Теоретические и методические основы психологического изучения и отбора персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать теоретические и практические особенности работы менеджера по психологическому изучению и отбору персонала.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность, цели и задачи кадровой службы в организации;
2. определить значение и описать методы отбора персонала в организации;
3. исследовать основы психологического изучения персонала организации, психологической совместимости;
4. дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цели и задачи кадровой службы в организации 7
1.2 Значение и методы отбора персонала в организации 15
1.3 Основы психологического изучения персонала организации. Психологическая совместимость 23
2 АНАЛИЗ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2 Анализ кадрового состава организации 41
2.3 Анализ системы управления персоналом в организации 46
2.4 Анализ системы психологического изучения и отбора персонала в организации 49
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 64
3.1 Повышение эффективности службы управления персоналом в организации 64
3.2 Совершенствование методики психологического изучения персонала 67
3.3 Совершенствование методики отбора персонала 75
4. ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ 82
4.1 Анализ рабочего места, помещения для умственного труда. Принципы профотбора и теория Джоржа Аткинсона (мотивы и мотивация) 82
4.2 Инженерные мероприятия по безопасным условиям труда на рабочем месте 92
4.3 Устойчивость помещения при ЧС 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 110

Файлы: 1 файл

1 Теоретические и методические основы психологического изучения .doc

— 1.13 Мб (Скачать)

Современная российская практика выработала такой метод  проверки, как запрос в базу данных МВД, позволяющий выяснить наличие  или отсутствие у кандидатов криминального прошлого. К сожалению кадровиков, такой запрос может делать только уполномоченный сотрудник МВД. Однако свободное распространение на компьютерных рынках и развалах хакерских баз данных позволяет службе персонала без особого труда самостоятельно проверить следующие моменты:

  • действительность выдачи паспорта и его принадлежности проверяемому лицу;
  • регистрацию проверяемого лица по месту жительства;
  • правильность домашнего телефона по указанному адресу проверяемого лица;
  • привлечение проверяемого лица к уголовной или административной ответственности;
  • наличие связей проверяемого с криминальными группами, с распространителями наркотических средств или иной компрометирующей его информации;
  • участие проверяемого лица в негосударственных организациях в качестве учредителя, участника/акционера или должностного лица.

Можно поручить проверку рекомендаций кадровому или детективному агентству (такая услуга уже получила распространение), но нет никаких  гарантий, что они сделают эту  проверку не вышеуказанным способом и результат будет более достоверным, чем тот, который вы получите сами.

Для менеджера компании ЗАО «Сити-XXI» можно предложить следующую последовательность действий по проверке рекомендаций кандидата:

  1. Если вы решились проверять рекомендации кандидата, для начала заручитесь согласием кандидата. Возможно, ваш потенциальный работник еще не ставил в известность своего нынешнего работодателя о предстоящем увольнении, и звонок с просьбой дать отзывы и рекомендации серьезно осложнит человеку жизнь.
  2. Получив согласие кандидата на проверку рекомендаций, попросите его назвать или перечислить в анкете потенциальных рекомендателей, с указанием их имен, отчеств и фамилий, контактов, нынешних мест работы и должностей, а также обозначить характер их взаимоотношений (начальник, подчиненный, коллега).
  3. Определитесь с моментом сбора рекомендаций. Совершенно не стоит заниматься этим до прохождения соискателями большей части принятых в компании отборочных процедур. Достаточно собрать рекомендации только на финалистов кадрового конкурса.
  4. Решите в компании, для каких категорий работников вы будете собирать рекомендации. На мой взгляд, это бессмысленно делать в отношении рабочих, младших исполнителей (курьеров, уборщиц), низового звена менеджмента. Очевидно, что рекомендации следует собирать на такие должности, по которым законодательно предусмотрена возможность заключения договоров полной материальной ответственности работников, а также для управленческого звена, старшего и высшего менеджмента и во всех случаях, когда для принятия решения информации, полученной за счет внутренних процедур, недостаточно.
  5. Не помешает определить, какой давности сведения вы будете собирать. Звонки в компании, где кандидат на руководящую должность лет десять назад начинал свою карьеру, определенно не принесут пользы.
  6. Перед обзвоном составьте список вопросов, на которые нужно получить ответы. Стандартного набора не существует - в отношении каждого соискателя возникнут персональные вопросы. Особенное внимание нужно обратить на те периоды и моменты, которые соискатель случайно или намеренно оставил без ответа, на пробелы в трудовой биографии. Постарайтесь сформулировать вопросы в закрытой форме, чтобы собеседник мог ответить на них «да», «нет», не знаю». Оформите опросный лист, чтобы сразу записать полученные ответы.
  7. Проверьте список рекомендателей, старайтесь общаться не с коллегами, а с непосредственными руководителями соискателя. Через открытые источники - базы данных, информационные бизнес-справочники («Золотые», «Желтые», «Синие» страницы) найдите телефоны компаний, где работал ваш соискатель.
  8. Связавшись с рекомендателем или работодателем, представьтесь, объясните цель вашего звонка, уточните возможность получения рекомендаций. Если рекомендатель занят, уточните время и способ связи. Продолжите разговор или перезвоните в назначенное время. Начните телефонный разговор с установления доброжелательного контакта. Поинтересуйтесь, сколько времени сможет уделить вам рекомендатель для этой беседы.
  9. Не читая с листа вопросы, задайте основные из них. Помечайте ответы, уточняйте. Получив самые значимые ответы, в оставшееся время уточните второстепенные детали. Не задавайте много открытых вопросов, ответы на которые могут быть неопределенными или затянутыми. По возможности воспользуйтесь телефонной гарнитурой, чтобы освободить руки для записи ответов, еще лучше - приготовьте и подсоедините диктофон для записи разговора. Ни в коем случае не вносите ответы рекомендателя в компьютерные файлы во время разговора: щелканье клавиш в трубке отбивает всякое желание продолжать разговор.
  10. Непременно поинтересуйтесь у своего собеседника, кто еще может отозваться о рекомендуемом из числа коллег и знакомых рекомендателя, клиентов или бизнес-партнеров, запишите их данные. Расширяйте круг рекомендателей, звоните, собирайте сведения до тех пор, пока не получите более или менее ясную картину мнений третьих лиц о соискателе.

