Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 08:27, курсовая работа
Цель курсовой работы: провести анализ внешней, внутренней среды, возможностей и угроз внешней среды, и разработать стратегию развития предприятия. В качестве объекта исследования является продовольственная компания «Аура». Предмет исследования - стратегическое планирование в организации.
Введение……………………………………………………………………..….…3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования в организации………………….…………………………………………..….……..5
1.1 Сущность и понятие стратегического планирования ………...….…......5
1.2 Организация процесса стратегического планирования……..…….…..…7
1.3 Методы стратегического планирования………………………….….….11
Глава 2. Анализ стратегической деятельности продовольственной компании «Аура»……………………………………………………………………………19
2.1. Общая характеристика продовольственной компании «Аура»…….…....19
2.2. Анализ технико-экономических показателей продовольственной компании «Аура»………………….……………………………….…..……….21
2.3.Анализ внешней среды организации…………………………….…………23
Глава 3. Разработка стратегии развития ПК «Аура»…………….……………27
3.1. SWOT-анализ ПК «Аура……………………………………………………27
3.2. Выбор стратегии план реализации………………………………………...31
Заключение………………………………………………….……………………35
Список использованной литературы…………………………………………..36
Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Государственная регистрация и дальнейшая деятельность индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами РФ, а также отдельными постановлениями Правительства РФ.
Целью создания продовольственной компании «Аура» стало:
создание продовольственного магазина для реализации и обеспечения населения продуктами питания;
удовлетворение потребностей потребителей в высоком качестве продукции и обслуживании, в доступности цен.
На предприятии поддерживается полный ассортимент продовольственных товаров : хлебобулочные изделия, мясомолочные, кондитерские, полуфабрикаты мясные и рыбные, консервация в полном объеме, масложировая продукция, винно-водочные изделия, детское питание, крупа, овощи, фрукты, макаронные изделия. Клиентами компании «Аура» являются частные лица.
Миссия компании «Аура»: «Обеспечение населения качественной продукцией и высоким уровнем обслуживания».
На основе общей миссии формулируются и устанавливаются цели продовольственной компании «Аура» - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится достигнуть предприятие.
Ниже перечислены приоритетные цели, которые предприятие хотело бы достичь до конца 2010 года:
увеличение объема предоставления продуктов питания – расширение торговых площадей;
повышение конкурентоспособности, за счет уменьшения закупочных цен на продукцию и сокращение посредников;
усовершенствование кадровой политики - повышение
квалификации торгового персонала.
2.2. Анализ технико-экономических показателей продовольственной компании «Аура»
Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо провести анализ технико-экономических показателей. И на основе их выявить финансово-экономическую картину деятельности, на которую направлено управление организацией.
Таблица 1.
Основные технико- экономические показатели |
Единицы измер-ния |
Значение показателя в динамике лет |
Изменение показателя в оценке 2009г. К 2007г. | |||
2007г. |
2008г. |
2009г |
Абсолютное изменение
|
Относительное изменение (в %) | ||
Объем реализации
|
тыс руб. |
4240 |
5290 |
5680
|
1440 |
133 |
Чистая прибыль
|
тыс руб. |
292 |
613
|
798 |
506 |
273 |
Доход фирмы
|
тыс руб. |
1272
|
1677 |
1988 |
716 |
156 |
Рентабельность реализации
|
% |
7,7 |
10,9 |
12 |
4,3 |
245 |
Коэффициент текучести кадров
|
% |
7 |
7,5 |
7,2 |
0,2 |
102 |
Среднемесячная оплата труда 1го работника
|
руб.
|
10000 |
11000 |
12000 |
2000 |
120 |
По данным этой таблицы проведем анализ технико-экономических показателей по фирме «Аура» за 2007-2009 гг.
Показатель объема реализации в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 26% больше в связи с открытием новой торговой площади (второй продовольственный магазин).
Чистая прибыль в 2009 году увеличилась на 36.5 % по сравнению с 2007 годом. Причиной оказалось увеличение торговой надбавки на продукцию с 30 % до 35%. Доход фирмы соответственно увеличился.
Рентабельность фирмы за 2009 год составила 12 % в данном случае, с учетом вышеперечисленных факторов можно сказать, что предприятие не находится на грани банкротства.
В компании «Аура» действует сдельная оплата труда в зависимости от выполненного объема работ.
