Совершенствование экологического стратегического планирования организации (на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:39, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является совершенствование экологической стратегии, состоящей в определении важнейших социальных, экономических и технических целей, системы приоритетов в их достижении.
Задачами дипломной работы являются:
анализ понятия и сущности разработки экологической стратегии предприятия;
оценка текущей ситуации в сфере охраны окружающей среды в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга";
анализ экологической стратегии ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга";
разработка предложений по совершенствованию экологической стратегии ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИ...…………………………6
1.1. Понятие и сущность разработки стратегии организации…………………6
1.2. Понятие экологической стратегии организации…………………… ……..

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА…………………………………..
2.1. Характеристика ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»…………………...
2.2.SWOT-анализ………………………………………………………………..
2.3. Анализ текущей ситуации в сфере охраны окружающей среды
В ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»……………………………………....

ГЛАВА 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ………………………..……..
3.1. Анализ экологической стратегии
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» …………………………………..…….
3.2. Совершенствование экологической стратегии
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»…………………………….……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ДипломВодоканал.doc

— 1.81 Мб (Скачать)


Комитет общего и профессионального  образования Ленинградской области

Автономное образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

Ленинградский государственный  университет имени А.С.Пушкина

Факультет Экономики и инвестиций

Кафедра Управления персоналом

 

 

Совершенствование экологического стратегического планирования организации

на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

 

   ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студентки: Граблевой

Светланы Владимировны

Специальность: 080507.65

менеджмент организации

Заочная форма обучения

Научный руководитель: к.т.н., доц.

Цыплакова Елена Германовна

 

 

 

Зав. кафедрой

__________ .

«__»______________2013г.

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИ...…………………………6

1.1. Понятие и сущность разработки стратегии организации…………………6

1.2. Понятие экологической стратегии организации…………………… ……..

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА…………………………………..

2.1. Характеристика ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»…………………...

2.2.SWOT-анализ………………………………………………………………..

2.3. Анализ текущей ситуации в сфере охраны окружающей среды

В ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»……………………………………....

 

ГЛАВА 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ………………………..……..

3.1. Анализ экологической  стратегии

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» …………………………………..…….

3.2. Совершенствование  экологической стратегии

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»…………………………….……………..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Состояние окружающей среды  становится серьезным ограничением для экономического и социального  развития крупных городов и промышленных регионов. Все это свидетельствует  о серьезном кризисе реализуемой в последние годы политики природопользования и необходимости управления природоохранной деятельностью.

Возрастающая озабоченность  относительно качества среды обитания заострила внимание предприятий  к возможным экологическим последствиям деятельности. Предприятия должны выявлять эти последствия, снижать, а по возможности полностью устранять их негативный результат.

Для чего необходимо, с  одной стороны, создать на предприятии  соответствующую базу для обоснования  и разработки экологической стратегии, а с другой — обеспечить заинтересованность персонала предприятия в успешной реализации данной стратегии.

Целью дипломной работы является совершенствование экологической стратегии, состоящей в определении важнейших социальных, экономических и технических целей, системы приоритетов в их достижении.

Задачами дипломной  работы являются:

  1. анализ понятия и сущности разработки экологической стратегии предприятия;
  2. оценка текущей ситуации в сфере охраны окружающей среды в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга";
  3. анализ экологической стратегии ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга";
  4. разработка предложений по совершенствованию экологической стратегии ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".

Для достижения этих задач  были использованы следующие методы:

  1. системный;
  2. библиографический;
  3. аналитический.

Объектом дипломной  работы является ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»». Предметом – экологическая стратегия организации.

При написании  дипломной работы, для раскрытия  основных понятий и методологических основ природопользования, были использованы  научные труды отечественных авторов таких, как Голуб В.А., Протасов В.Ф., Хачатуров Т.С., Гирусов Э.В., Яндыганов Я.Я. и других специалистов, занимающихся проблематикой по вопросам, рассматриваемым в дипломной работе.

Источниковую базу дипломной  работы составляют Конституция РФ, ФЗ «Об охране окружающей природной среды», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» и др.

Практическая значимость дипломной  работы – в возможности использования  ее материалов при разработки экологической стратегии предприятия.

Структура дипломной  работы. Дипломная работа состоит  из введения, трех глав и заключения.  В первой главе рассмотрены теоретические аспекты экологической стратегии организации. Во второй главе дана характеристика ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и проведен анализ текущей ситуации в сфере охраны окружающей среды, а так же SWOT-анализ. В третьей главе рассмотрена экологическая стратегия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и даны рекомендации по его совершенствованию.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Понятие и сущность разработки стратегии организации

 

Слово «стратегия» в  переводе с греческого языка означает «искусство развертывания войск  в бою». В условиях переходной экономики, когда происходит ускоряющийся процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений, руководители большинства отечественных фирм осознали необходимость концентрации внимания на выработке долгосрочной стратегии деятельности. Поэтому значение стратегического планирования, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, в нашей стране резко возросло в последние десятилетия.

Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Как показал анализ специальной  литературы [5-40], что если раньше считалось, что большая фирма имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким предприятием, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Как показал анализ специальной литературы [5-40], стратегическое управление — это прогнозное управление, направленное на выработку концепции развития, позволяющей добиваться конкурентных преимуществ и выживать в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы на внутреннем и внешних рынках.

Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний. Каждая фирма  уникальна в своем роде, и процесс  выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит  от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производственных факторов и др.

Определение стратегии  для фирмы принципиально зависит  от конкретной ситуации, в которой  находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к  формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.

В самом общем виде стратегия — это генеральное  направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к  цели.

Как показал анализ специальной литературы [5-40], стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

- распределение ресурсов;

- адаптация к внешней  среде;

- внутренняя координация;

- организационное стратегическое  предвидение.

Как показал анализ специальной  литературы [5-40], распределение ресурсов – процесс, включающий в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к внешней  среде охватывает все действия стратегического  характера, которые улучшают отношения  предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Осознание организационных  стратегий, эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.

Как показал анализ специальной  литературы [5-40], процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.
  2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  3. Выбор стратегии.
  4. Выполнение стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения.

Первым и, может быть самым существенным решением при  планировании будет выбор целей  предприятия. Здесь необходимо подчеркнуть, что те предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

Определение миссии и  целей организации

Как показал анализ специальной литературы [5-40], основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.

Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для  определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее.

1. Задача предприятия  с точки зрения его основных  услуг или изделий, его основных  рынков и основных технологий.

2. Внешняя среда по  отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия.

3. Культура организации.  Какого типа рабочий климат  существует внутри предприятия.

Как показал анализ специальной  литературы [5-40], прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить, в конечном счете, только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию “Форд” как предоставление людям дешевого транспорта.

Информация о работе Совершенствование экологического стратегического планирования организации (на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»)