Организация стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что четкая стратегия и процесс её формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды, как с финансовой, так и с чисто психологической стороны. Применение стратегического планирования позволяет с наименьшими затратами достигнуть эффективности в работе. Стратегическое планирование является важнейшим средством достижения главной цели предприятия, поэтому необходимость стратегического планирования в наши дни не вызывает сомнений.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования на
предприятии
1.1 Стратегическое планирование как средство достижения
целей предприятия 5
1.2 Этапы стратегического планирования на предприятии 6
1.3 Методы анализа (прогнозирования) в стратегическом планировании: подходы и технологии 11
2. Организация стратегического планирования на предприятии (на примере ООО «Росторг»)
2.1 Краткая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ внутренней среды предприятия 16
2.3 Анализ внешней среды 23
3. Разработка стратегических планов организации 24
Заключение 29
Список литературы

Файлы: 1 файл

стратегическое планирование курсовая.docx

— 155.63 Кб (Скачать)

Ежемесячно проводится анализ текущей деятельности предприятия, изучаются средние размеры торговых наценок и уровень расходов по доставке товаров, как по группам товаров, так и по поставщикам. Рассматривается так же скорость оборачиваемости товаров.

Руководством предприятия и коммерческим аппаратом активно проводилась и проводится работа с основными поставщиками по заключению договоров на условиях увеличения сроков оплаты не ниже фактической оборачиваемости товара, формированию отпускных цен на условиях франко-назначения, решению вопросов погашения просроченной задолженности.

Кроме того предприятие продает товары собственного производства. В области промышленности имеется цех хлебопечения с мощностью 8 тонн в сутки, кондитерский цех 115 тонн в год, цех безалкогольных напитков 5 тыс. дол. в год, цех безалкогольных напитков, цех по производству копченых изделий, цех по производству швейных изделий.

Предприятие завозит товары со своих заготовительных организаций: скотобойный пункт, овощехранилище, склад вторсырья, приёмно-заготовительные пункты, квасово-засольный цех.

Торговая наценка на данные товары устанавливается в размере примерно 30%. Поставляется продукция местных товаропроизводителей: молоко и молокопродукты поставляет завод «Ирмень», расположенный в НСО. На данный товар устанавливается торговая наценка около 15%. Данные товары пользуются спросом и обладают быстрой оборачиваемостью, поэтому, несмотря на низкую торговую наценку, они приносят выгоду предприятию.

При продаже хлебобулочных изделий существует риск несбалансированности спроса и предложения. Этот товар скоропортящийся, если предложение хлеба окажется выше покупательского спроса, то на следующий день товар уже теряет свое качество, существует риск невостребованности несвежего хлеба и его порча. В таких случаях следует оперативно снизить цену, приложить все усилия по сохранению его качества и скорейшей реализации. Торговля данным видом товара прибыли практически не приносит, но он привлекает покупателей в магазины, поэтому играет важную роль в ассортименте товаров. Промышленные товары поставляются, чаще всего, с оптовых баз г. Новосибирска. На данные товары устанавливается торговая наценка в среднем около 40%. Данный вид товара более доходный, однако обладает более медленной оборачиваемостью.

Наиболее важным показателем является объем реализации - товарооборот. Он тесно связан с выполнением поставщиками своих договорных обязательств. Как правило, предприятие заключает договор с поставщиками сроком на 1 год без оговорки конкретных объемов поставки. Товар поставляется самовывозом, т.е. поставщикам передается заявка, затем представители райпо получают товар непосредственно на складах поставщиков, самостоятельно организуют доставку товара на склады потребительского общества. Доставка товаров от местных производителей (молочных продуктов) осуществляется средствами поставщиков. За своевременную доставку товаров в торговые точки отвечают материально ответственные лица на складах организации. На склад поступает заявка о необходимом количестве и ассортименте продукции, которая должна быть удовлетворена не позднее следующего дня для торговых объектов в НСО и не позднее 3-х дней со дня заявки для торговых объектов, расположенных в сельских населенных пунктах.

На предприятии имелись случаи риска невостребованности продукции, который возникает в результате падения спроса. Внутренние причины:

  • неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия;
  • неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта;
  • снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества товара, низкой квалификации персонала;
  • неэффективная организация сбыта и рекламы товара;
  • разбросанность магазинов по разным населенным пунктам.