Несмотря на то, что среднемесячная заработная плата в 2009 г. увеличилась на 17 % с предыдущим 2007 г. текучесть кадров присутствует. Коэффициент текучести кадров в 2009 г. составил 7,2 %, что превышает естественную текучесть кадров (равна 3-4 % в год)на 3,2-4,2 %. Это является результатом того, что в организации, руководство не заботится о своих сотрудниках, то сеть удовлетворяет потребности первичного уровня.. Нормы трудового законодательства предприятие выполняет: присутствует нормированный рабочий день, стабильная заработная плата, оплачиваемые отпуска и больничные листы, труд работников стараются поощрять. Но отсутствует ощущение у работников принадлежности к компании, нет корпоративного духа и проработанной системы мотивирования сотрудников.
В организации доминирует либеральный стиль руководства. Руководство дает свободу действий сотрудникам. Не соблюдается четкая дисциплина на рабочих местах. Руководство не занимает лидирующих позиций. Существует неформальный лидер в компании. Руководство делегирует свои полномочия подчиненным, но не устанавливает пути их достижения. Не проводит контроль.
2.3.Анализ внешней среды организации
Ключевой момент в стратегическом планировании – это анализ внешней среды, то есть оценка информации о внешнем окружении организации, направленное на обнаружение угроз и возможностей.
К анализу внешней среды относятся: поставщики, конкуренты, потребители, и государственные органы.
Потребители - это основной фактор, решающий, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и развитие. Успех организации заключается в нахождении своего потребителя и удовлетворении его потребностей, поэтому необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителя, уровень спроса, к роме этого, следует не только прогнозировать потребление, но и создавать своего потребителя. Месторасположение продовольственного магазина позволяет ему создать целевую аудиторию из жителей домов, находящихся вблизи него. Так как магазин расположен в торце дома в спальном районе п. Восточный, это дает ему преимущество перед другими магазинами – конкурентами. Вблизи «Ауры» расположены 4 жилых дома с численность жильцов каждого в среднем около 160 человек.
На предприятии поддерживается полный ассортимент продовольственных товаров : хлебобулочные изделия, мясомолочные , кондитерские, полуфабрикаты мясные и рыбные, консервация в полном объеме , масложировая продукция , вино-водочные изделия, детское питание, крупа, овощи, фрукты, макаронные изделия.
Основными конкурентами являются 2 продовольственных магазина, такие как «Белочка», месторасположение пятьсот метров от «Ауры», и «Светоч» - продовольственный круглосуточный магазин, находящейся через две улицы от «Ауры». Эти две ПК ориентируются на продажу вино - водочных изделий. ПК «Аура» также предлагает алкогольную продукцию в своем ассортименте, но цены выше, чем в ПК «Светоч» и «Белочка». Пример:
вино Столовое красное (0,7 л), производство Беларусь, тетрапак – 57 руб., («Белочка»); 56,4руб.,(«Светоч») и 65 руб., («Аура»);
водка «Беленькая» (0,5 л) - 156 руб., («Белочка»); 156 руб.,(«Светоч»); 165 руб., («Аура»).
Это связано с тем, что ПК «Аура» ориентирована на продажу продуктов первой необходимости: хлеб, молоко, соль, сахар, растительное масло, макаронные изделия и крупы. В ПК «Аура» поддерживается постоянный ассортимент свежего хлеба, молока, растительного масла, полуфабрикатов. Это те продукты питания, которые имеют наибольший спрос.
По итогам 2009 года, руководство «Аура», проанализировав объем продаж, запас товара в торговых точках и на складе, решило провести корректировку планирования. На текущий момент компания осуществляет планирование на основе остатка каждого вида продукции по итогам месяца, или недели. Проводятся регулярные проверки торговых точек и складских помещений, проводится анализ объема продаж по соответствующим группам товара. На основе этого решается, какой вид продукции наиболее пользуется спросом, определяется эффективность использования полочного пространства и делается вывод какой процент от объема продаж идет на каждый вид продукции. Таким образом, определяется необходимость работы с данным поставщиком товара.
Поставщики различных видов продукции имеют значительное влияние на ценообразование и ставят организацию в сильную зависимость от себя в условиях конкуренции в поставках.
Устанавливая более высокую цену, поставщики отнимают часть прибыли предприятия, поэтому усилия торгового отдела предприятия всегда направлены на снижение зависимости от поставщиков, на поиск наиболее выгодных и надежных партнеров.
Ежедневно в торговый дом обращаются поставщики товаров с различными коммерческими предложениями.
Поэтому торговым отделом компании «Аура» производится постоянный анализ поставщиков по определенной методике.
