Теоретические и практические аспекты стратегического планирования деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов стратегического планирования деятельности организации на примере ОАО ММК ЗАО СК СМУ №2.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы стратегического планирования организации;
2) проанализировать особенности стратегическое планирование ОАО ММК ЗАО СК СМУ №2;
3) разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования организации.

Файлы: 1 файл

Засова доработ1.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

 

     Продолжение табл. 1 

17 
 
 
 
 

18

Доход всего

Доход (без НСС)

в т.ч. рабочих

в т.ч.руководителей

в т.ч. специалистов

в т.ч. служащих

Темпы роста  дохода

к предыдущему  месяцу

 с  начала года

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб. 

%

%

18936

18909

18020

23056

20156

0 

2,9

18936

18909

18020

23056

20156

0 

2,9

18936

18909

18020

23056

20156

0

18936

18909

18020

23056

20156

0

19 Потребительская корзина

К. покрытия потр.корзины

руб. 

%

  10057 

1,88

   
20 Текучесть кадров: прием

увольнение

в т.ч. за прогулы

чел.

чел.

чел.

  45

2

  207

51

21 Трудовая дисциплина:

количество  прогулов

задержано на походной

кол-во нарушений  труд.дис. выявлен. в цехе

 
чел.

чел. 

чел.

   
2

0 

0

   
13

4 

4

22 Обуч. персонала, всего

ПТК

2-я профес

КЦН

 
чел.

чел.

чел.

   
2

0

0

   
6614

11

23 Прибыль (убытки) тыс.руб 731,44 1424,09 3776,22 579,54
 

     По  приведенным в таблице данным можно сделать вывод о том, что фактические показатели деятельности организации в основном превышают  запланированные, либо незначительно отклоняются от них.

     С точки зрения качественной оценки, действующая стратегия является целостной, внутренне согласованной, а также обоснованной и соответствующей  реальной ситуации.

       Количественные и качественные  показатели позволяют судить об эффективности функционирования организации, т.е. о мере достижения целей, ради которых она создана, а также об эффективности реализации стратегии.

     На  показатели функционирования организации  оказывают влияние изменения, происходящие во внешней среде, воздействию этих изменений подвергаются  стратегии. Поэтому, для выяснения, является ли выбранная организацией стратегия актуальной на данный момент позволит судить SWOT-анализ, с помощью которого можно выявить сильные и слабые стороны (табл.2), возможности и угрозы организации, сделать вывод об эффективности действующей стратегии.

     Таблица 2

     Слабые  и сильные стороны предприятия

Позиции Сильные стороны Слабые стороны
Производство 1) наличие резервов  повышения производственных мощностей  предприятия;

2) высокий уровень  качества продукции;

3) высокая рентабельность;

4) широкий ассортимент  продукции;

1) относительно  невысокая емкость складского  хозяйства;

2) низкий уровень  загрузки производственных мощностей;

3)значительный  износ оборудования.

4) снижение объемов  производства.

Технология 1) наличие высокой  технологии на уровне НОУ-ХАУ;

2) опытный коллектив технологической службы предприятия;

3) широкие возможности  в области расширения номенклатуры  выпускаемых изделий.

1) нехватка свободных  денежных средств на разработку  новых видов продукции;

2) нехватка современного  технологического оборудования.

Персонал 1) Устоявшийся  высококвалифицированный коллектив  работников; 1) незначительный  удельный вес молодых специалистов;

2) прекращение  программы повышения квалификации  работников;

3) Сокращение  численности персонала.

Организация 1) годами отработанный механизм управления кадрами;

2) эффективное  распределение должностных обязанностей  между руководителями.

1) Отсутствие  эффективной маркетинговой службы  на предприятии, предприятие фактически  работает на заказ.
Маркетинг 1) высокая репутация  предприятия в области качественной продукции;

2) низкая цена  по сравнению со средней российской  ценой.

1)отсутствие  программы маркетинга на предприятии;

2) низкий уровень  реализации.

Финансы 1) финансовая  независимость от кредиторов, предоставляющих  кредит под процент;

2) возможность  дифференцированной торговли.

1) нехватка собственных  оборотных средств;

2) низкие темпы  оборачиваемости активов;

3) резкий рост  задолженности дебиторов;

4) вероятность  банкротства.

        На основе проведенного исследования  сильных и слабых сторон организации, можно  сформулировать SWOT-матрицу (табл.3), отражающую возможности и угрозы предприятия при комплексном подходе к ранее описанным негативам и позитивам.

     Таблица 3

     SWOT-матрица

ОАО ММК  ЗАО СК СМУ №2 – занимается производством строительно-монтажных работ, изготовлением бетонных и железобетонных изделий и конструкций, бетонных и железобетонных блоков, поддонов, реквизитов и т.д. Возможности организации O:

1) изменение  отношения ОАО ММК к данной  отрасли путем максимального  контроля;

2) мощная поддержка правительства;

3) выход на  новый рынок и поиск новых  клиентов;

4)  использование  новейшего импортного оборудования  и выпуск новой продукции.

Угрозы  T:

1) ценовая конкуренция;

2) неплатежеспособность  фирм-заказчиков;

3) угроза банкротства  в связи с мировым экономическим кризисом;

4) сокращение  персонала.

Сильные стороны организации  S:

1) наличие возможности  наращивания производства до  максимального использования мощностей;

2) высокий уровень  качества выпускаемой продукции;

3) высококвалифицированный персонал;

4) уровень технологии, обеспечивающий минимизацию затрат.

