Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:39, дипломная работа
Целью дипломной работы является совершенствование экологической стратегии, состоящей в определении важнейших социальных, экономических и технических целей, системы приоритетов в их достижении.
Задачами дипломной работы являются:
анализ понятия и сущности разработки экологической стратегии предприятия;
оценка текущей ситуации в сфере охраны окружающей среды в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга";
анализ экологической стратегии ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга";
разработка предложений по совершенствованию экологической стратегии ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИ...…………………………6
1.1. Понятие и сущность разработки стратегии организации…………………6
1.2. Понятие экологической стратегии организации…………………… ……..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА…………………………………..
2.1. Характеристика ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»…………………...
2.2.SWOT-анализ………………………………………………………………..
2.3. Анализ текущей ситуации в сфере охраны окружающей среды
В ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»……………………………………....
ГЛАВА 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ………………………..……..
3.1. Анализ экологической стратегии
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» …………………………………..…….
3.2. Совершенствование экологической стратегии
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»…………………………….……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
Таблица 2.2.2 Водоснабжение. Слабые стороны – Угрозы.
Внутренние факторы |
Приоритетность |
Внешние факторы |
Вероятность появления фактора |
Оценка влияния фактора на деятельность |
Слабые стороны (W) |
Угрозы (T) | |||
1. Высокое удельное водопотребление, более чем в 2 раза превышающее водопотребление западноевропейских стран |
3 |
1. Вероятность снижения объемов финансирования программ капитального ремонта и строительства вследствие возможного ухудшения общей экономической ситуации в СПб, РФ. |
0,5 |
0,7 |
2. Потребность модернизации сооружений двуступенной схемы водоподготовки водопроводных станций, работающих на невской воде. Сооружений – 80 % |
4 |
2. Возможность снижения доходов в случае возможного ухудшения социально-экономической ситуации в РФ и Санкт- Петербурге. |
0,5 |
0,6 |
3. Потребность строительства участков сетей для повышения надежности |
4 |
3. Ужесточение международных и национальных нормативных требований по качеству питьевой воды |
0,75 |
0,7 |
4. Высокая энергоемкость и износ эксплуатируемого оборудования, низкий КПД основного насосного оборудования |
3 |
4. Антропогенное загрязнение реки Невы как источника водоснабжения Санкт- Петербурга (93% по итогам 2010 года), высокий риск залпового поступления загрязнений при аварийных и чрезвычайных ситуациях, отсутствие альтернативного источника водоснабжения. |
1 |
0,9 |
5. Потребность замены сооружений одноступенной схемы водоподготовки водопроводных станций, работающих на невской воде, на двухступенную - 75 % мощностей производства воды (СВС – 2 блока, ЮВС – 3 блока, ГВС –1 блок, ВВС – 1 блок, ВС г. Колпино – 1блок). |
4 |
|||
6. Наличие проблемных зон, в которых происходят отклонения напоров воды от гарантированного уровня в часы пикового водопотребления. |
3 |
5. Отсутствие современной модели поведения граждан и других потребителей в части рационального использования ресурсов. |
||
7. Изменение качества питьевой воды продуктами коррозии в процессе длительной транспортировки по металлическим трубам без внутреннего покрытия .Наибольшее количество превышений нормативов СанПиН 2.1.4.1074 – 01 зафиксировано по показателю «железо». |
3 |
6. Не обеспечена необходимая категория надежности объектов Предприятия со стороны энерго-снабжающих и электросетывых компаний |
||
8. Потребность реконструкции сооружений первых подъемов водопроводных станций (СВС, ГВС, ЮВС) для повышения надежности и безаварийности работы системы водоснабжения. |
4 |
|||
9. Потребность в освоении подземных источников водоснабжения в периферийных районах города. |
4 |
|||
10. Необходимость в завершении создания зон водопроводной сети, системы управления напорами. |
5 |
|||
11. Отсутствует комплексная система измерений расходов воды. |
4 |
|||
12. Отсутствие централизованного водоснабжения в 71 малом населенном пункте с населением 123 тыс. чел. |
4 |
|||
13. Отсутствие альтернативного источника водоснабжения. |
3 |
|||
14. Необходимость приоритетного строительства и реконструкции водопроводных сетей для обеспечения развития жилищного комплекса. |
4 |
|||
15. Не завершено создание системы автоматизированного учета водопотребления у абонентов. Необходимость замены морально устаревшей системы контроля напоров воды в сетях на принципиально новую систему мониторинга расходов и напоров воды на станциях, в сетях и у потребителей. |
3 |
|||
16. Необходимость производить замену запорной и регулирующей арматуры реконструкции и оптимизации режима работы повысительных станций, оборудования отдельных домов насосами-повысителями. |
4 |
|||
17. Необходимость замены пожарных гидрантов в связи с использованием конструктивно-устаревших пожарных гидрантов |
3 |
|||
18. Необходимость обеспечения достоверности измерений количества и качества воды, реагентов, электроэнергии, показателей безопасности. Модернизация существующей метрологической базы Предприятия с заменой морально и физически изношенных эталонов, и средств измерений и обновление обменного фонда приборов учета. |
4 |
|||
19. Недостаточное информационное обеспечение (требуется реализация программы приборного учета воды, забираемой из водных источников и сбрасываемой в водные источники, и измерения давления в режиме реального времени на технологических линиях внутри Предприятия. |
4 |
|||
20. Необходимость создания системы автоматизированного контроля питьевой воды на разводящей водопроводной сети в «узловых» и проблемных точках контроля по физико-химическим показателям качества для определения содержания в воде железа, алюминия, мутности, остаточного хлора. |
4 |
|||
21. Необходимость повышения надежности энергоснабжения объектов (Резервные источники электроснабжения) |
3 |
Ситуационный анализ Водоотведение
Таблица 2.2.3 Водоотведение. Сильные стороны – Возможности.