Некоторые западные и  отечественные организации, разочаровавшись  в качестве получаемой информации, полностью отказались от использования  дополнительных источников информации о кандидате. Такой подход представляется неправильным, поскольку контакты с людьми, знающими кандидата, позволяют, по крайней мере, обезопасить организацию от шарлатанов и мошенников. Если в резюме сказано, что человек работал директором по логистике, а в действительности он был только экспедитором, это должно, как минимум, насторожить сотрудников службы персонала.

Между тем, не стоит особенно полагаться на хорошие отзывы или  прекращать работу с соискателем  на основании первых же негативных отзывов. Собранная информация должна подтвердить или опровергнуть сформировавшееся в результате отборочных процедур заключение, дать пищу для дальнейших размышлений, дополнительных вопросов и направлений оценки соискателя, и - не более того.

 

4 Экология и безопасность

4.1 Анализ рабочего места, помещения для умственного труда. Принципы профотбора и теория Джоржа Аткинсона (мотивы и мотивация)

Работа на персональном компьютере предполагает умственное и  психо - эмоциональное напряжение, длительное нахождение перед «электронно-лучевой» трубкой (монитором), напряжение органов зрения, вынужденную позу, адинамию. Разработчики и производители компьютеров предусматривают эффективные меры для устранения неблагоприятных воздействий на здоровье человека, однако, несмотря на это обстоятельство, у людей, интенсивно работающих за компьютером, довольно часто возникают головные боли, усталость глаз, мышечные боли, общее утомление. Причем на первый план выходят симптомы зрительного напряжения и перенапряжения, затем усталость, боли в группах мышц, связанных с поддержанием вынужденной позы.

С уверенностью можно  сказать, что все указанные симптомы объясняются незнанием санитарно-гигиенических правил, неправильным режимом работы, т.е., в конечном счете, отсутствием необходимой информации о влиянии компьютера на здоровье человека. Что работа за компьютером была не только безвредна, но и комфортна, есть простые и вместе с тем эффективные способы, как избежать вышеуказанные неприятности для этого нужно провести анализ рабочего места оператора ЭВМ.

Операторы ЭВМ, программисты и другие работники сталкиваются с воздействием таких физически  опасных и вредных производственных факторов, как повышенный уровень шума, повышенная температура внешней среды, отсутствие или недостаток естественного света, недостаточная освещенность рабочей зоны, электрический ток, статическое электричество и др. Многие работники связаны с воздействием таких психофизиологических факторов, как умственное перенапряжение зрительных и слуховых анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.

Можно выделить следующие вредные факторы, действующие на человека за компьютером:15

  • сидячее положение в течение длительного времени;
  • воздействие электромагнитного излучения монитора;
  • утомление глаз, нагрузка на зрение;
  • перегрузка суставов кистей;
  • стресс при потере информации.

