Организация стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что четкая стратегия и процесс её формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды, как с финансовой, так и с чисто психологической стороны. Применение стратегического планирования позволяет с наименьшими затратами достигнуть эффективности в работе. Стратегическое планирование является важнейшим средством достижения главной цели предприятия, поэтому необходимость стратегического планирования в наши дни не вызывает сомнений.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования на
предприятии
1.1 Стратегическое планирование как средство достижения
целей предприятия 5
1.2 Этапы стратегического планирования на предприятии 6
1.3 Методы анализа (прогнозирования) в стратегическом планировании: подходы и технологии 11
2. Организация стратегического планирования на предприятии (на примере ООО «Росторг»)
2.1 Краткая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ внутренней среды предприятия 16
2.3 Анализ внешней среды 23
3. Разработка стратегических планов организации 24
Заключение 29
Список литературы

Файлы: 1 файл

стратегическое планирование курсовая.docx

— 155.63 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По предмету:

Стратегический менеджмент

 

 

На тему:  Организация стратегического планирования

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы Мб-21/3

Алеутдинов Н.Ф.

 

Проверил:

К.Э.Н., доцент,

Москвин Д.В.

 

 

Новосибирск 2015г

 

Содержание

 

Введение                3

1. Теоретические  основы стратегического планирования  на

 предприятии

1.1 Стратегическое планирование  как средство достижения 

целей предприятия              5

1.2 Этапы стратегического планирования  на предприятии      6

1.3 Методы анализа (прогнозирования) в стратегическом планировании: подходы и технологии          11

2. Организация стратегического  планирования на предприятии (на  примере ООО «Росторг»)

2.1 Краткая характеристика  предприятия         16

2.2 Анализ внутренней  среды предприятия  16

2.3 Анализ внешней среды 23

3. Разработка стратегических  планов организации  24

Заключение 29

Список литературы

Приложения

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики благополучие и дальнейшее развитие предприятия зависит от умения правильно оценивать состояние и перспективы спроса на производимые или продаваемые ими товары и услуги, максимально допустимый уровень затрат на них, позволяющий при сложившихся на рынке ценах получить прибыль, дающую возможность обеспечить развитие производства и получение дохода всеми его участниками.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что четкая стратегия и процесс её формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды, как с финансовой, так и с чисто психологической стороны. Применение стратегического планирования позволяет с наименьшими затратами достигнуть эффективности в работе. Стратегическое планирование является важнейшим средством достижения главной цели предприятия, поэтому необходимость стратегического планирования в наши дни не вызывает сомнений.

Разработка стратегии организации начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности (так называемой ее философии) и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о ее предназначении (миссии). Исходя из этого, устанавливается форма реализации стратегии и делается ее окончательный выбор.

Философия организации включает в себя следующие элементы: основной замысел, отражающий цели организации, ее стратегию и направленность деятельности; описание организации; философия заказчиков; внутриорганизационная политика; связи с партнерами; отношение с другими организациями.

Предпринимательская философия в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития организации. Послание, устанавливающее границы деятельности, обычно публикуется в печати. В нем указывается область деятельности, отвечающая запросам потребителей, описываются рынки сбыта продукции и технология ее изготовления.

Послание также может содержать изложение способов финансирования организации, осуществления инноваций, перечень прав работников и акционеров и т.п.

Принципы и основополагающие моменты предпринимательской стратегии являются неотъемлемой частью общественных связей организации. Они отражают этику ее менеджмента, которой придается большое значение при установлении ее рейтинга.

Основной замысел и предпринимательская философия необходимы для установления стратегических целей владельцев организации, ее менеджеров, работников, а также для завоевания доверия заказчиков и остальных заинтересованных субъектов с тем, чтобы не возникал конфликт их интересов. Кроме того, стратегические цели крупных организаций должны учитывать влияние общего и непосредственного окружения.

Целью написания работы является  анализ построения стратегического планирования на предприятии.       

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы стратегического планирования предприятия;
  • рассмотреть этапы и методы анализа в стратегическом планировании;
  • на основе практического материала изучить действующую организационно-правовую структуру, внешнюю и внутреннюю среду предприятия, перспективы развития предприятия; 
  • выявить слабые и сильные стороны существующей стратегии.

 При написании  работы были использованы нормативно  – правовые акты, регулирующие  деятельность торговых предприятий,  публикации ученых экономистов  и практиков в периодической  печати, учебная литература, данные  бухгалтерского учета и отчетности  предприятия, статистические отчеты, инструктивные материалы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы организации  стратегического планирования на  предприятии

1.1. Стратегическое   планирование   как   средство  достижения   целей   предприятия

Процветающее предприятие – это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта конечная цель предприятия может быть реализована только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене [1,c.12].

Создание ценностей – это функция фирмы. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Такое признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и в конечном счете укреплять свои рыночные позиции.

Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую последние готовы заплатить за ее товары и услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.

   Основной  инструмент фирмы в создании  системы ценностей – это ее  долгосрочная стратегия, которая  базируется на использовании  конкурентного преимущества предприятия. Конкурентное преимущество –  это то, что выгодно отличает  данное предприятие от его  конкурентов и обеспечивает его  превосходство на рынке[1, c.36].