Внешние причины:

  • неплатежеспособность покупателей;
  • отрицательно сказывается бездорожье на некоторых участках дороги в сельской местности при доставке товаров в магазины;
  • повышение процентных ставок по вкладам;
  • демографические;
  • социально-экономические;
  • политические;
  • и др.

Основные показатели, характеризующие качество жизни населения,  по которым в Новосибирском районе наблюдается значительное отклонение от республиканских  параметров:

  • экономически активное  население  в районе составляет 42%  от общей численности, в то время как в среднем по НСО – 47%;
  • уровень официально зафиксированной безработицы в районе – 0,9% на фоне 2,9% по НСО;
  • средняя заработная плата составляет в районе 9 105 тыс. руб.  при 18 318      тыс. руб. по НСО;
  • доля населения, имеющего доход ниже прожиточного уровня, составляет в районе 33,6%, в то время как по НСО она составляет 17,8%.

Наиболее острыми социальными проблемами являются: низкий уровень  продолжительности  жизни; низкий уровень доходов и низкая платежеспособность населения, рост заболеваемости.

Для того, чтобы оценить риск невостребованной продукции, в ООО Росторг проводится анализ динамики остатков по разным группам товаров. В случаях падения спроса на какой-либо товар, снижается его цена.

ООО Росторг использует такие виды ценовой политики, как цена распродаж, цена равновесия (товар высокого качества по рыночной цене), цена начала атаки рынка (товар высокого качества, впервые представленный на рынке, по средней цене). Высокий уровень конкуренции не позволяет устанавливать высокие цены на товар.

Большое значение имеет выбор ассортимента товаров. Результаты работы торгового предприятия во многом зависят от структуры товаров, т.к. на разные виды товаров начисляется дифференцированная торговая наценка, расходы по доставке так же отличаются. Кроме того, необходимо учитывать скорость оборачиваемости денежных средств, вложенных в тот или иной товар.

Ассортимент товаров постоянно изменялся. Доля промышленных товаров увеличилась с 3,6% в 2011г. до 9,9% в 2013г., затем снизилась до 9,1%. Повышение цен на мясные изделия и молочные продукты местного производства повлияли на резкое понижение спроса на этот товар. Постепенно снижается доля реализации алкогольной продукции с 38,9% в 2009г. до 30% в 2010г. В несколько раз возросла доля реализации рыбных продуктов, овощей и фруктов. В 2014г.существенных изменений в структуре товарооборота не произошло. Удельный вес продовольственных товаров составил 9,2% доля промышленных товаров – 9,2%.

   Колебания  в товарообороте объясняются  различными сроками начала деятельности  торговых точек.

Темпы роста товарооборота за 2007-2010 гг. представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Темпы роста товарооборота ООО Росторг 

 

Показатели

ед. изм.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Товарооборот

тыс. руб

27088,2

36581,1

41419,1

50001,8

Прирост товарооборота

%

_

35,04%

13,23%

20,72%

Индекс потребительских цен

% к декабрю предыдущего года

112,1

113,3

110,1

109,9

Товарооборот в сопоставимых ценах

тыс. руб

24164

32287

37620

45497

Прирост товарооборота в сопоставимых ценах

%

_

19,1%

2,8%

10%


 

 

В 2014г. общий товарооборот по головному предприятию составил 50001,8 тыс. руб., возрос по сравнению с 2013г. на 8582,7 тыс. руб. или на 13,3%. В связи с тем, что в конце 2013 – начале 2014 гг. было открыто несколько магазинов конкурентов, занимающих более выгодное расположение, вблизи магазинов «Универмаг» и «Черемушки». Вследствие этого показатели по данным магазинам в 2014г. ухудшились: доля магазина «Универмаг» снизилась до 17,1%, прирост выручки составил всего 2,3%; выручка магазина «Черемушки» снизилась за год на 627 тыс. руб. или на 18,2%, удельный вес снизился до 8,3%.

