Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов стратегического планирования деятельности организации на примере ОАО ММК ЗАО СК СМУ №2.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы стратегического планирования организации;
2) проанализировать особенности стратегическое планирование ОАО ММК ЗАО СК СМУ №2;
3) разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования организации.
Введение
В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование, способ обеспечения единства направления усилий для достижения общих целей. Без планирования система неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде, поэтому никакое управление невозможно без планирования деятельности организации, так как от него во многом зависит эффективное функционирование предприятия.
Планирование деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между ее производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полному удовлетворению своей продукцией и услугами всех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в последние годы особенно возросла роль стратегического планирования, цель которого – разработка стратегических решений и формирование планов, нацеленных на развитие предприятия в долгосрочной перспективе, и достижение фирмой конкурентных преимуществ с учетом возможных изменений во внешней среде.
Благодаря
стратегическому планированию предприятие
может с необходимой точностью
оценить свои потенциальные возможности,
разработать соответствующие
Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования. Оно использует не традиционный подход планирования из прошлого в будущее, а предполагает выстраивание анализа и принятия управленческих решений из будущего в настоящее. Это и вызывает основные трудности: как планировать «от базы» - знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, - знают немногие.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов стратегического планирования деятельности организации на примере ОАО ММК ЗАО СК СМУ №2.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1)
рассмотреть теоретические
2) проанализировать особенности стратегическое планирование ОАО ММК ЗАО СК СМУ №2;
3)
разработать рекомендации по
совершенствованию
Объектом курсовой работы является деятельность ОАО ММК ….
Предметом исследования – процесс стратегического планирования деятельности ОАО ММК ЗАО СК СМУ №2.
Огромный вклад в становление и развитие стратегического планирования внесли Ф. Абраме, И. Ансофф, М. Портер, Г. Хамел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томсон, А. Стрикленд. Именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования. В качестве источников информации при написании курсовой работы выступают: учебная, методическая и научная литература, материалы периодических изданий, документация предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка используемой литературы, приложения.
Глава
1. Теоретические
основы стратегического
планирования
1.1
Сущность стратегического
планирования
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному планированию и заняло лидирующее место в планирующей деятельности фирмы. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы стало более объемным, включая в себя, наряду с основными элементами внутренней среды, внешние аспекты: социальные факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного – в его вариативности, разработке альтернативных версий развития будущего предприятия [1, с.45].
В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход.
В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:
-
экспертный метод, который
- метод социально-экономического анализа, заключающейся во всестороннем изучении социально-экономической действительности, познании внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;
-
метод прямых инженерно-
-
экономико-математические
-
метод системного анализа и
синтеза, который заключается
в разложении явлений на
Так как стратегическое планирование является центральным элементом системы управления фирмой, для него общезначимы следующие принципы управления:
-
принцип единства централизма
и самостоятельности. Он
-
принцип единства и
-
принцип проверки выполнения
программ и планов. Проверка выполнения
намеченных целей
Планирование деятельности
Цикл
стратегического планирования включает
следующие основные элементы, которые
представлен на рис. 1.
Рис.1. Цикл
стратегического планирования
Анализ среды – начальный
После анализа среды следует переходить к формированию миссии организации, которая выражает смысл ее существования, ее предназначение. Далее идет разработка долгосрочных целей, а затем их конкретизация путем определения краткосрочных целей.
После определения миссии и цели наступает этап анализа и выбора стратегии. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.
После определения порядка реализации стратегии и окончательного оформления стратегического плана, можно приступать к выполнению стратегии. Именно этот процесс в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей, или, как это достаточно часто случается, фирма не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Рассмотрим подробно элементы стратегического планирования.
Прежде
чем приступить к формированию и
осуществлению выбранной
Анализ внешней среды помогает
контролировать внешние по
Одним из наиболее распространенных и признанных методов, позволяющих провести совместное изучение внешней и внутренней среды, является метод SWOT. SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон предприятия, оценка ее возможностей и потенциальных угроз.
Чтобы
выжить в долгосрочной перспективе,
руководство организации должно
уметь прогнозировать, какие могут
открыться для нее новые
Сила – это то, в чем предприятие преуспело, делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами.
Слабость – это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается.
Угроза – то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ.
Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое.
После
выявления сильных и слабых сторон
организации, а также угроз и
возможностей, SWOT-анализ предполагает
установление связей между ними, которые
необходимы при формировании стратегии.
Для установления этих связей составляется
матрица SWOT, которая представлена на рис.2.
Рис.2. Матрица
SWOT
На каждом из образованных на пересечении полей надо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые следует учесть при разработке стратегии.
В отношении тех пар, которые находятся в поле «СИВ», следует принимать стратегию по использованию сильных сторон организации, чтобы получить отдачу от появившихся возможностей во внешней среде.
В поле «СЛВ» стратегия должна быть направлена на ликвидацию слабых сторон за счет новых возможностей.
В поле «СИУ» стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
Наконец, в поле «СЛУ» необходимо избавиться от слабости и при этом попытаться предотвратить нависшую угрозу [9, с.21].
В заключение рассмотрения данного элемента стратегического планирования можно сделать вывод о том, что анализ среды – очень важный этап выработки стратегии организации. Более того, не зная среды, организация не сможет существовать, и она вынуждена изучать среду, чтобы обеспечить себе достижение поставленных целей, обусловленных миссией организации.