Организация стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что четкая стратегия и процесс её формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды, как с финансовой, так и с чисто психологической стороны. Применение стратегического планирования позволяет с наименьшими затратами достигнуть эффективности в работе. Стратегическое планирование является важнейшим средством достижения главной цели предприятия, поэтому необходимость стратегического планирования в наши дни не вызывает сомнений.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования на
предприятии
1.1 Стратегическое планирование как средство достижения
целей предприятия 5
1.2 Этапы стратегического планирования на предприятии 6
1.3 Методы анализа (прогнозирования) в стратегическом планировании: подходы и технологии 11
2. Организация стратегического планирования на предприятии (на примере ООО «Росторг»)
2.1 Краткая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ внутренней среды предприятия 16
2.3 Анализ внешней среды 23
3. Разработка стратегических планов организации 24
Заключение 29
Список литературы

Файлы: 1 файл

стратегическое планирование курсовая.docx

— 155.63 Кб (Скачать)

Неэкономические цели предприятия:

  • Улучшение условий труда.
  • Повышение благосостояния работников предприятия.

Цели бывают долгосрочные - устанавливаются на 5 лет и более, среднесрочные от 1 года до 5 лет, и краткосрочные - на период до 1 года.

Долгосрочные цели ООО Росторг:

  • Улучшение финансового состояния предприятия путем создания эффективного механизма снижения издержек обращения;
  • Развитие инвестиционного потенциала;
  • Улучшение позиций предприятия на рынке, увеличение доли рынка на 15% к 2020г.

Среднесрочные цели предприятия:

  • Открытие магазина «Промышленные товары» в д. Техтин в 2016 году;
  • Замена торгового оборудования в магазинах «Гастроном» г.Новосибирска и реконструкция и модернизация магазина в д. Верх-Правое;
  • Реконструкция магазина «Каравай», р.п. Коченево с заменой торгово-технологического оборудования позволит обеспечить рост объемов товарооборота в 1,6 раза;
  • Привлечение инвестиций для реконструкции и строительства объектов.

Краткосрочные цели предприятия:

  • Введение объекта бутербродная магазина д. Марусино;
  • Провести косметический ремонт в 11 магазинах: д. Заполье, д. Корытница, д. Староселье, д. Заполье, д. Падевичи, д. Ермоловичи, д. Нежково, Продукты №4, д. Рогач, д. М.Кудин, д. Новоселки, З.Слобода, Каравай;
  • Капитальный ремонт здания магазина «Мебель»;
  • Увеличить производительность  труда за счет улучшения условий труда, внедрения нового оборудования, внедрения современных методов обслуживания на 2 % к 01.01.2016г.
  • Увеличить оборачиваемость товарных запасов на 2,5% к 01.01.2016г.

 

На данном предприятии стратегический анализ не проводится, однако это рекомендуется делать. Разработанная стратегия должна воплощаться в детальный комплексный план. Годовой стратегический план должен объединяться с годовым финансовым планом. Их совокупность образует внутрифирменный план, который является инструментом согласования стратегического и оперативного планирования. При стратегическом планировании следует опираться на результаты анализа. 

Наиболее простым и распространенным инструментом стратегического анализа является SWOT- анализ, который, будучи фактически зеркальным отражением состояния дел в компании, помогает ей определять стратегические направления дальнейшего развития. Результаты SWOT- анализа Белыничского райпо отображены в приложении.

Их можно использовать следующим образом: проанализировав выделенные факторы, нужно, во-первых, провести оценку степени их влияния на бизнес организации. Во-вторых, факторы нужно проранжировать по убыванию степени их влияния на бизнес. В-третьих, следует попытаться понять, каким образом можно усилить влияние благоприятных факторов внешней среды и избежать угроз, как более эффективно использовать сильные стороны компании и что делать со слабыми.

На основании проведенного  SWOT - анализа проведем оценку выбранных стратегий ООО Росторг:

 

 

 

Конкурентная стратегия:

Преимущества

Недостатки

1.Анализ динамики издержек позволяет  выявить резервы;                                    2.Активизация маркетинговой деятельности  позволит увеличить объем продаж;

 

 

1.Разработка плана размещения  магазинов и его реализация  потребует крупных финансовых  вложений;                

2.Повышение квалификации персонала  потребует дополнительных издержек.