Таблица 3 - Матрица анализа внутренней среды

 

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

 

Название фактора

Содержание фактора

1. Маркетинг

Большой опыт работы, гибкая ценовая политика, создана эффективная система розничной торговли

2. Основные фонды

Достаточное оснащение оборудованием, необходимыми помещениями, эффективное использование основных фондов

3. Финансы

Устойчивое финансовое положение, способность предприятия отвечать по своим долговым обязательствам

4. Трудовые ресурсы

Низкая текучесть кадров, обеспеченность квалифицированными, опытными кадрами

5. Материальные ресурсы (товарные  запасы)

Достаточное обеспечение необходимого ассортимента товаров

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

 

Название фактора

Содержание фактора

1. Маркетинг

Слабое информационное обеспечение, слабое использование средств рекламы

2. Основные фонды

Высокая степень износа основных фондов, моральное устаревание оборудования

3. Финансы

Зависимость от кредиторов

4. Трудовые ресурсы

Низкая производительность труда

5. Материальные ресурсы

Потери при транспортировке и хранении товара


 

В сопоставимых ценах прирост товарооборота в сопоставимых ценах в 2012г. составил 19,1%, затем темпы роста товарооборота замедляются. В 2013г. прирост товарооборота в сопоставимых ценах составил всего 2,8% и в 2014г. – 10%. Это объясняется тем, что предприятие значительно зависит от кредиторов, большинство основных и все оборотные фонды являются заемными, в последние годы рост инфляции привел к росту ставки % по кредитам, что отразилось на прибыли предприятия. Но предприятие работает стабильно, в условиях нарастающей конкуренции постепенно наращивает объемы продаж, расширяет долю рынка за счет новых магазинов.

После завершения обследования внутренней среды предприятия, выдены слабые и сильные стороны предприятия. Результаты отражены в матрице (таблица 3).

2.3. Анализ  внешней  среды 

В завершение обследования, проведен анализ внешней среды предприятия,  рассмотрены благоприятные и опасные для развития бизнеса факторы, которые существуют независимо от состояния дел организации. Результаты анализа зафиксированы в матрице (Таблица 4).

Проведенное обследование предприятия позволяет приступить к разработке стратегических планов.

 

3. Разработка стратегических планов  организации.

Стратегическое планирование в ООО Росторг носит рекомендательный характер, комплексные стратегические планы не разрабатываются. Стратегическое планирование на исследуемом предприятии рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

 

Таблица 4 - Матрица анализа внешних факторов

ВОЗМОЖНОСТИ

Название фактора

Содержание фактора

1. Безработица 

Большое предложение рабочей силы

2. Поставщики

Близость поставщиков, нет проблем с доставкой грузов, возможность сбыта собственной продукции

3. Конкуренция

Прочные позиции на рынке

4. Связи с кредитными учреждениями

Доступность кредитов, достаточное наличие оборотных средств

5. Поставщики

Хорошая репутация предприятия в деловом мире; высокая степень конкуренции среди поставщиков создает благоприятные условия для предприятия (скидки, отсрочка платежа…)

УГРОЗЫ

 

Название фактора

Содержание фактора

1. Технологический

Внедрение прогрессивной техники, оборудования требует больших затрат, повышения квалификации кадров

2. Социальный

Низкие доходы населения порождают низкую покупательскую способность

3. Конкуренция

Постоянный рост числа конкурентов

4. Налогообложение

Достаточно сложная система налогообложения усложняет бухгалтерский учет, требует наличия довольно большого штата бухгалтеров

5. Политико - правовые 

Ужесточение требований административных органов


 

Экономические цели ООО Росторг:

  • Увеличить долю рынка на 2,5% к 01.01.2016г.
  • Увеличить производительность  труда за счет улучшения условий труда, внедрения нового оборудования, внедрения современных методов обслуживания на 2 % к 01.01.2016г.
  • Увеличить прибыль предприятия в 2015г. на 2,7 % по сравнению с 2014г.
  • Расширять внутригрупповой ассортимент товарных групп «молоко и молочная продукция», «колбасные изделия», «мясо птицы», «хлеб и хлебобулочные изделия» и др., поставщиками которых являются предприятия концерна Минсельхозпрода, Белгоспищепрома, Легпрома и др.
  • Увеличить оборачиваемость товарных запасов на 2,5% к 01.01.2016г.

Информация о работе Организация стратегического планирования