Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:59, контрольная работа
Склады являются материально-технической базой основных участников логистической системы, через которую проходит материальный поток. Склады создаются для временного накопления запасов с целью своевременного снабжения производства необходимыми материалами и комплектующими или потребителя - готовой товарной продукцией. При этом следует различать следующие функции, осуществляемые системой складского хозяйства:
- функция снабжения производства;
- функция сохранения баланса (функция выравнивания);
Склады являются материально-технической базой основных участников логистической системы, через которую проходит материальный поток. Склады создаются для временного накопления запасов с целью своевременного снабжения производства необходимыми материалами и комплектующими или потребителя - готовой товарной продукцией. При этом следует различать следующие функции, осуществляемые системой складского хозяйства:
- функция снабжения
- функция сохранения баланса (функция выравнивания);
- функция хранения;
- функция преобразования;
- функция предоставления сервисных услуг.
Условия ведения бизнеса
сегодня требуют для
Необходимость в складах существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от источника сырья и заканчивая конечным потребителем готовой товарной продукции, что объясняет большое разнообразие видов складов. В современной научной литературе достаточно глубоко проработан вопрос, связанный с классификацией складов по различными знакам. Вариант классификации представлен в таблице 1.
Таблица 1
Классификация складов в логистических системах
Признак классификации |
Виды складов |
По отношению к функциональным областям логистики |
Оптовые; Производственные; |
По форме собственности |
Собственные; Арендуемые. |
По принадлежности материального потока |
Закрытые склады (хранение продукции одного предприятия и торговой сети); Открытые склады (склады коллективного пользования, склады-отели). |
По функциональному назначению |
Длительного хранения (сезонного, резерва); Перевалочные (склады-платформы, грузовые терминалы); Распределительные (дистрибьюторские центры); Специальные. |
По ассортиментной специализации |
Специализированные (сырья, материалов и комплектующих, различных видов готовой продукции и т.д.); Универсальные; Смешанные. |
По режиму хранения |
Не отапливаемые; Отапливаемые; Склады-холодильники; Склады с фиксированным температурно-влажностным режимом. |
Признак классификации |
Виды складов |
По технической оснащенности |
Не механизированные; Механизированные; Автоматизированные; Автоматические. |
По виду складских зданий и сооружений |
Открытые площадки; Площадки под навесом; Закрытые сооружения (многоэтажные и одноэтажные). |
По виду складирования |
С напольным хранением; Со стеллажным хранением; Смешанного хранения. |
По наличию внешних транспортных связей |
С причалами; С ж/д подъездными путями; С автодорожным подъездом; Комплексные. |
По масштабу деятельности |
Центральные; Региональные; Местные. |
Структура складского хозяйства (рис. 2) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции [5].
1.3. Основы проектирования и организации складского хозяйства
Понятие «организация складского хозяйства» охватывает все стороны работы материальных складов и их эксплуатации и включает в себя:
- деятельность складов
по своевременному и
- четкую работу складов по приемке, хранению, отпуску и учету материальных ценностей;
- организацию продвижения
материалов с наименьшими
- обеспечение необходимыми площадями для хранения;
- оснащение стеллажами, подъемно-транспортным и другим оборудованием;
- работу по содержанию и ремонту и тому подобное.
Принцип системного подхода
заключается в рассмотрении всех
элементов складской системы
как взаимосвязанных и
Принцип экономической эффективности предполагает оценку экономической эффективности складского хозяйства с точки зрения ее вклада в общую экономическую эффективность логистической системы.
Принцип приоритета технологии - рассмотрение складской технологии в качестве отправной точки при построении эффективной системы функционирования всего складского хозяйства. Технология во многом определяет структуру и перечень участников складских процессов. Изменения в технологии существенным образом могут изменить структуру процессов, продолжительность их осуществления, структуру взаимосвязей, последовательность операций и процедур. Вместе с тем не следует забывать, что технология определяется потребителем.
Принцип процессного подхода - построение складской системы исходя из определяющей роли происходящих в ней бизнес-процессов. Каждый бизнес-процесс направлен на достижение локальной цели, стоящей перед складской системой в целом, а их совокупность - стратегическим целям ее владельца. Процессы определяют схему документооборота и процедуры принятия решений, организационную структуру складского хозяйства и влияют на уровень затрат.
Принцип оптимального построения - достижение оптимальных уровней технического оснащения, информационного обеспечения, построения организационной структуры и квалификации персонала. При оптимизации складского хозяйства основным критерием должно выступать соотношение совокупных затрат и эффективности функционирования.
Принцип единого информационного
пространства - предполагает интеграцию
информационных потоков, возникающих
в процессе функционирования складского
хозяйства с другими
Принцип всеобщего управления качеством - предоставление услуг с целью оптимизации рисков потребителей путем обеспечения соотношения их качества, оптимизации временных и стоимостных затрат на складскую обработку[6].
Концепция проектирования складского хозяйства требует серьезного планирования, предваряющего техническую реализацию или организационные мероприятия по созданию склада, которые можно подразделить на несколько этапов:
- рамочные условия и постановка задачи;
- сбор и расчет данных;
- определение системы складирования;
- планирование и разработка технологического процесса;
- документирование;
- уточнение рабочего плана;
- составление Бизнес-плана;
- реализация проекта.