Сидячее положение .Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие – простатит и гемморой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное  излучение. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка  суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при  потере информации. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

С целью создания нормальных условий для персонала установлены  санитарно-гигиенические нормы и правила, сведенные в СанПиН 2.2.2.542-96. На основе данного документа был проведен анализ санитарно-гигиенических условий труда сотрудников отдела операторов ЭВМ.

Анализ помещения отдела операторов ЭВМ:

- площадь помещения  - 21 кв.м.;

- количество компьютеров  - 4 шт.;

- помещение имеет естественное и искусственное освещение;

- естественное освещение  осуществляется через боковые  световые проемы, обеспечивается коэффициентом естественной освещенности свыше 1,5 % при нормативе - не ниже 1,5 %;

- площадь оконного  проема - 11,5 кв.м.;

- площадь на одно  рабочее место с ПЭВМ составляет 5,25 кв.м. при нормативном минимуме 6,0 кв.м.;

- помещение оборудовано  системами отопления и кондиционирования  воздуха;

- для внутренней отделки  интерьера помещения использованы  диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5.;

- основное питание  помещения осуществляется от  трехфазной сети частотой 50 Гц, напряжением 220 В.;

- применяется защитное  заземление, выносного типа (сосредоточенное). Сопротивление заземляющего устройства 3.8 Ом.

- категория помещения  по электробезопасности - без  повышенной опасности;

- категория помещения по пожароопасности - Д.

Анализ микроклимата в помещении:

- основными источниками  теплоты здесь являются: ЭВМ и вспомогательное оборудование, приборы освещения, обслуживающий персонал. Основным тепловыделяющим оборудованием является ЭВМ - в среднем до 80% суммарных тепловыделений. Тепловыделения от приборов составляют в среднем 12 %, от обслуживающего персонала - 1 %.

- в помещении поддерживается  температура и влажность воздуха  постоянными, с относительно малыми колебаниями, так как значительные колебания температуры приводят к изменению рабочих характеристик узлов и устройств ПЭВМ;

- температура воздуха  составляет 21-24 градуса при нормативных значениях в теплое время года - 23-25 градусов, в холодное - 22-24 градуса;

- относительная влажность  воздуха - 40-50 % (норматив - 40-60 %);

- скорость движения  воздуха - 0,2 м/с (норматив - 0,2 м/с).

Наиболее значительным физическим фактором является производственный микроклимат, который характеризуется уровнем температуры и влажности воздуха, а также интенсивностью уровня радиации.

Используемые ЭВМ не требуют создания особых микроклиматических условий для работы и нормально функционируют в пределах допустимых для человека значений температуры и влажности.

В виду того, что ЭВМ  являются источниками тепловыделений, существует возможность повышения температуры и снижения влажности воздуха на рабочих местах, способствующих раздражению кожи. Микроклиматические условия в помещении с ЭВМ должны удовлетворять требованиям в соответствии:

- температура окружающей  среды в холодный период года 20 - 22C, в теплый период 22 - 25С;

- относительную влажность  воздуха 30 - 60%;

- содержание пыли - макс. 0.0001 кг/м при размере частиц макс. 3 мкм.

Одним из условий здорового  и высокопроизводительного труда  является обеспечение чистоты воздуха. Атмосферный воздух в своем составе содержит в процентном отношении:

  • азот 78,8%
  • кислород 20,25%
  • аргон, неон и другие инертные газы 0,93%
  • углекислый газ 0,03%

Воздух такого состава  наиболее благоприятен для дыхания  человека.

Рассматриваемое в данной дипломной работе сетевое оборудование не вырабатывают никаких вредных  веществ. Таким образом, воздушная среда в помещении, где они используется, вредных воздействий на организм человека не оказывает и удовлетворяет требованиям I категории работ.

Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений нормируются и приведены, в таблице 7.

Таблица 7

Микроклимат (ГОСТ 12.1.005-88)

Сезон года

Категория

работ

Температура, С

Относительная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с

Холодный период

I

22 - 24

40 - 60

0,2

Теплый период

I

23 - 25

40 - 60

0,2


 

Исследование уровня шума и вибрации в помещении:

- стены помещения облицованы  звукопоглощающим материалом;

- при выполнении основной  работы на ПЭВМ уровень шума  на рабочем месте не превышает 45 дБА при нормативном значении - 50 дБА;

- при работающих шумных агрегатах вычислительных машин (принтеры, графопостроители и др.) уровень шума составляет около 60-65 дБА при нормативном минимуме 75 дБА;

- вибрация на рабочих  местах не должна превышает  допустимых норм.

Анализ освещенности помещения (см. табл. 8):

 

Таблица 8

Освещенность (СниП 23-05-95)

Информация о работе Теоретические и методические основы психологического изучения и отбора персонала в организации