Совершенствование экологического стратегического планирования организации (на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:39, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является совершенствование экологической стратегии, состоящей в определении важнейших социальных, экономических и технических целей, системы приоритетов в их достижении.
Задачами дипломной работы являются:
анализ понятия и сущности разработки экологической стратегии предприятия;
оценка текущей ситуации в сфере охраны окружающей среды в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга";
анализ экологической стратегии ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга";
разработка предложений по совершенствованию экологической стратегии ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИ...…………………………6
1.1. Понятие и сущность разработки стратегии организации…………………6
1.2. Понятие экологической стратегии организации…………………… ……..

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА…………………………………..
2.1. Характеристика ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»…………………...
2.2.SWOT-анализ………………………………………………………………..
2.3. Анализ текущей ситуации в сфере охраны окружающей среды
В ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»……………………………………....

ГЛАВА 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ………………………..……..
3.1. Анализ экологической стратегии
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» …………………………………..…….
3.2. Совершенствование экологической стратегии
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»…………………………….……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ДипломВодоканал.doc

— 1.81 Мб (Скачать)

 

 

Таблица 2.2.2 Водоснабжение. Слабые стороны – Угрозы.

Внутренние  факторы

Приоритетность

Внешние факторы

Вероятность

появления

фактора

Оценка влияния фактора на деятельность

Слабые стороны (W)

Угрозы (T)

1. Высокое удельное  водопотребление, более чем в 2 раза превышающее водопотребление западноевропейских стран

3

1. Вероятность снижения объемов финансирования программ капитального ремонта и строительства вследствие возможного ухудшения общей экономической ситуации в СПб, РФ.

0,5

0,7

2. Потребность модернизации сооружений двуступенной схемы водоподготовки водопроводных станций, работающих на невской воде. Сооружений – 80 %

4

2. Возможность снижения  доходов в случае возможного ухудшения социально-экономической ситуации в РФ и Санкт- Петербурге.

0,5

0,6

3. Потребность строительства  участков сетей для повышения надежности

4

3. Ужесточение международных и национальных нормативных требований по качеству питьевой воды

0,75

0,7

4. Высокая энергоемкость  и износ эксплуатируемого оборудования, низкий КПД основного насосного оборудования

3

4. Антропогенное загрязнение реки Невы как источника водоснабжения Санкт- Петербурга (93% по итогам 2010 года), высокий риск залпового поступления загрязнений при аварийных и чрезвычайных ситуациях, отсутствие альтернативного источника водоснабжения.

1

0,9

5. Потребность замены  сооружений одноступенной схемы водоподготовки водопроводных станций, работающих на невской воде, на двухступенную - 75 % мощностей производства воды (СВС – 2 блока, ЮВС – 3 блока, ГВС –1 блок, ВВС – 1 блок, ВС г. Колпино – 1блок).

4

   

6. Наличие проблемных  зон, в которых происходят отклонения напоров воды от гарантированного уровня в часы пикового водопотребления.

3

5. Отсутствие современной модели поведения граждан и других потребителей в части рационального использования ресурсов.

   

7. Изменение качества  питьевой воды продуктами коррозии в процессе длительной транспортировки по металлическим трубам без внутреннего покрытия .Наибольшее количество превышений нормативов СанПиН 2.1.4.1074 – 01 зафиксировано по показателю «железо».

3

6. Не обеспечена необходимая категория надежности объектов Предприятия со стороны энерго-снабжающих и электросетывых компаний

   

 

8. Потребность реконструкции сооружений первых подъемов водопроводных станций (СВС, ГВС, ЮВС) для повышения надежности и безаварийности работы системы водоснабжения.

 

4

     

9. Потребность в освоении подземных источников водоснабжения в периферийных районах города.

4

     

10. Необходимость в  завершении создания зон водопроводной сети, системы управления напорами.

5

     

11. Отсутствует комплексная  система измерений расходов воды.

4

     

12. Отсутствие централизованного водоснабжения в 71 малом населенном пункте с населением 123 тыс. чел.

4

     

13. Отсутствие альтернативного источника водоснабжения.

3

     

14. Необходимость приоритетного строительства и реконструкции водопроводных сетей для обеспечения развития жилищного комплекса.

4

     

15. Не завершено создание  системы автоматизированного учета водопотребления у абонентов. Необходимость замены морально устаревшей системы контроля напоров воды в сетях на принципиально новую систему мониторинга расходов и напоров воды на станциях, в сетях и у потребителей.