 Поле SO:

-увеличение  производства 

за счет устойчивых продаж и ассортимента, приводящее к снижению затрат.

Поле  ST:

-увеличение  объемов выпуска и сбыта продукции,  используя высокую конкурентоспособность продукции в области ценового и качественного показателя;

-создание конкурентоспособной  продукции за счет использования  новых технологий развития.

Слабые  стороны организации  W:

1) фактическое  отсутствие собственных оборотных  средств;

2) незначительное  использование рыночного подхода  к проблемам, связанных с производством,  сбытом и стимулированием;

3) снижение объемов  производства, имеются нереализованные  товары;

4) значительная  зависимость  от ОАО ММК;

Поле  WO:

-использование  свободных мощностей для расширения ассортимента производства и пользующейся спросом продукции в целях получения свободных оборотных средств.

 Поле WT:

-расширение  фирменной торговой сети, как  стратегического канала сбыта  продукции, в целях получения  повышенной прибыли в результате розничной торговой наценки.

     Проведенный ситуационный анализ позволяет выявить, что действующая стратегия предприятия (сохранение долговременной конкурентоспособности  и устойчивое развитие) является актуальной, направленной на достижение целей.

     Сильные и слабые стороны, возможности и  угрозы позволят организации внести коррективы в стратегический план, разработать дополнительные направления  стратегического развития. Корректировка  отдельных показателей плана  даст возможность предприятию без  изменения общей цели найти оптимальные пути повышения эффективности производства.

     В практике стратегического планирования ОАО ММК СМУ №2 можно выделить следующие особенности:

     1) план содержит только одну  стратегию предстоящих действий;

     2) программы, предусматривающие возможные варианты решений на случай изменения первоначальной стратегии, обычно не включаются в план;

     3) в плане оцениваются все сильные  и слабые стороны фирмы при  анализе благоприятных возможностей  или опасных событий в окружающей  обстановке;

     4) план включает данные прогнозов  и предложений, которые в деталях  обычно не разрабатываются;

     5) производится оценка риска;

     6) план строится на основе ожидаемых  целей, которые отражают важнейшие  показатели финансовой деятельности  фирмы;

     7) разработкой стратегического плана занимается руководящее звено исследуемой организации.

     Об  эффективности стратегического  плана развития предприятия можно  судить по следующим факторам: во-первых, стратегический план задает перспективные  направления развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет увязать в единую систему  проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понять структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен; во-вторых, он устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия; в-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации; в-четвертых, план определяет альтернативные действия организации на долгосрочный период; в-пятых, создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов; в-шестых, демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия как единую систему современного менеджмента.

     Однако  процесс стратегического планирования на предприятие  пока еще не является четкой формализованной процедурой, основанной на научных методиках, нашедших практическое применение в Европе. Поэтому предприятию, чтобы выжить и не принимать «дешевые» варианты  планирования, необходимо постоянно реализовывать в практическую деятельность ряд мер, повышающих эффективность стратегического плана, который играет главную роль в достижении поставленных перед организацией целей. 

2.3 Рекомендации по  повышению эффективности  стратегического  планирования ОАО  ММК ЗАО СК СМУ  №2 

     Стратегическое  планирование – это самый современный  метод стратегического управления и самый высокоинтеллектуальный и дорогой элемент менеджмента.

     Следовательно, для того чтобы компания смогла выполнить  фигуры высшего пилотажа в менеджменте, ей необходимо не останавливаться на половине пройденного пути стратегического  планирования, который является достаточно эффективным для данного предприятия, а попытаться достичь более эффективных результатов в практике  формирования стратегического плана.

     Проведя практический анализ стратегического планирования ОАО ММК ЗАО СК СМУ №2,   можно предложить следующий ряд рекомендаций для повышения эффективности стратегического планирования в данной организации:

  • во-первых, на всех этапах планирования необходимо применять наиболее совершенные методы, технологию и средства научного обоснования планов предприятия;
  • во-вторых, процедура стратегического планирования должна быть направлена на построение как модели будущего («как хочется»), так и программы перехода из текущего состояния к этой модели;
  • в-третьих, для разработки стратегического плана должны быть созданы специальные подразделения;
  • в-четвертых, «бизнес сегодня» и «бизнес завтра» должны описываться в плане по одному трафарету, иначе будет сложно выбрать программу перехода (подобная проблема возникает в области финансов, когда формат финансовых отчетов бухгалтерии не соответствует формату бюджетов, это здорово усложняет жизнь финансовым директорам);
  • в-пятых, для более эффективного выбора стратегии необходимо проводить маркетинговые исследования и мониторинг внешней среды;
  • в-шестых, стратегический план должен иметь программу развития, основными элементами которой является продуктовая программа, программа реструктуризации бизнес-процессов, программа реструктуризации менеджмента, программа перераспределения и привлечения ресурсов;
  • в-седьмых, в условиях рынка фирма должна выбрать такую схему планирования, которая позволит наилучшим образом осуществлять качественную разработку и оперативный контроль планов производства и продажи продукции и в первую очередь плана прибыли;
  • в-восьмых, на предприятии необходимо проводить совершенствования методологии планирования, заключающееся в повышении точности соизмерения затрат и результатов предстоящей производственной деятельности при наиболее полном учете взаимодействия системы рыночных факторов.

Информация о работе Теоретические и практические аспекты стратегического планирования деятельности организации