 

Производственная стратегия:

 

Преимущества

Недостатки

1.Увеличение сменности магазинов  приведет к увеличению объема  продаж,  

2.Реконструкция и модернизация  основных фондов привлечет покупателей, улучшит условия труда, обеспечит  сохранность материальных ценностей

3.Улучшение условий труда

4.Рост рентабельности

5.Снижение физического и морального  износа основных средств

 

Реконструкция и модернизация основных фондов потребует крупных инвестиций


 

Финансовая стратегия:

Преимущества

Недостатки

Прозрачность фин. отчетности и контроль над использованием денежных средств                                                            Ускорение оборачиваемости капитала

Дополнительные затраты


Стратегия управления персоналом:

Преимущества

Недостатки

1.Повышение квалификации персонала  повысит производительность труда  2.Улучшение условий труда приведет  к улучшению здоровья кадров, снижению простоев

1.Сокращение численности персонала 

2.Возможность возникновения производственных  конфликтов


Маркетинговая стратегия:

Преимущества

Недостатки

1.Рост товарооборота 

2.Рост рентабельности 

3.Повышение привлекательности

Повышение квалификации персонала, активизация рекламы потребует дополнительных издержек


Стратегия информатизации:

Преимущества

Недостатки

1. Повышение эффективности управления 

2.Повышение рентабельности 

Дополнительные затраты


 

По окончании анализа должен разрабатываться комплекс стратегий.

Необходим комплексный подход ко всей системе управления результатами бизнеса, включающий и ключевые показатели эффективности, и планирование, и постановку задач на их основе, и процесс управления, основанный на этих вводных.

 

 

 

 

 

Заключение

Стратегическое планирование представляет собой принимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. Процесс стратегического планирования - это инструмент принятия управленческих решений. Это одно из средств воспроизведения предприятием предпринимательского поведения.

При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии.

 Исследованиями, проведенными в части организации  стратегического планирования на ООО Росторг выявлено следующее:

Предприятие работает прибыльно, его финансовое положение является устойчивым, но имеется высокий финансовый риск зависимости от кредиторов. Оно является ликвидным, то есть платежеспособным: своими активами способно погасить все имеющиеся долговые обязательства. Общество широко использует заемные средства, вовремя погашает свои обязательства по кредитам, имеет хорошую репутацию в деловом мире.

Система управления текущей деятельности ООО Росторг организована в виде бизнес - процессов, т.е. регулярно выполняемых циклических операций. Итак, реализацию стратегии нужно организовывать путем выделения и решения конкретных стратегических задач, чтобы на них было сконцентрировано внимание, и отделить их от текущей деятельности.    Для решения перечисленных проблем, улучшения показателей деятельности предприятия (прибыли, рентабельности, увеличения объемов продаж, оборачиваемости, эффективности использования персонала и других) разработаны следующие рекомендации:

  1. Провести инвентаризацию материальных запасов с целью выявления неликвидных запасов, с низкой оборачиваемостью. За счет снижения цен следует снизить сумму материальных запасов, тем самым высвободив средства для уменьшения кредиторской задолженности.
  2. Чтобы избежать  последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
  3. Регулярно проводить анализ финансовой устойчивости предприятия с целью выявления тенденций, принимать меры по повышению устойчивости предприятия; привлекать к выполнению анализа специалистов всех уровней.
  4. Улучшить маркетинговую деятельность предприятия путем активного использования рекламы, анкетирования, изменения структуры товарооборота в пользу товаров, имеющих наибольшую доходную ставку - увеличения доли промышленных товаров ежедневного спроса. Чтобы избежать невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
  5. Провести модернизацию оборудования, включить в стратегический план строительство магазина по торговле промышленными товарами.
  6. Привлекать к грузоперевозкам частных предпринимателей, предоставляющих более дешевые транспортные услуги. При заключении договоров на перевозку грузов использовать наиболее выгодный договорной тариф.
  7. Разработать эффективную комбинированную систему оплаты труда.
  8. Повышение уровня квалификации персонала на курсах переподготовки, дополнительного профессионального образования, на семинарах, тематических совещания.
  9. Активнее изучать положительный опыт торговых предприятий в России и за рубежом при помощи специальной литературы, публикаций в периодической печати по специальности; использовать его в работе ООО Росторг.

