Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:23, лекция
Для того чтобы обеспечить «правильное» движение компании в «правильном» направлении необходимо четко представлять себе «куда нужно идти». Еще Георг Ньюмен сказал: «Как вы можете руководить, если не знаете куда идете?». Для обеспечения «правильного» движения необходимо разработать бизнес-стратегию, и если обратиться к истории слова стратегия, то «Strategos» - в переводе с греческого - искусство генералов, соответственно «генералы» должны определить план движения для компании, причем интервал данного плана в телекоммуникационной компании может быть на горизонте от трех до десяти лет.
1. Стратегическое управление деятельностью телекоммуникационной компании на основе системы сбалансированных показателей
2. Система сбалансированных показателей (BSC)
3.Планирование деятельности организации в сфере телекоммуникаций
4. Планирование потребностей в услугах и средствах связи
Тема лекции: Стратегическое управление и планирование деятельности организации в телекоммуникациях
Рассматриваемые вопросы:
1. Стратегическое управление
деятельностью
2. Система сбалансированных показателей (BSC)
3.Планирование деятельности
организации в сфере
4. Планирование потребностей в услугах и средствах связи
Для того чтобы обеспечить «правильное» движение компании в «правильном» направлении необходимо четко представлять себе «куда нужно идти». Еще Георг Ньюмен сказал: «Как вы можете руководить, если не знаете куда идете?». Для обеспечения «правильного» движения необходимо разработать бизнес-стратегию, и если обратиться к истории слова стратегия, то «Strategos» - в переводе с греческого - искусство генералов, соответственно «генералы» должны определить план движения для компании, причем интервал данного плана в телекоммуникационной компании может быть на горизонте от трех до десяти лет.
Бизнес-стратегия это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Причем любая ошибка в процессе стратегического планирования может привести к упущенной выгоде или убыткам, которые могут привести к краху компании
Стратегическое планирование привлекает пристальное внимание, как в вопросах выбора направления развития, так и построения механизмов, заставляющих стратегию работать на оперативном уровне принятия решений. В первую очередь стратегия – это путь достижения определенных параметров, который разрабатывается и корректируется в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды.
Для понимания основ стратегического управления необходимо определить следующие понятия:
Бизнес-стратегия должна отвечать на следующие вопросы:
В настоящий момент в Казахстане стратегия сформирована во множестве телекоммуникационных компаний, однако часто это достаточно формальный документ, который не делает стратегию реально работающим инструментом развития компании и не связывает стратегические установки, определенные в стратегии, и оперативную деятельность сотрудников. Во многих телекоммуникационных компаниях сложилась ситуация когда стратегия есть, а понимания насколько хорошо она выполняется и где сегодня основные приоритеты нет.
Очень часто, стратегия разрабатывается внешними консультантами, и в этом нет ничего плохого, поскольку они, как правило, обладают информацией в области телекоммуникационного рынка и используемых технологий, а также имеют методологию и опыт в разработке стратегии. Однако в случае, если стратегия разработана внешними консультантами, то необходимо заставить ее работать на цели и задачи бизнеса, что может быть достигнуто только путем построения механизма связывающего стратегический и оперативный уровни управления. Фактически перед многими телекоммуникационными компаниями стоит задача «оцифровки» стратегии и определения нашего «текущего» положения на пути достижения наших стратегических целей, что может быть достигнуто только путем построения системы сбалансированных показателей (BSC).
Чтобы стратегия из формального документа превратилась в эффективный инструмент стратегического управления, необходимо использовать технологию BSC (Система Сбалансированных Показателей – ССП), которая позволяет «оцифровать» и довести стратегию до всех сотрудников компании и сделать так, чтобы ее реализация стала ежедневной задачей каждого. Balanced Scorecard – инструмент стратегического управления, направленный на достижение целей организации через реализацию бизнес-процессов и проектов организации, позволяющий задавать четкие сбалансированные количественные измерители целей, гибко и оперативно вносить корректировки в процесс реализации стратегии. Данный подход позволяет связать стратегический уровень принятия решений с оперативным управлением компанией.
Преимущество внедрения
BSC/ССП для телекоммуникационн
При совокупном рассмотрения
множества показателей
При разработке ССП для определения полной системы целей формируется дерево целей телекоммуникационной компании, отражающее декомпозицию (детализацию) целей на подцели по принципу «что это значит». Достижение всех подцелей означает безусловное достижение самой цели.
