Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать теоретические и практические особенности работы менеджера по психологическому изучению и отбору персонала.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность, цели и задачи кадровой службы в организации;
2. определить значение и описать методы отбора персонала в организации;
3. исследовать основы психологического изучения персонала организации, психологической совместимости;
4. дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цели и задачи кадровой службы в организации 7
1.2 Значение и методы отбора персонала в организации 15
1.3 Основы психологического изучения персонала организации. Психологическая совместимость 23
2 АНАЛИЗ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2 Анализ кадрового состава организации 41
2.3 Анализ системы управления персоналом в организации 46
2.4 Анализ системы психологического изучения и отбора персонала в организации 49
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 64
3.1 Повышение эффективности службы управления персоналом в организации 64
3.2 Совершенствование методики психологического изучения персонала 67
3.3 Совершенствование методики отбора персонала 75
4. ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ 82
4.1 Анализ рабочего места, помещения для умственного труда. Принципы профотбора и теория Джоржа Аткинсона (мотивы и мотивация) 82
4.2 Инженерные мероприятия по безопасным условиям труда на рабочем месте 92
4.3 Устойчивость помещения при ЧС 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
Эффективность реалистов снижается:
Идеалисты любят рассуждать о морально-этических и нравственных ценностях, увлекаются философией и эзотерическими учениями. Стремятся помочь людям, к ним часто обращаются за помощью. Характеризуются гуманными установками. Заботятся об атмосфере в коллективе, миролюбивы, их любят и уважают. Идеалисты — прекрасные слушатели, прощающие ошибки и погрешности. Влияют на других через позитивные средства: хвалят, восхищаются, поощряют, выделяют позитивы.
Напряжение их внутренней жизни часто связано с тем, что они хотят, чтобы «всем было хорошо», но понимают реальную недостижимость своего идеала. Психологически совместимы с идеалистами и реалистами.
Идеалисты успешны:
Эффективность идеалистов снижается:
Критически настроенные сотрудники, обладающие профессиональной компетентностью, способны вовремя выявить важные ошибки в процессе принятия решения. Несмотря на то что критики не очень удобны в общении и часто проявляют язвительность и ироничность, именно они могут вовремя предсказать возможные риски.
На семинарах участники обычно спрашивают, какова «санитарная норма» наличия критиков в работающей команде с учетом ее численности. К сожалению, пока нет развернутых исследований, чтобы точно ответить на этот вопрос. Однако желательно, чтобы в каждом коллективе и каждом подразделении работал хотя бы один грамотный и профессиональный критик, и не только в периоды становления новой компании или на «прорывах», но и на постоянной основе. Психологически совместимы с реалистами и прагматиками.
Критики успешны:
Эффективность критиков снижается:
В соответствии с дилеммой «бизнес-практика – клиника» используемые компаниями тесты можно разделить на две группы – функциональные (тесты достижений, бизнес-тесты) и психологические. Первые специфичны для какой-либо отрасли либо профессии (например, тесты для бухгалтеров, программистов и т. п.). Иногда такие тесты и опросники разрабатываются самими корпорациями, однако возможно и сотрудничество с провайдерами или простая покупка – например, теста для бухгалтеров.
С психологическими тестами и опросниками все запутаннее – брэндированных методик на рынке очень много. Другое дело, что получить информацию о том, в каких компаниях какие технологии применяются, очень сложно.
Психологические тесты – самая многочисленная и самая разношерстная группа методик, применяющаяся в корпоративной практике тестирования персонала. Условно их можно разделить на несколько групп:12
1. Интеллектуальные. – наиболее известны непосвященным. Знаменитый тест на IQ Айзенка – из этой плеяды. По идее, такие методики должны выявлять уровень интеллектуального развития человека. Однако в кадровом менеджменте практически бесполезны, так как не адаптированы к российским условиям и – кроме того – не дают представления об истинном уровне умственного развития.
2. Социально-психологические.
Дают представление о
3. Личностные. В этой группе – знаменитый опросник MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), который HR-специалисты обычно вспоминают первым. Дают представление об индивидуально-психологических особенностях личности, типичных способах поведения человека. В бизнес-практике применяются, несмотря на то, что их, часто называют «клиникой». К ним также обычно относят проективные методики – самые популярные в среде российского HR. Что может быть проще, чем заставить кандидата нарисовать что-либо («Рисунок неизвестного животного») или рассказать об ассоциациях, возникающих при взгляде на некие абстрактные картины (ТАТ – тематический апперцептивный тест).