Внутренние факторы |
Приоритет ность |
Внешние факторы |
Вероятность появления фактора |
Оценка влияния фактора на деятельность |
Сильные стороны (S) |
Возможности (O) | |||
1. Наличие стратегии
Предприятия в области |
5 |
1.Участие в общественных
и межправительственных |
1 |
1 |
2. Бенчмаркинг деятельности водоканалов РФ, Балтии и Европы с целью изучения лучшего опыта и сравнения с лучшими. |
4 |
2. Разработана и согласована
в марте 2010 года в Комитете
по энергетике и инженерному
обеспечению «Программа |
1 |
1 |
3. Используется лучшая практика через сотрудничество с водоканалами Балтийского региона и Европы в целом. |
5 |
3. Утверждена Генеральная схема водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года |
1 |
1 |
4. Применение уникальных технологий, методов, оборудования для очистки сточных вод: технологии биологического удаления биогенных элементов (азота и фосфора) из очищенных сточных вод на всех канализационных очистных сооружениях (далее – КОС), технологии сжигания осадков сточных вод, технологии УФ-обеззараживания очищенных сточных вод на КОС. |
5 |
4. Утверждена Программа
комплексного развития систем
коммунальной инфраструктуры |
1 |
1 |
5. Освоены новые нетрадиционные
методы ремонта и |
5 |
5. На Хельсинской комиссии в 1992 году были приняты показатели очистки по биогенным элементам: азоту и фосфору, единые для всех стран Балтии. Водоканал Санкт-Петербурга поддержал решения ХЕЛКОМА и начал поиски путей решения поставленных задач. |
1 |
1 |
6. Применение современных технологий рекультивации полигонов для складирования обезвоженных осадков сточных вод. |
4 |
6. Привлечение льготных кредитов, грантов на производство работ по санации сетей водоотведения. |
1 |
1 |
7. Полное сжигание образующегося обезвоженного осадка на заводах по сжиганию осадка. |
5 |
7. Взаимодействие с контролирующими органами в области выполнения природоохранного законодательства и отраслевым институтом НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина др. партнерами. |
1 |
1 |
8. Осуществляется взаимодействие с Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, органами по аккредитации, ЗАО «ЦИКВ» по регулированию проблемных вопросов, связанных с контролем качества сточных вод абонентов, лимитированием водоотведения абонентов, взиманием платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ. |
1 |
0,9 |
Таблица 2.2.4 Водоотведение. Слабые стороны – Угрозы.
Внутренние факторы |
Приоритетность |
Внешние факторы |
Вероятность появления фактора |
Оценка влияния фактора на деятельность |
Слабые стороны (W) |
Угрозы (T) | |||
1. 7% от общего объема образующихся сточных вод сбрасывается через прямые выпуски без очистки. В Комитете по энергетике и инженерному обеспечению согласована «Программа по прекращению сброса сточных вод без очистки». К 2015 году планируется увеличить Количество очищаемых стоков до 98%. |
4 |
1. Отсутствие эффективного экономического механизма влияния на промышленные предприятия, которым в настоящее время из-за несовершенства нормативной базы выгоднее сбрасывать сточные воды в водный объект, а не в систему коммунальной канализации. |
1 |
0 |
2. Высокая энергоемкость
и износ эксплуатируемого |
4 |
2. Вероятность снижения объемов финансирования программ капитального ремонта и строительства вследствие возможного ухудшения общей экономической ситуации в Санкт-Петербурга, РФ |
1 |
0,4 |
3. Отсутствие коллекторов
дублирующих линий для |
5 |
3. Ужесточение международных и национальных нормативных требований по очистке сточных вод. Требования по удалению фосфора с каждым годом ужесточаются, в соответствии с рекомендациями ХЕЛКОМ должен достигаться показатель 0,5 мг/л. |
0 |
0,4 |
4. Отсутствие технологического резерва очистных сооружений для гарантированного обеспечения выполнения ужесточенных требований к качеству очистки. |
4 |
4. Отсутствие культуры населения при использовании коммунальной канализации. |
1 |
0,2 |
5. Отсутствие очистки поверхностного стока в районах с раздельной системой канализования. Эксплуатируется станция очистки поверхностного стока Пулково-3. В разработке проекты по Осиновой Роще, Красному Селу и бассейну канализования р.Охта. |
4 |
5. Наличие предприятий, имеющих собственные выпуски стоков. |
||
6. Отсутствие обеззараживания очищенных сточных вод на ЦСА и ССА. К 2016 году планируется внедрить обеззараживание на всех очистных сооружениях. |
4 |
6. В законодательстве отсутствуют эффективные стимулы для прекращения сброса сточных вод без очистки промышленными предприятиями и организациями региона. |
||
7. 31% сетей, проложены
в центре города в плоском
рельефе с минимальными |
4 |
|||
8. Зола, образующаяся после сжигания кека, не используется во вторичном производстве, а складируется. Разработаны технические условия (далее – ТУ) золы от сжигания кека на использование. Получено санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу на ТУ. |
