Сущность и организация работ по стратегическому планированию на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических основ сущности и организации работ по стратегическому планированию.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность стратегического планирования
- изучить функции стратегического планирования
-рассмотреть основные элементы стратегического планирования

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы стратегического планирования
1.1 Понятие и сущность стратегического планирования
1.2 Функции стратегического планирования
2. Организация работ по стратегическому планированию на предприятии
2.1 Основные элементы стратегического планирования
2.2 Организация реализации целей и общей стратегии предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 26.61 Кб (Скачать)

 

 

 «Сущность и организация работ по стратегическому планированию на предприятии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

  1. Теоретические основы стратегического планирования
    1. Понятие и сущность стратегического планирования
    2. Функции стратегического планирования
  2. Организация работ по стратегическому планированию на предприятии
    1. Основные  элементы стратегического планирования
    2. Организация реализации целей и общей стратегии  предприятия

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации  и контроля ориентированы на выработку  стратегических планов. Динамичный процесс  стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя  преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные  люди будут лишены четкого способа  оценки цели и направления корпоративного предприятия.

В работе использованы труды  таких авторов, как 

Целью данной работы является изучение теоретических основ сущности и организации работ по стратегическому планированию.

Достижение указанной  цели потребовало постановки и решения  следующих задач:

- раскрыть понятие и  сущность стратегического планирования

- изучить функции стратегического  планирования

-рассмотреть основные  элементы стратегического планирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы стратегического планирования
    1. Понятие и сущность стратегического планирования

Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту  компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные  изменения должны произойти в  компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты  необходимы ей для успешного развития.

До последнего времени  стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывает опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

Сущность стратегического  планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:

- в каком положении  предприятие находится в настоящее  время?

- в каком положении  оно хотело бы находиться через  три, пять, десять лет?

- каким способом достигнуть  желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую  операцию, в которой находится  предприятие, прежде чем решать куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.

Третий вопрос стратегического  планирования связан с реализацией  выбранной стратегии, в ходе которой  может происходить корректировка  двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  или  ограничениями данного этапа  являются имеющиеся или доступные  ресурсы, система управления, организационная  структура и персонал, который  будет реализовывать выбранную  стратегию.

Цель стратегического  планирования состоит в том, чтобы  через генерирование и выбор  соответствующих стратегий определить оптимальный путь развития предприятия  с точки зрения повышения ценности капитала.

Цели стратегического  планирования обеспечивается за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи организации с внешней средой; обновления продукции; совершенствования организации производства, труда и управления;  реализации текущих планов;

включения всех работников предприятия в реализацию целей  и задач предприятия.

В процессе стратегического  планирования главные цели предприятия  устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделения.

Основное преимущество стратегического  планирования состоит в большей  степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.

В мировой практике для  определения подходов к достижению сформулированной генеральной цели стратегического планирования применяется технология «дерева целей», то есть построения иерархии стратегических подцелей и задач, проекты решения которых и должны составить содержание стратегического плана.

Современный тип изменений  в экономике является настолько  большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих  проблем и возможностей.

Оно обеспечивает высшему  руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и  задач всех структурных подразделений  и исполнителей фирмы.

 

1.2 Функции стратегического  планирования

1. Стратегический план  задает направления для деятельности  организации и позволяет ей  лучше понимать структуру маркетинговых  исследований, процессы изучения  потребителей, планирования продукции,  ее продвижения и сбыта, а  также планирования цен. 

2. Стратегический план  обеспечивает каждому подразделению  в организации четкие цели, которые  увязываются с общими задачами  компании.

3. Стратегический план  стимулирует координацию усилий  различных функциональных направлений. 

4. Стратегический план  заставляет организацию оценивать  свои сильные и слабые стороны  с точки зрения конкурентов,  возможности и угрозы в окружающей  среде. 

5. Этот план определяет  альтернативные действия или  комбинации действия, которые может  предпринять организация. 

6. Стратегический план  создает основу для распределения  ресурсов.

7. Стратегический план  демонстрирует важность применения  процедур оценки деятельности.

 

 

  1. Организация работ по стратегическому планированию
    1. Основные  элементы стратегического планирования и организация его разработки

 

Под стратегическим планом предприятия принято понимать совокупность миссии, целей и стратегий их достижения, сформулированных на различных организационных уровнях управления различными менеджерами.

