • в условиях затягивания времени, когда возникает отсрочка в достижении цели;
  • при общении с медлительными и нерешительными партнерами;
  • при жестком, авторитарном управлении, давлении и излишне частом и детальном контроле.

Реалисты похожи на прагматиков: такие же живые и общительные. Но если прагматики ориентированы на самостоятельное достижение результата и доверяют только своему личному опыту, то реалисты направлены на создание команды, которую они могут направить на решение задачи. Опираются на практику, ценят факты, полученные другими. Реалисты не всегда стремятся сами иметь знания в различных областях, они подбирают команду из хороших специалистов и доверяют им.

Существует мнение, что  эффективный руководитель получается из тех работников, которые обладают реалистическим мышлением. Они любят  управлять ситуацией и людьми, и на работе, и при неформальной встрече. Они всегда стремятся оказывать влияние, рекомендовать, советовать.

Общаются в простой, деловой манере. Любят рассказывать анекдоты, шутить. Чужды сантиментов, увлекаются работой и карьерой. Из своих близких, как правило, стремятся  тоже сделать работающую команду: жена — секретарь, дети — помощники в деле и бизнесе. Психологически совместимы со всеми: реалистами, аналитиками, прагматиками, идеалистами и критиками.

Реалисты успешны:

  • в управлении;
  • при взаимодействии с внешними организациями, партнерами и клиентами;
  • в переговорах.

Информация о работе Теоретические и методические основы психологического изучения и отбора персонала в организации