Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов стратегического планирования деятельности организации на примере ОАО ММК ЗАО СК СМУ №2.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы стратегического планирования организации;
2) проанализировать особенности стратегическое планирование ОАО ММК ЗАО СК СМУ №2;
3) разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования организации.
Стратегия сокращения расходов близка к стратегии сокращения, и ее основной целью является поиск возможностей уменьшения издержек и сокращение затрат [13, с.46].
Стратегии
развития бизнеса представлены на рис.4.
Рис.4. Стратегии развития бизнеса (базисные или эталонные стратегии)
4.
Стратегия поведения фирм
- лидер;
- второй или третий «игрок» - стратегия фирм, ближайших лидеру по размерам, способностям и рыночной доли;
- «последователь» (follower) – стратегия всех остальных «игроков», включая действующих в нише.
- «новый игрок» (entrant) – стратегия фирмы, входящей на рынок впервые, либо за счет формирования своих новых преимуществ, либо за счет формирования своих новых преимуществ, либо в результате слияния, поглощения.
Для
большинства организаций
5.
По степени активности
Наступательная стратегия направлена на расширение имеющейся доли рынка, захват новых рынков и сегментов. Это стратегия ведения агрессивной конкурентной борьбы.
Оборонительная стратегия
6.
Стратегия продукта на
Можно выделить три уровня влияния жизненного цикла товара на стратегические решения всей организации.
Первый
уровень – это уровень
Второй уровень стратегических решений связан собственно с самим продуктом и касается того, что делать с этим товаром (услугой), какие изменения вносить в его производство, что менять в содержании продукта и т.п.
Третьим уровнем стратегических решений, связанных с прохождением продуктом отдельных фаз жизненного цикла, являются маркетинговые стратегии. Данные стратегии определяют то, как должна работать маркетинговая подсистема организации на различных фазах жизни товара.
В целом, можно сделать вывод, что большинство стратегий не должно и не может быть определено только по одному из признаков. Обычно они выбираются с учетом многих факторов и являются комбинированными.
В
условиях жесткой конкурентной борьбы
предприятия должны вырабатывать долгосрочную
стратегию поведения, которая позволит
им приспосабливаться к постоянно
меняющимся условиям во внешней среде
и поспевать за изменениями, происходящими
в их окружении. Поэтому насколько правильно
будет сделан организацией выбор того
или иного вида стратегии будет завесить
развитие организации в будущем.
1.3
Стадии выбора
и реализации стратегии
Процесс обоснования и выбора стратегии состоит из следующих этапов: уяснение текущей стратегии, анализ портфеля продукции, выбора стратегии, оценки стратегии.
Чтобы
разобраться с реализуемой
Внешние факторы: направления деятельности, разнообразие продукции и объемы ее производства; причины и характер недавних приобретений и продаж части собственности; структура предприятий; возможности, на которые ориентирована организация в последнее время; отношение к внешним угрозам.
Внутренние
факторы: цели предприятия; критерии распределения
ресурсов и структура инвестиций
по производимой продукции; отношение
к финансовому риску и
Анализ портфеля продукции составляет основу стратегического планирования; он включает в себя шесть шагов.
1. Выбор уровней в организации для проведения анализа портфеля продукции. Необходимо начать с уровня отдельного продукта, а завершить верхнем уровнем организации.
2.
Определение состава
3.
Определение параметров
4.
Сбор и анализ данных. Анализ
проводится по следующим
5.
Матричный анализ портфеля
Матричный анализ
- включает ли портфель продукции достаточное количество бизнесов в привлекательных отраслях;
-
порождает ли портфель слишком
- дает ли портфель поступление прибыли и денег;
-
каковы конкурентоспособность
6.
Определение желаемого
Выбор стратегии предприятия осуществляется на основе следующих факторов: сильные стороны отрасли и сильные стороны предприятия; цели предприятия; отношение и интересы высшего руководства к выбранной стратегии; финансовые ресурсы предприятия; квалификация работников; обязательства предприятия по предыдущим стратегиям; степень зависимости от внешней среды; временной фактор выбора стратегии.
Оценка выбранной стратегии подчинена одному: приведет ли эта стратегия к достижению целей предприятия.
М.Портер выделяет три области выработки стратегии предприятия на рынке.
Первая область связана с лидерством по издержкам производства. Компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться большей доли рынка. Низкая себестоимость может позволить при необходимости участвовать в ценовой конкуренции или служить источником прибыли, которая может быть инвестирована в производство для улучшения качества продукции. Позиция производителя с низкими издержками может предотвратить проникновение конкурента в отрасль, в особенности, если он надеется конкурировать в области цен. Цена также может быть использована в качестве оружия для отражения угрозы со стороны товаров-заменителей.
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае предприятие должно осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Для реализации этого типа стратегии предприятие должно иметь Высокий потенциал НИОКР, систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.
Третья область определения стратегии сфокусирована на определенном сегменте рынка и концентрации усилий предприятия на выбранном рыночном сегменте. Предприятие может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации производства продукта, но не на всем рынке, а только на выбранном его сегменте. Политика предприятия, реализующего эту стратегию, должна строиться на анализе потребностей вполне определенных клиентов [13, с. 126].
Для выбранной стратегии создается план ее реализации, который содержит:
-
перечень основных этапов
- их временные рамки;
- распределение ответственности;
-
описание механизма
-
требования к персоналу и
-
перечень обстоятельств,
- ключевые критерии, позволяющие судить об успехе стратегии.
Для понимания роли и сущности реализации стратегии очень важно учитывать следующее. Выполнение стратегии не играет роль пассивного, по отношению к принятой стратегии, средства ее проведения в жизнь. Важным свойством выполнения стратегии является то, что оно не только может в силу плохого осуществления реализации хорошей стратегии создать для организации трудности, но и то, что при условии хорошего осуществления оно может дать организации шанс на успех, даже если и были допущены ошибки при выработке стратегии. Хорошее выполнение стратегии обладает способностью компенсации негативных последствий, которые могут возникать при осуществлении стратегии по причине имеющихся у нее недостатков либо же в силу появления в среде непредвиденных изменений.
Выполнение стратегии направлено на решение следующих трех задач. Во-первых, это установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация. Это касается в первую очередь таких задач, как распределение ресурсов, установление организационных отношений, создание вспомогательных систем и т.п. Во-вторых, это установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами с тем, чтобы сориентировать деятельность организации на осуществление выбранной стратегии. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам организации, как ее структура, система мотивирования и стимулирования, нормы и правила поведения, разделенные ценности и верования, квалификация работников и менеджеров и т.п. В-третьих, это выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией. Все три задачи решаются посредством изменения. Поэтому именно изменение является сердцевиной выполнения стратегии. И именно поэтому изменение, которое происходит в процессе выполнения стратегии, называется стратегическим изменением.