Основными элементами процесса стратегического  планирования являются: формулирование миссии и целей предприятия, определение угроз и новых  возможностей внешней среды, оценка сильных и слабых сторон предприятия  по отношению к его конкурентам, анализ стратегических альтернатив  и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений (планов, политики), обеспечивающих реализацию стратегии. Учитывая итерационный характер стратегического планирования, необходимым  элементом этого процесса является оценка реализации стратегии.

Формулирование  миссии. Миссия является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его существования. Миссия определяет бизнес предприятия, обеспечивая направления  и ориентиры при формулировании его целей и стратегий на различных  организационных уровнях. Миссия формулируется  до начала хозяйственной деятельности предприятия и изменяется в редких случаях при полной переориентации его деятельности. Содержание миссии должно отражать:

Определение предпринимательской  деятельности предприятия, характеризующее  главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку с учетом конкретной технологии, которой оно владеет или которую планирует внедрить. При определении миссии также описываются продукты, услуги, предлагаемые предприятием, характеристика целевого рынка и общие цели предприятия.

Формулирование  целей. Цели предприятия формулируются и  устанавливаются на основе его общей  миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.

Каждое  предприятие индивидуально  и цели их различны. Однако существуют общие правила и рекомендации по формулированию целей предприятия.

Во-первых, цели должны быть правильно сформулированы. Правильно  сформулировать означает, что цели должны отражать основной предмет предпринимательской  деятельности предприятия его продукция, услуги и соответствующие количественные показатели по этому предмету.

Во-вторых, необходимо эффективно довести цели исполнителям в форме, обязательной для исполнения на всех уровнях организационной структуры  пред приятия. Это означает, что должны быть приняты конкретны управленческие решения, делающие цели обязательными  для  достижения их всеми сотрудниками предприятия.

В-третьих, для успешного  решения конкретных задач по достижению целей предприятия исполнители  должны быть обеспечены необходимыми ресурсами, в том числе информацией. При этом необходимую информацию следует рассматривать как важнейший  ресурс, определяющий эффективную реализацию целей.

В-четвертых, необходимо обеспечить действенные меры стимулирования выполнения целей предприятия в соответствии с их важностью и приоритетами. Обеспечение стимулирования работы исполнителей целей является важным элементом организации успешной деятельности предприятия.

 

    1. Организация реализации целей и общей стратегии  предприятия

Сформулированные  цели и  выбранная общая стратегия  развития предприятия являются главными элементами стратегического планирования. Они определяют желаемый результат эффективного развития предприятия и общий подход к его достижению. Однако такой подход дает большую свободу действий менеджерам различных уровней и сотрудникам, ответственным за достижение целей, когда выбор ими конкретных действий может не привести к достижению желаемого результата предприятия в целом. Для обеспечения скоординированных действий ответственных исполнителей высшее руководство предприятия должно разработать дополнительные организационные решения по достижению целей и организовать реализацию стратегического плана.

Основной  задачей этих решений является ориентация будущих  действий и поведения  ответственных  исполнителей и менеджеров всех уровней  на достижение общих целей предприятия.

Основными элементами решений  руководства, направленных на организацию  согласованных действий всех исполнителей по достижению целей  предприятия, являются тактика, политика, процедуры и правила.

Тактика. Организация реализации стратегических целей предприятия  предусматривает  их разделение на долгосрочные, среднесрочные  и краткосрочные  цели. Реализация этих целей рассчитана соответственно на весь  период планирования, определенную его часть и в ближайший период. Краткосрочные цели согласуются со среднесрочными и долгосрочными целями и обеспечивают их достижение. Аналогично краткосрочным целям необходимо разрабатывать краткосрочные стратегии, которые называют тактиками. Тактика и достижение краткосрочных целей позволяют определить правильность стратегического выбора предприятия и при необходимости внести соответствующие коррективы в достижение желаемого результата при реализации выбранной стратегии. Характерные особенности и требования к формированию тактики предприятия сводятся к следующему. Тактика всегда разрабатывается исходя из общей стратегии предприятия и в ее развитие. В отличие от стратегии развития предприятия, которая разрабатывается на высшем уровне управления, тактика в большинстве случаев определяется на среднем уровне руководства.

Информация о работе Сущность и организация работ по стратегическому планированию на предприятии