Стратегическое планирование представляет собой принимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. Процесс стратегического планирования – это инструмент принятия управленческих решений. Это одно из средств воспроизведения предприятием предпринимательского поведения. В рамках стратегического планирования решаются следующие основные задачи:

  • Распределение ресурсов предприятия, которые ограничены, таких, как дефицитные кадры – управленческий персонал и специалисты, технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы;
  • Адаптация к внешней среде путем стратегического характера, которые используют благоприятные внешние возможности, противостоят опасностям путем выявления адекватных вариантов деятельности – альтернатив, обеспечивающих приспособление к окружающим условиям;
  • Внутренняя координация стратегической деятельности с целью эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон предприятия, обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии;
  • Формирование стратегической организационной культуры путем развития и мышления управленческого персонала и формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.[2, c.51].

1.2. Этапы стратегического планирования  на предприятии

Стратегическое планирование реализуется последовательно в первые шесть этапов стратегического управления, замкнутый цикл которого состоит из восьми основных этапов:

    1. Формулировка миссии предприятия;
    2. Постановка целей;
    3. Оценка и анализ внешней среды;
    4. Управленческое обследование предприятия;
    5. Анализ стратегических альтернатив;
    6. Выбор стратегии;
    7. Реализация стратегии;
    8. Оценка стратегии [4, c.133].

   Миссия  – это цель, для которой организация  существует и которая должна  быть выполнена в плановом  периоде. Миссия является комплексной  целью, она включает как внутренние (например, повышение производительности труда), так и внешние (например, связанные с конкуренцией) ориентиры деятельности фирмы, выражая суть того успеха, которого должна добиться организация.

При выборе миссии не следует путать миссию с необходимостью работать прибыльно. Прибыль – это внутренняя проблема предприятия. Организация – открытая система, она может выжить только за счет удовлетворения потребностей вне её самой. Руководство должно найти ответ на вопросы: кто наши клиенты? какие потребности клиентов можно удовлетворить [5, c.201].

   Цели, в отличие от миссии, выражают  отдельные конкретные направления  деятельности предприятия. Цели  организации должны быть утверждены  высшим руководством, их достижение  должно всесторонне стимулироваться. Цели коммерческой организации могут касаться следующих областей: прибыльность, рынки, производительность, продукция, финансовые ресурсы, производственные мощности, исследования и внедрение новшеств, организационная структура, человеческие ресурсы, социальная ответственность.

   Оценка  и анализ внешней среды.

   Анализ  внешней среды – это процесс, посредством которого разработчики  стратегического плана оценивают  внешние по отношению к организации  факторы, чтобы определить возможности  и угрозы для предприятия по  трем направлениям:

1) изменения, которые воздействуют, могут воздействовать  на стратегию;

2) факторы, которые  представляют угрозу для текущей  стратегии;

3) факторы, которые  определяют новые возможности  достижения целей предприятия.

В процессе анализа необходимо дать ответы на три конкретных вопроса: 1. положение предприятия в настоящее время; 2. желательное положение предприятия в будущем; 3. меры, необходимые для достижения желаемого положения предприятия [5, c.220].

Внешняя среда предприятия подразделяется на общую и рабочую. Общая среда состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. Это среда косвенных контактов предприятия. Выделяют следующие основные элементы общей среды: 1) Экономические факторы (инфляция, безработица…). Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь решающее значение для предприятия; 2) Технологические факторы (возникновение новых товаров, товаров-заменителей, дизайн, прогресс в обслуживании…). 3) Политико - правовые факторы (приближение выборов, изменение законодательства, установление минимального уровня зарплаты, регулирование цен, административное воздействие…). Необходимо следить за нормативными документами местных муниципальных, региональных властей и федеральных органов власти и управления, определяющими политику по отношению к предприятиям. 4) Экологический фактор: (охрана окружающей среды, невозобновимость природных ресурсов); 5) Социально – демографические факторы (продолжительность жизни, рождаемость, рост населения по регионам, тенденции расселения, уровень занятости, уровень образования, средняя численность семьи…); 6) Рынки. Изменчивая рыночная среда должна представлять собой область постоянного внимания аналитиков предприятий; 7) Международные экономические отношения. Угрозы и возможности могут быть результатом изменений международных отношений; 8) Социальное положение и социальные ожидания. К ним относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, защите интересов потребителей. Часто социальные факторы создают очень крупные проблемы для предприятия [8, c.86].

Рисунок 1. Процесс формирования и контроля стратегических целей

Для проведения анализа выбирают наиболее значимые для предприятия факторы, которые необходимо отнести к возможностям или угрозам, некоторые факторы можно отнести и к угрозам, и к возможностям одновременно. Когда определены наиболее значимые факторы внешней среды, необходимо получить о них всю необходимую информацию с помощью следующих способов: Сканирование среды (поиск уже существующей информации); Мониторинг среды (отслеживание вновь появляющейся информации); Прогнозирование [8, c.23].

Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Описание внутренней среды организации дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях. Предприятие должно определить круг вопросов по каждому из значимых элементов внутренней среды, затем приступить к поиску информации. Направления сбора информации о внутренней среде:

Информация о работе Организация стратегического планирования