4. Тесты способностей.
В компании SHL, например, из всех
тестовых методик только их
и признают. Пользуются стабильной
популярностью, так как
Сегодня круг «тестовых» предпочтений российского кадрового менеджмента формируют несколько факторов – необходимость делать выбор между лицензионными и контрафактными продуктами, вялотекущая борьба двух школ – российской и иностранной. А также быстрые темпы роста компаний, из-за чего зачастую используется то, что проще освоить и быстрее внедрить. В результате лицо рынка меняется. Какие-то продукты набирают популярность. Какие-то (вроде теста Айзенка) в профессиональной среде уже практически забыты.
Можно сформировать десятку самых популярных кадровых методик.13
Подводя общий итог исследованию, проведенному в первой главе, можем отметить, что мы рассмотрели основополагающие понятия, сущность, цели и задачи кадровой службы в организации, значение и методы отбора персонала в организации, а также основы психологического изучения персонала организации, что послужило необходимой базой для дальнейшего исследования работы кадровой службы ЗАО «Сити-XXI» по психологическому изучению и отбору персонала.
Объектом исследования данной работы является закрытое акционерное общество «Сити-XXI».
Место нахождения: 117292, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 24, корп. 1.
ЗАО "Сити-XXI" впервые зарегистрировано в 1989 г. Основным видом деятельности компании стала организация международных специализированных выставок, продажа электронной и бытовой техники. В ходе дальнейшей диверсификации с 1991 года важным направлением бизнеса Компании становится осуществление оптовой и розничной торговли одеждой и обувью в России и странах СНГ. Сегодня "Сити-XXI" является одной из крупнейших в России многофункциональной торгово - финансовой группой.
ЗАО «Сити-XXI» - это Группа Компаний Крокус. Группа Компаний Крокус – это торгово-финансовая группа, деятельность которой объединяет несколько стратегических направлений: осуществление оптовой и розничной торговли, выставочный бизнес, строительство, организация и управление многофункциональными торговыми предприятиями, операции на рынке строительства торговой и жилой недвижимости. К Группе Компаний Крокус относятся: дочерний банк «Крокус Банк», подразделение Крокус Экспо, Красногорский филиал торгово-выставочный, развлекательный и деловой комплекс «Крокус Сити», сеть магазинов «Твой Дом», розничная сеть магазинов одежды и обуви «Крокус Москва», кондоминиум «Дом Агаларова».
В общей сложности Группа Компаний Крокус имеет три торговых центра общей площадью 140000 кв. м. и два выставочных комплекса площадью 40680 кв.м., что позволяет компании занимать одну из лидирующих позиций в рейтинге девелоперов торговых и выставочных центров России.
В соответствии с Уставом ЗАО «Сити-XXI» имеет филиалы в РФ:
Подразделения общества, действуют на основании положений, утвержденных генеральным директором ЗАО «Крокус Интернэшнл». Отношения между ЗАО «Сити-XXI» и подразделениями строятся на основе административного подчинения. Они обладают закрепленным имуществом, состоящим из основных и оборотных средств, принадлежащих ЗАО «Сити-XXI». Подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками, не имеют расчетных (текущих) счетов в учреждениях банков. Подразделения осуществляют все виды деятельности, внесенные в Устав ЗАО «Сити-XXI».
Общее руководство деятельности осуществляет ЗАО «Сити-XXI» аппарат управления ЗАО «Сити-XXI».
Состав Акционеров Общества отражается в реестре акционеров Общества. Акционером общества является гражданин Российской Федерации Агаларов А.И., который имеет 100% долю акций в Уставном капитале ЗАО «Сити-XXI», является генеральным директором (президентом) Общества.
Структура управления организацией, или организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
По мере роста организации «Сити-XXI», а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, поддержка программного обеспечения, юридический отдел и т.п.), слаженная работа которых требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, стало императивом для компании.
На рисунке 1 изображена организационная структура ЗАО «Сити-XXI».
Организационная структура ЗАО «Сити-XXI»
Рисунок 1
Пояснения к рисунку 1:
IT- все вопросы касающиеся программного обеспечения, установки программ и баз данных, разработка новых программ и технологий и т.д.
HR- отдел кадров.
Call centre – отдел по работе с клиентами.
PR – отдел рекламы и маркетинга.
Главной задачей организационной структуры ЗАО «Сити-XXI» является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.