Организация плановой работы на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 15:41, реферат

Краткое описание

Формы планирования и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
перспективное;
среднесрочное;
текущее планирование.

Файлы: 1 файл

Организация плановой работы на предприятии.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

Организация плановой работы на предприятии

  Формы планирования и виды планов. В зависимости  от содержания, целей и задач можно  выделить следующие формы планирования в зависимости от длительности планового  периода:

      перспективное;

      среднесрочное;

      текущее планирование.

      Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10, 15, 20 лет. Такие планы  призваны определять долговременную стратегию  предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.

      Среднесрочное планирование осуществляться на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана.

      Текущее планирование охватывает период до 1 года и включает полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное), суточное планирование.

      Формы планирования в зависимости от содержания плановых решений:

      стратегическое;

      тактическое;

      оперативно-календарное.

      Суть стратегического планирования — в разработке и принятии перспективных решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), реализация которых обеспечит эффективность функционирования предприятия в долгосрочной перспективе, его быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. В процессе стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить свой бизнес, какие усилия следует предпринимать для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать и т. д.

      Тактическое планирование предполагает составление  среднесрочных планов, в которых  конкретизируются стратегия развития предприятия, методы и формы ее реализации. Результатом тактического планирования является план экономического и социального  развития предприятия, представляющий собой комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия на соответствующий период.

      Оперативно-календарное  планирование включает составление  краткосрочных планов, в которых  содержится детальная разработка инструментов воздействия на производственный процесс. На этапе оперативного планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия для корректировки процесса производства и др. Существуют три основных вида планов:

      планы-цели;

      планы для повторяющихся действий;

      планы для неповторяющихся действий.

      Планы-цели представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния предприятия или его подразделений. Они не содержат конкретных способов достижения целей и необходимых для этого ресурсов. Планы-цели используются в случаях, когда велика неопределенность будущего.

      Планы для повторяющихся действий предписывают их сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях, например календарный план выпуска продукции, график движения транспорта.

      Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования предприятия. Такие планы могут существовать, например, в виде программ реструктуризации предприятия, бюджета распределения ресурсов для проведения опытно-конструкторских работ и т. п.

      По  срокам выполнения планы классифицируются на долгосрочные, относящиеся в основном к категориям планов-целей; среднесрочные, выполняемые в виде различного рода программ, и краткосрочные, имеющие форму бюджетов, графиков и т. п. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности различают планы НИОКР, производства, маркетинга, сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план. В зависимости от организационной структуры предприятия — планы цехов, отделов и служб, филиалов и других подразделений предприятия.

      Организация планирования. Руководство работой  по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово-экономический отдел.

      В его функции входят:

      разработка  структуры обязательных для предприятия  планов и направление их для утверждения руководящим органам предприятия;

      организация работы по составлению планов, вид  которых утвержден руководством предприятия, подготовка материалов и  исходных данных во всех отделах и  службах предприятия, участвующих  в плановой работе;

      составление технико-экономических прогнозов по важнейшим направлениям деятельности предприятия;

      разработка  нормативных плановых документов (виды и структура планов) для структурных  и функциональных подразделений  предприятия;

      согласование  планов всех подразделений предприятия;

      контроль  за выполнением планов предприятия  в целом и его отдельных  структурных и функциональных подразделений.

      В состав планово-экономического отдела могут входить следующие структурные  подразделения (секторы, бюро, группы): технико-экономического планирования, себестоимости, цен; экономического анализа; учета и статистики, нормативов и др.

      Планово-экономический  отдел взаимодействует с плановыми  бюро структурных подразделений, а  также с другими функциональными  подразделениями предприятия: главной  бухгалтерией, отделами главного конструктора, главного технолога, главного механика, сбыта, маркетинга, организации труда и заработной платы, капитального строительства, материально-технического обеспечения и др., а также всеми основными, вспомогательными и обслуживающими цехами.

      В планировании своей деятельности участвуют  все службы предприятия.

      Так, производственно-диспетчерский отдел  на основе плановых заданий разрабатывает  номенклатурные, производственные задания  цехам и производственным участкам, устанавливает сроки и контролирует ход выполнения этих заданий.

      Отдел маркетинга занимается исследованием  рынка, планированием основных товарных групп (линий), сбыта, продвижения и  распределения продукции.

      В компетенцию отдела цен входит планирование ценовой политики предприятия.

      Отдел сбыта планирует конкретные направления  сбыта продукции, а также новые  формы обслуживания и торговли.

      Финансовые  службы ведают планированием издержек и конечных показателей финансовой деятельности предприятия.

      Отдел кадров ведет планирование использования трудовых ресурсов.

      Производственно-технические  службы (планово-диспетчерские бюро подразделений предприятия) отвечают за планирование работы отдельных подразделений  предприятия, планирование по сменам, контролируют качество сырья, комплектующих изделий и готовой продукции.

      На  небольших предприятиях планово-экономический  отдел может отсутствовать, тогда  его функции передаются отделу маркетинга или же относятся к непосредственному  ведению одного из заместителей директора.

Информация о работе Организация плановой работы на предприятии