 

 

Список литературы

  1. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  2. Вахтеров С. Управление эффективностью / Управление  корпорацией. – 2009. - №12.- с.35-38.
  3. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 285с.
  4. Жиделева В.В. Среда бизнеса: Учебное пособие. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2013.
  5. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – 2-е изд. – М.: Издательство: Новое знание, 2011. – 640 с.
  6. Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации / Управление корпорацией. - 2012.-  №2, №3, №4.
  7. Малых В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. – М.: Экзамен, 2010. – 192с.
  8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело , 2014 - 702 с.
  9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272с.
  10. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г.Лапусты. – 5-е изд, пераб. и допол. – М,: ИНФРА-М, 2013/ – 750 с.
  11. Стратегическое планирование: Учебник / под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2014. – 440с.
  12. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009 - 669 с.
  13. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов/ Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2011. - 447с.
  14. Чавкин А.М. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике. – М.: Финансы и статистика – 2012. - 320 с.
  15. Экономика: Учебник / под. ред. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2014. – 896с.

 

 

Приложение 1  

Основные показатели, комплексно характеризующие хозяйственную деятельность ООО Росторг

 

Наименование показателей

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. / 2009г. в %

Товарооборот, млн. руб.

27088,2

36581,1

41419,1

50001,8

110,0

Прибыль (+) или убыток (-) по балансу, млн. руб.

163

150

118

227

192,4

Прибыль (+) или убыток (-) от реализации, млн. руб.

335

375

160

500

312,5

Рентабельность как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, %

0,85

0,69

0,46

0,78

169,6

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, млн. руб.

19032

21599

25885

29101

112,4

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб.

7729

9380

11589

14585

125,9

Товарооборот на 1 руб. среднегодовой стоимости  основных фондов, руб.

35

3,9

3,6

3,4

94,4

Среднесписочная численность  персонала по основной деятельности , чел.

534

546

553

518

93,7

Среднегодовой товарооборот по предприятию на одного работника персонала по основной деятельности, млн. руб.

50,7

67,0

74,9

96,5

128,8

Коммерческие расходы, млн. руб.

5668

7880

9195

11103

120,8

Затраты на 1р. Товарооборота

0,86

0,83

0,74

0,68

91,9

       

 

Приложение 2

Матрица СВОТ – анализа.

 

Сильные стороны:                   1.Большой опыт работы                                  2. Эффективная система розничной торговли                            3. Устойчивое финансовое положение                                                 4. Квалифицированный персонал, низкая текучесть кадров                                                               5. Обеспеченность товарными запасами

Слабые стороны:                     1. Слабое информационное обеспечение                             2. Износ основных фондов    

3. Зависимость от кредиторов                                4. Низкая производительность              

5. Потери при транспортировке  и хранении

Возможности:                   1.Большое предложение рабочей силы                                                      2.Близость поставщиков

3. Прочные позиции на  рынке                                                        4. Доступность кредитов, оборотных  средств                                     5. хорошая репутация в деловом  мире

SO- стратегия                       1. Реконструкция и модернизация  основных фондов                                          2. Привлечение инвестиций    

3.Удовлетворение потребностей  потребителей                                            4. Улучшение условий труда                                  5. Увеличение доли рынка

WO- стратегия                                 1. Своевременный ремонт и приобретение  новой техники   

2. Повышение качества  товаров                                         3. Стратегия управления персоналом  (мотивация)             

4. Эффективное использование  маркетинга (реклама, ценовая политика)                                    5. Эффективное использование капитала                                                          

Угрозы:                                                 1.рост затрат на внедрение прогрессивных технологий                                               2. Низкая покупательская способность                                           3. Рост числа конкурентов                                   4. Сложное налогообложение                                          5. Ужесточение требований административных органов

ST- стратегия                                       1. Предоставление инвесторам гарантий                                                 2. Активное участие в конкуренции                                          3. Добиться снижения непроизводительных  потерь                                 4. Привлечь дополнительно покупателей  расширением ассортимента товаров                               5. Увеличить оборачиваемость оборотных  средств

WT- стратегия                     

1. Автоматизация управления  организацией и замена изношенных  основных фондов                         2. Внедрение прогрессивных методов  обслуживания                           3. Выбор наиболее выгодных территорий  для размещения магазинов                  

4.Автоматизация бухгалтерского учета для сокращения затрат на штат бухгалтеров     

5. Повышение квалификации  персонала

Информация о работе Организация стратегического планирования