В основе ССП лежит утверждение, что для измерения деятельности компании необходимо использовать не только финансовые, но и нефинансовые показатели. Для явного выделения финансовых и нефинансовых целей и показателей выделяются так называемые перспективы – точки зрения на деятельность организации или аспекты деятельности. В большинстве случаев в компаниях выделяются следующие 4 стандартные перспективы:
С помощью данных перспектив менеджеры могут ответить на следующие основные вопросы:
При определении/разработке КПР, к ним предъявляется ряд требований:
Показатели делятся на обобщающие и частные. Обобщающие показатели – это основные показатели деятельности организации, получаемые с помощью стоимостной оценки, в том числе по производству товаров, работ, услуг, труду и заработной плате, себестоимости и прибыли. Частные показатели в большей мере носят информационный характер. Например, к частным показателям можно отнести производительность труда по категориям персонала.
В процессе планирования при помощи
методов операционного
Основные принципы планирования деятельности предприятий (организаций) связи приведены в табл. 1.
Таблица 1
Принцип |
Суть принципа |
Участия |
Каждое предприятие связи планирует деятельность самостоятельно, но свободно в выборе только тех плановых решений, которые не подавляют интересов партнеров и вышестоящих организаций, а также не требуют средств, выходящих за пределы финансовых полномочий предприятия. При этом важно, чтобы каждый более высокий уровень был организован по типу совета директоров, т.е. включал заинтересованных и полномочных представителей более низкого уровня |
Целостности |
Планирование должно охватывать все направления деятельности предприятия в комплексе. Этот принцип нельзя трактовать как отсутствие приоритетов в планировании, наоборот, в связи с ограниченностью ресурсов планирование следует начинать с наиболее важных направлений деятельности |
Непрерывности и гибкости |
Поскольку любая экономическая система не застрахована от различного рода потрясений, планы должны содержать средства решения возникающих проблем, предусматривать возможность и необходимость внесения уточнений и изменений в ранее разработанный план в соответствии с новыми реалиями. Это не имеет ничего общего с порочной практикой приукрашивания результатов работы с целью получения незаработанного вознаграждения, а также с догматическим взглядом на план как закон. Непрерывность планирования позволяет увязывать долгосрочные и текущие интересы фирмы |
Обоснован- |
Требует от планов объективного отражения и учета реальных условий хозяйственной деятельности: ресурсов, ограничений, предпосылок и возможностей (вспомним SWOT-анализ). Вместе с тем планирование, особенно на длительную перспективу (3-5 лет), должно носить активизурющий характер, т.е. способствовать более полному использованию имеющихся и потенциальных возможностей организации |
Таким образом, конечным результатом деятельности каждого оператора связи является обеспечение возможности использования собственных производственных мощностей другими операторами в качестве ресурсов в процессе предоставления ими законченной услуги потребителю. К финансовым результатам относят доходы, получаемые за счет предоставления потребителям собственных услуг, а другим операторам — производственных мощностей. При этом одним из важнейших показателей является объем предоставленных услуг в натуральном выражении, так как он не искажен влиянием цен (инфляции) и действительно отражает положение оператора на рынке.
Бизнес-план — это комплексный план развития компании на ближайшие 3-5 лет, описывающий цели фирмы в среднесрочной (долгосрочной) перспективе и взаимоувязанную политику в области производства услуг, маркетинга, управления и финансирования. Цель составления плана заключается в том, чтобы дать руководству компании наиболее точную и полную картину положения фирмы на рынке и возможностей ее развития. Но главное, качество бизнес-плана должно убеждать потенциальных инвесторов в том, что вложение денег в фирму — выгодное дело, несмотря на определенные трудности и слабые стороны представленного в нем проекта.
Инвесторы венчурных
предприятий и управляющие
Бюджетирование — это распределенная система согласованного управления деятельностью подразделений предприятия, которая предназначена для воплощения одобренной программы, входящей в долгосрочный план и инвестиционный бюджет, в ежегодный план действий. Различные виды деятельности компании должны быть скоординированы путем подготовки детальных планов мероприятий на будущие периоды. Такие планы обычно и называют бюджетами. В начале отчетного периода бюджет представляет собой стандарт для менеджеров, формализующий объем продаж, доходы, расходы и другие финансовые и производственные показатели. В конце периода он играет роль измерителя, позволяющего менеджерам управлять по отклонениям, в частности, сравнивать полученные результаты с запланированными, анализировать причины отклонений и корректировать дальнейшую деятельность.