4 |
|||
9. Отсутствие централизованного водоотведения в 71 малом населенном пункте с населением 123 тыс. чел., что составляет 2,5% от общего населения города. |
4 |
|||
10. Отсутствие использования
энергетического потенциала |
4 |
|||
11. Необходимость повышения
надежности энергоснабжения |
4 |
|||
12. Дождевые сточные
воды в районах с раздельной
схемой канализования |
4 |
2.3. Анализ текущей ситуации в сфере охраны окружающей среды
в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Среди главных проектов, реализуемых ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»в сфере охраны окружающей среды:
1.Программа «Прекращение
сброса неочищенных сточных
Эта программа предусматривает, в частности, завершение строительства продолжения Главного канализационного коллектора северной части города, а также – модернизацию Северной и Центральной станции аэрации для выполнения новых требований ХЕЛКОМа (Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря) по глубокому удалению из сточных вод азота и фосфора.
Финансирование программы осуществляется за счет городского и федерального бюджетов, собственных средств ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также привлеченных внебюджетных средств.
Проект строительства продолжения Главного канализационного коллектора северной части города был утвержден еще в 1989 году распоряжением Совмина РСФСР. Потребность города в новом участке Главного коллектора длиной 12 км была продиктована необходимостью транспортировки сточных вод жилых домов и промышленных предприятий Приморского, Выборгского, Калининского, Красногвардейского, части Невского и Центрального районов на очистные сооружения Северной станции аэрации в пос. Ольгино. Первоначально строительство продолжения Главного коллектора было рассчитано на десять лет. Однако с 1993 по 2000 год стройка была законсервирована из-за отсутствия финансирования. В 2001 году началось выделение средств из бюджета Санкт-Петербурга для поддержания стройки в рабочем состоянии, но их было недостаточно для запланированных масштабных работ. В 2005 году начался новый этап в строительстве коллектора. Первая очередь продолжения Главного канализационного коллектора была пущена осенью 2008 года. Это позволило переключить в систему канализации прямые выпуски объемом 90 тысяч кубометров в сутки и вывести очистку сточных вод в Санкт-Петербурге на уровень в 88%. Последующее переключение прямых выпусков на Главный канализационный коллектор дало возможность в конце 2009 года обеспечить очистку уже 91% сточных вод, в конце 2010 года – 93%, осенью 2011 года - 94%.
Продолжение Главного коллектора – это комплекс сложнейших инженерных сооружений: две нитки основных тоннелей длиной 12,2 км и внешним диаметром 4 м каждая, проложенные на глубине 40 – 90 м; десятки приемных и приемно-распределительных шахт; километры соединительных микротоннелей. Также в состав коллектора входит уникальный объект – Узел регулирования стоков: это мощная насосная станция, позволяющая регулировать скорости проходящих через коллектор сточных вод, тем самым предотвращая заиливание тоннелей.
Завершение переключение прямых выпусков в зоне действия продолжения Главного коллектора позволит обеспечить очистку 95% сточных вод.
Для повышения этого
показателя до 98% в будущем требуется
строительство тоннельного
2. Модернизация водопроводных станций города
В 2010 году было завершено строительство нового блока К-6 на Южной водопроводной станции производительностью 350 тысяч кубометров в сутки. В начале 2011 года вода с нового блока начала поступать городским потребителям.
Отличительными особенностями технологического решения, использованного при проектировании и строительстве блока К-6, являются:
- предварительное озонирование
воды малыми дозами озона,
- отстаивание воды
после коагуляции в
- фильтрация воды на
двухслойных фильтрах, загруженных
гранулированным
Промывные воды, получаемые на блоке К-6, обрабатываются с выделением осадка, который отдельно утилизируется, что предотвращает загрязнение невской воды.
Вся очищенная на блоке вода обеззараживается с использованием гипохлорита натрия и сульфата аммония, а также проходит дополнительное обеззараживание ультрафиолетовым излучением.
В ближайшие годы также будут построены новые блоки на Главной и Колпинской водопроводных станциях.
Также запланировано строительство нового блока на Главной водопроводной станции (производительностью 500 тысяч кубометров в сутки) и на Колпинской водопроводной станции.
3. Создание системы
управления комплексом
Инновационную систему управления водоснабжением Санкт-Петербург создает первым из российских городов. Это позволит автоматически корректировать параметры подаваемой воды и в режиме реального времени получать данные об объемах водопотребления.