Основными критериями являются:
1. Гарантия качества продукции;
2. Стоимость поставляемого товара;
3. График поставки товара;
4. Условия презентации товара;
5. Пунктуальность и обязательность выполнения условий контракта;
6. Периодичность проведения акций и презентаций товара;
7. Условия возврата товара при наличии брака и окончания сроков реализации;
8. Система скидок от планируемого объема реализации.
Компания «Аура» по результатам анализа отказал в сотрудничестве многим посредническим организациям. Усилия руководства направлены на подписание договоров о поставке товара с прямыми поставщиками, такими как ОАО «МакБур», ОАО «БМП» ООО «Кука», ОАО «Молоко», ОАО «БурятХлебПром», ОАО «АМТА» и др.
ПК «Аура» имеет преимущество перед конкурентами – обслуживание клиентов по пластиковым картам «БайкалБанк». И предоставляется скидка по безналичному расчету по карте – 5 %. Также на торговых площадях ПК «Аура» расположен терминал (быстрое принятие денежных платежей). Что является сильной стороны магазина.
ПК «Аура» является магазином шаговой доступности для жителей близлежащих домов. Что также является сильной стороной. Но режим работы магазина не позволяет конкурировать с продовольственным круглосуточным магазином «Светоч» по продажам алкогольной продукции – это слабая сторона.
Вывод по 2 главе: Продовольственная компания «Аура» не имеет четкой стратегии развития предприятия. На рынке компания занимает лидирующие позиции за счет постоянного спроса на продукты первой необходимости, чем у конкурентов. Но по сбыту алкогольной продукции ПК «Аура» теряет потенциальную прибыль за счет высоких цен, чем у конкурентов.
Не наблюдается эффективная и результативная система контроля персонала. Высокая текучесть кадров не позволяет создать постоянный состав кадров, профессиональный и высококвалифицированный. Финансовое состояние с каждым годом имеет тенденцию увеличиваться, но не значительно.
Либеральный стиль руководства, придерживающийся в организации не дает эффективных результатов.
Глава 3. Разработка стратегии продовольственной компании «Аура»
3.1. SWOT-анализа ПК «Аура»
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений. Кроме того, применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ. При этом исключительно важна максимальная степень детализации каждого из квадрантов SWOT-анализа.
Руководителю любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемные ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.
Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.
Исходя из анализа выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы:
Таблица 2
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
| Возможности
1. Устойчивый спрос на продукты первой необходимости 2. Улучшение качества продукции 3. Устойчивые связи с поставщиками 4. Поддержка малого бизнеса государством 5. Упрощенная система налогообложение | Угрозы
1. Низкий уровень дохода населения по сравнению с другими регионами Экономический кризис 2. Повышение цен на электроэнергию, топливо 3. Рост уровня инфляции 4. Низкий уровень занятости населения 5. Повышение безработицы 1. Снижение доходов населения |
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА | ||
Сильные стороны
1.Стабильная репутация. 2.Постоянное обновление и расширение ассортимента продуктов питания 3. Стабильный спрос на продукты питания 4.Устойчивый рост рынка продуктов питания 5. Месторасположение 6. Наличие скидок для безналичного расчета 7. Терминал | СИВ Стратегия РОСТА
>Ежегодное повышение уровня краткосрочных и долгосрочных целей по сравнению с предыдущими показателями; >Расширение ассортимента; Увеличение доли на рынке (новые торговые площади); >Улучшение сервиса обслуживания. >Занятие большей доли на рынке >Сотрудничество с банками
| СИУ Стратегия КОНЦЕНТРАЦИИ
>Сохранение постоянного круга покупателей; >Реализация такой же продукции; >Стимулирующие меры для привлечения покупателей >Снижение себестоимости за счет выхода на производителей местной продукции |
Слабые стороны 1. Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия 2. Текучесть кадров 3. высокие цены на алкогольную продукцию 4.Стиль руководства, применяемый в организации не эффективен 5.Отсутсвие рекламной деятельности 6.Система мотивации персонала отсутствует | СЛВ Стратегия РАЗВИТИЯ РЫНКА
> Расширение ассортимента продукции >Повышение заинтересованности сотрудников а развитии ПК; > Закупка современного оборудования >Постоянный контроль за качеством продукции; >Повышение уровня обслуживания; >Введение маркетинговой деятельности в ПК; >Открытие новых торговых Повышение конкурентоспособности площадей; >Смена стиля руководства. | СЛУ Стратегия СОКРАЩЕНИЯ
>Сокращение продаж продуктов питания и товаров первой необходимости; >Переориентация деятельности, нацеленная на продажу бытовой химии, косметики, парфюмерии; >Уход с рынка |
Информация о работе Стратегическое планирование в организации