Поэтому стратегия проектирования складского хозяйства включает решение задач прогнозирования, кооперации, специализации по продукции, строительству и финансированию.
Прогнозирование грузооборота предполагает определение количества и номенклатуры материально-технических ресурсов, которые будут доставляться и отгружаться со склада с учетом пропускной способности склада, наличие погрузоразгрузочного и другого складского оборудования. Прогноз осуществляется на основе проводимых маркетинговых исследований, позволяющих определить соотношение спроса и предложения по различным группам обрабатываемой на складе продукции. Прогнозируемый грузооборот определяет основные размеры склада.
Размещение складов
Специализация по продукции предполагает разделение номенклатуры хранимой продукции между различными объектами, имеющими соответствующие погрузо-разгрузочные механизмы, технологические устройства, отработанные технологические процессы приемки и отпуска различной продукции потребителям.
Финансирование деятельности основывается на результатах исследований и экономических расчетов в области затрат по всем звеньям логистической цепи. Затраты по каждой складской операции тщательно анализируются, их величина прогнозируется на будущие периоды деятельности складского объекта. При этом финансирование включает затраты на разработки в области совершенствования складского хозяйства, позволяющие снижать совокупные расходы.
1.4.1. Организация приема, размещения, хранения и отгрузки продукции
Многовариантность организации складского хозяйства, так же рассматриваемая при планировании методики приемки и отправки сырья. Прием и отправка продукции со склада могут выполняться в одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены. И тот и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки.
Совмещение участков поступления и отпуска продукции позволяет:
- сократить размер площади,
необходимой для выполнения опе
- облегчить контроль операции разгрузки и погрузки;
- повысить степень
- более гибко использовать персонал склада.
Основным недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является появление встречных грузовых потоков с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами. Организация в одном месте приемки и отправки будет также затруднена, если тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны.
Облегчить организацию совмещенного участка может разнесение по времени операций поступления и отправки. Оптимальным является организация прямоточного процесса (рис. 4) на складе.
Самым тщательным образом продуманный способ обработки грузов на предприятии может оказаться неудачным, натолкнувшись на препятствие, стоящее в самом начале или в конце цепи обработки груза, а именно на неправильно построенный пандус, где, собственно, и происходит перемещение грузов между складом и транспортным средством.
Надежность и эффективность работы склада находится в прямой зависимости и от того, насколько правильно решены задачи устройства мест погрузки-разгрузки транспорта. Варианты устройства изображены на рис. 5.
Важно определить необходимое количество мест обслуживания транспорта. Увеличение их количества влечет за собой увеличение капитальных затрат и эксплуатационных расходов. Малое же количество приемных площадок приводит к увеличению очередей ожидающего транспорта, потребности в площади для стоянок, увеличению затрат, связанных с простоем транспортных средств. При определении количества постов обслуживания транспорта необходимо находить компромисс между размером расходов на строительство и эксплуатацию мест обслуживания транспорта и размером суммарных расходов на строительство площадок отстоя транспорта и расходов на возможный простой транспортных средств.
В общем виде это выражается формулой:
Собщ = C1 * N + С2 * К,
где Собщ - суммарные экономические затраты и потери;
C1 - расходы, связанные со строительством и эксплуатацией одного поста обслуживания транспорта;
N - количество постов
С2 - затраты и потери, связанные с организацией ожидания и возможным простоем транспорта, приходящиеся на единицу транспортного средства;
K - среднее число единиц транспорта, ожидающих разгрузки.
При увеличении числа постов очередь, то есть значение К, уменьшается. Пропускная способность погрузочно-разгрузочной зоны зависит не только от числа мест погрузки-разгрузки, но и от грузоподъемности поступающего транспорта.
Проведенные методом теории массового обслуживания расчеты показывают, что при заданном числе постов и при заданном значении очереди на разгрузку количество обрабатываемых на участке грузов прямо пропорционально грузоподъемности обслуживаемого транспорта.
Планировка складских зон для хранения определяется, прежде всего, физическими характеристиками обрабатываемых на складе грузов и выбранной системы складирования
Тяжелые и габаритные грузы
следует размещать как можно
ниже, что обеспечит большую
При любом размере складского помещения необходимо стремиться к максимальному использованию объема, для чего целесообразно использовать стеллажное оборудование. При этом максимальная используемая высота определяется параметрами подъемно-транспортного оборудования, требования пожарной и технологической безопасности.
Кроме того, при организации складского хозяйства важно правильно определить систему приемки, размещения, хранения и надзора за товарным ассортиментом.
Как правило, выгруженные товары доставляют в зону приемки склада, где производят их проверку. Приемка товаров по количеству и комплектности - ответственная процедура, выявляющая недостачи, повреждения, низкое качество или некомплектность товаров. Поэтому порядок проведения приемки товаров регламентируется нормативными актами. Инструкции применяются во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности, а также тары под продукцией или товарами. В договорах поставки могут быть предусмотрены особенности приемки соответствующих видов продукции и товаров [3].
Если приемка осуществлена в указанные сроки, она считается своевременной.
Вместе с товарами (грузами) склад получает сопроводительные документы: товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, инвойсы и т.п. Эти документы регистрируются в журнале учета поступающих грузов и транспортных средств.