Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать теоретические и практические особенности работы менеджера по психологическому изучению и отбору персонала.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность, цели и задачи кадровой службы в организации;
2. определить значение и описать методы отбора персонала в организации;
3. исследовать основы психологического изучения персонала организации, психологической совместимости;
4. дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цели и задачи кадровой службы в организации 7
1.2 Значение и методы отбора персонала в организации 15
1.3 Основы психологического изучения персонала организации. Психологическая совместимость 23
2 АНАЛИЗ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2 Анализ кадрового состава организации 41
2.3 Анализ системы управления персоналом в организации 46
2.4 Анализ системы психологического изучения и отбора персонала в организации 49
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ЗАО «СИТИ-XXI» ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ И ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА 64
3.1 Повышение эффективности службы управления персоналом в организации 64
3.2 Совершенствование методики психологического изучения персонала 67
3.3 Совершенствование методики отбора персонала 75
4. ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ 82
4.1 Анализ рабочего места, помещения для умственного труда. Принципы профотбора и теория Джоржа Аткинсона (мотивы и мотивация) 82
4.2 Инженерные мероприятия по безопасным условиям труда на рабочем месте 92
4.3 Устойчивость помещения при ЧС 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
Персонал компании - это опытные и квалифицированные специалисты. Компания регулярно проводит обучающие семинары и корпоративные тренинги. Менеджеры всех уровней стажируются в ведущих западных фирмах. Современные методы работы с персоналом, профессионализм, опыт и высокая мотивация сотрудников существенно повышают эффективность работы компании.
Исследуем кадровый состав организации (табл.2).
Таблица 2
Анализ кадрового состава ЗАО «Сити-XXI»
Показатели |
Ед.изм. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
Численность персонала по категориям: |
чел. |
|||
- Руководители |
22 |
24 |
27 | |
- Специалисты |
728 |
771 |
794 | |
Всего |
750 |
795 |
821 | |
Возрастной состав персонала: |
чел. |
|||
до 20 лет |
- |
- |
5 | |
20 – 30 лет |
525 |
530 |
539 | |
30 - 40 лет |
150 |
175 |
186 | |
свыше 40 |
75 |
90 |
91 | |
Средний возраст работающих |
лет |
29 |
29 |
29 |
Структура персонала по полу: |
||||
мужчины |
чел |
225 |
239 |
197 |
% |
30 |
30 |
24 | |
женщины |
чел |
525 |
556 |
624 |
% |
70 |
70 |
76 | |
Распределение персонала по стажу: |
||||
до 1 года |
чел. |
113 |
80 |
287 |
% |
15 |
10 |
35 | |
1-3 года |
чел. |
225 |
278 |
197 |
% |
30 |
35 |
24 | |
3-5 лет |
чел. |
150 |
159 |
140 |
% |
20 |
20 |
17 | |
5-10 лет |
чел. |
262 |
278 |
197 |
% |
35 |
35 |
24 | |
Уровень профессиональной подготовки |
% |
|||
- высшее образование |
85 |
87 |
90 | |
- неполное высшее |
15 |
13 |
10 |
Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы:
Численность персонала за 2003-2005гг. увеличилась по всем категориям: руководители – (+ 4 чел), специалисты – (+66 чел). В 2003г. на каждого руководителя в среднем приходилось по 33 специалиста, в 2004г. – 32 специалиста, в 2005г. – 29 специалистов. Увеличение количества руководителей связано с изменениями в организационной структуре предприятия и с появлением новых отделов.
В целом прирост персонала за 2003 – 2005гг. составил 71 чел. или 9,5 %.
В графическом виде динамика численности персонала ЗАО «Сити-XXI» представлена на рисунке 2.
Динамика численности персонала ЗАО «Сити-XXI»
Рисунок 2
Наибольший удельный вес в структуре персонала, как показано на рисунке 3, занимают специалисты: 97,1 % в 2003, 97,0 % в 2004гг. и 96,7 % в 2005г.
Структура персонала ЗАО «Сити-XXI» по категориям
Рисунок 3
В структуре персонала по полу наблюдаем преобладание женщин: 76 % женщин в 2005г. против 24 % мужчин (рис.4).
Структура персонала ЗАО «Сити-XXI» по половому признаку
Рисунок 4
Положительным моментом является увеличение доли сотрудников компании с высшим образованием – с 85 % в 2003г. до 90 % в 2005г., что свидетельствует о высокой квалификации кадров. Остальные сотрудники компании имеют неполное высшее образование (рис.5).
Уровень профессиональной подготовки персонала ЗАО «Сити-XXI»
Рисунок 5
В компании приветствуется стремление к обучению, к совершенствованию своих профессиональных навыков, чтобы работали либо профессионалы своего дела, либо люди, желающие стать таковыми. Подготовка кадров и повышение их квалификации происходит в высших учебных заведениях, на различных курсах, через институты и факультеты повышения квалификации руководящих кадров. Сотрудникам, желающим повысить свой образовательный уровень и квалификацию, гарантирован карьерный рост, при этом обучение проходит за счет средств организации.
Анализ персонала по стажу показал, что по состоянию на 2005г. основную долю занимают работники, проработавшие в организации менее одного года (35 %). Значительную долю также занимают работники со средним опытом работы по специальности от 5 до 10 лет, и работники с совсем небольшим опытом работы от 1 до 3 лет (24 %). Наименьшую долю (17 %) занимают работники со стажем от 3 до 5 лет (рис.6).
Структура персонала ЗАО «Сити-XXI» по стажу работы
Рисунок 6
Средний возраст персонала ЗАО «Сити-XXI» в 2003-2005гг. составил 29 лет (рис.7).
Средний возраст персонала ЗАО «Сити-XXI»
Рисунок 7
Наиболее молодой и малоопытный персонал – это рядовые служащие отделов (экономисты, менеджеры). Более опытными являются старшие специалисты, руководители отделов. И наиболее опытными являются генеральный директор, начальники отделов.
Все дела по подбору, оценке и управлению персоналом в компании ЗАО «Сити-XXI» ведет генеральный директор и отдел кадров.
Генеральный директор может:
Начальник отдела кадров:
Отдел кадров возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности приказом Директора. В своей деятельности отдел руководствуется действующим законодательством РФ, Уставом Компании, распоряжениями и приказами директора компании.
В структуре отдела кадров ЗАО «Сити-XXI» выделяются следующие штатные должности:
- начальник отдела кадров;
- менеджер по персоналу.
Во главе отдела кадров компании ЗАО «Сити-XXI» стоит директор по персоналу. Это профессиональный HR-менеджер, который отвечает за разработку и выполнение решений по персоналу всей компании. Руководитель отдела кадров работает вместе с менеджерами по приему служащих на работу и менеджерами по размещению кандидатов по должностям, которые курируют отделы компании или занимаются такими специальными вопросами, как вопросы компенсаций, социальных льгот и др. вопросами.
Отдела кадров ЗАО «Сити-XXI» выполняет следующие функции:
В процессе исследования особенностей работы менеджера по персоналу в компании ЗАО «Сити-XXI» мне удалось побеседовать с одним из менеджеров компании, который подробно рассказал о своем рабочем дне. Результаты данного исследования представлены в Приложении 1.
Отбор кандидатов на занятие вакантной должности является завершающим процессом подбора персонала в соответствии с заявленными потребностями структурных подразделений организации ЗАО «Сити-XXI».
Процедура отбора персонала в ЗАО «Сити-XXI» складывается из этапов, представленных на рис. 8.
Этапы отбора кандидатов на занятие вакантной должности в ЗАО «Сити-XXI»
Рисунок 8
Приведем краткое описание содержания работ по каждому из этапов.
Первый этап представляет собой предварительный отбор, при котором может быть отсеяно до 90 % претендентов. Осуществляют отбор специалисты отдела персонала по формальным критериям: образование, специальность, стаж работы, пол, возраст. Исходными документами для отбора являются заявка структурного подразделения (Приложение 2) и резюме претендента.
На втором этапе устанавливается личный
или телефонный контакт с отобранными
по первому этапу кандидатами, которым
предлагается представить определенный
набор документов согласно действующей
в организации
инструкции о порядке проведения отбора
кандидатов (Приложение 3). В состав предъявляемых
на данном этапе документов, как правило,
входят следующие:
В отдельных случаях, с учетом специфики особенностей условий выполнения должностных обязанностей, не исключено представление дополнительных документов и наоборот, сокращение некоторых из них.
На третьем этапе производится анализ представленных кандидатами документов. Результатом анализа документов является подготовка собеседования (интервью), осуществляются проверка приведенных в них данных, наведение справок, уточнение подлинности отдельных документов.
Справки наводятся у руководителей по прежнему месту работы, у других лиц, знающих претендентов на должность. По претендентам на управленческие вакансии делается попытка выяснить на прежней работе стиль руководства, отношение кандидата к новому, общительность, умение работать с людьми, способность и ответственность в принятии решений и т. д. К проверке данных возможно подключение службы безопасности организации.
На третьем этапе возможен отсев кандидатов по причине недостоверности представленных документов, отдельных сведений о себе, вызывающих сомнение биографических данных и т. п.
На четвертом этапе проводится собеседование-интервью с кандидатами, прошедшими три предыдущих этапа. Интервью проводят подготовленные специалисты отдела персонала организации или привлеченные работники кадровых агентств, поскольку проведение интервью требует подготовки.
Задача интервью - не принятие какого-либо решения о подготовленности и личных качествах кандидата, а только сбор дополнительной информации. Проведение интервью базируется на знании основ психологии общения, психодиагностики и техники проведения интервью.
Пятый этап предусматривает личное собеседование будущего непосредственного руководителя с претендентом (претендентами) на вакантное место. Хотя руководитель использует результаты анализа представленных документов и отчет по проведению интервью, главная ценность собеседования заключается в личном контакте начальника с подчиненным, поскольку мнение непосредственного руководителя, его оценка претендента может явиться основным доводом в пользу принятия решения руководством организации о приеме кандидата на работу. Кроме того, результатом собеседования может явиться необходимость проведения тестирования кандидата, проведения ознакомления с рабочим местом, выполнения в порядке испытания отдельных работ и т. д.
Медицинскому
Седьмой этап является заключительным в процессе
отбора кандидатов. На основе анализа
представленных документов (этап 4, 5, 6)
и учета мнения руководителя соответствующего
структурного подразделения работодатель
(в лице
руководителя организации или уполномоченное
им на то лицо) принимает решение о заключении
трудового договора с кандидатом, успешного
прошедшим процедуру отбора.
Восьмой этап заключается в оформлении трудового договора с отобранным кандидатом в подготовке и издании приказа (распоряжения) работодателя о приеме на работу. Основанием для издания приказа (распоряжения) является трудовой договор (ст. 68 Трудового кодекса РФ) с предъявлением основных и дополнительных (при необходимости) документов.