3

     

16. Необходимость производить  замену запорной и регулирующей арматуры реконструкции и оптимизации режима работы повысительных станций, оборудования отдельных домов насосами-повысителями.

4

     

17. Необходимость замены  пожарных гидрантов в связи с использованием конструктивно-устаревших пожарных гидрантов

3

     

18. Необходимость обеспечения достоверности измерений количества и качества воды, реагентов, электроэнергии, показателей безопасности. Модернизация существующей метрологической базы Предприятия с заменой морально и физически изношенных эталонов, и средств измерений и обновление обменного фонда приборов учета.

4

     

19. Недостаточное информационное обеспечение (требуется реализация программы приборного учета воды, забираемой из водных источников и сбрасываемой в водные источники, и измерения давления в режиме реального времени на технологических линиях внутри Предприятия.

4

     

20. Необходимость создания  системы автоматизированного контроля питьевой воды на разводящей водопроводной сети в «узловых» и проблемных точках контроля по физико-химическим показателям качества для определения содержания в воде железа, алюминия, мутности, остаточного хлора.

4

     

21. Необходимость повышения надежности энергоснабжения объектов (Резервные источники электроснабжения)

3

     

 

 

 

Ситуационный  анализ Водоотведение

Таблица 2.2.3 Водоотведение. Сильные стороны – Возможности.

Внутренние  факторы

Приоритет

ность

Внешние факторы

Вероятность

появления

фактора

Оценка влияния

фактора на деятельность

Сильные стороны (S)

Возможности (O)

1. Наличие стратегии  Предприятия в области развития  систем водоотведения Санкт-Петербурга, направленной на обеспечение  бесперебойного отведения и 100% очистки сточных вод, образующихся в городе, в соответствии с нормативными требованиями, с учетом необходимости выполнения рекомендаций ХЕЛКОМ.

5

1.Участие в общественных  и межправительственных структурах  стран Балтийского региона, в  том числе в рамках международной  конвенции ХЕЛКОМ. Созданием комплексной региональной программы защиты Балтийского моря и разработкой региональных нормативов, учитывающих специфику водной системы региона Санкт-Петербурга.

1

1

2. Бенчмаркинг деятельности  водоканалов РФ, Балтии и Европы  с целью изучения лучшего опыта и сравнения с лучшими.

4

2. Разработана и согласована  в марте 2010 года в Комитете  по энергетике и инженерному  обеспечению «Программа прекращения  сброса сточных вод без очистки  в водные объекты г. Санкт-  Петербурга.»

1

1

3. Используется лучшая практика через сотрудничество с водоканалами Балтийского региона и Европы в целом.

5

3. Утверждена Генеральная схема водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года

1

1

4. Применение уникальных  технологий, методов, оборудования для очистки сточных вод: технологии биологического удаления биогенных элементов (азота и фосфора) из очищенных сточных вод на всех канализационных очистных сооружениях (далее – КОС), технологии сжигания осадков сточных вод, технологии УФ-обеззараживания очищенных сточных вод на КОС.

5

4. Утверждена Программа  комплексного развития систем  коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга  по разделам электро-, тепло, водоснабжения,  водоотведения и очистки сточных  вод до 2015 г. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 г. № 1270 Ведется строительство Продолжения главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга (после длительного перерыва). Финансирование строительства главного канализационного коллектора северной части Санкт- Петербурга предполагается осуществлять за счет средств городского и федерального бюджетов. Правительством Санкт-Петербурга

1

1

5. Освоены новые нетрадиционные  методы ремонта и восстановления  канализационных сетей

5

5. На Хельсинской комиссии в 1992 году были приняты показатели очистки по биогенным элементам: азоту и фосфору, единые для всех стран Балтии. Водоканал Санкт-Петербурга поддержал решения ХЕЛКОМА и начал поиски путей решения поставленных задач.

1

1

6. Применение современных технологий рекультивации полигонов для складирования обезвоженных осадков сточных вод.

4

6. Привлечение льготных кредитов, грантов на производство работ  по санации сетей водоотведения.

1

1

7. Полное сжигание  образующегося обезвоженного осадка на заводах по сжиганию осадка.

5

7. Взаимодействие с контролирующими органами в области выполнения природоохранного законодательства и отраслевым институтом НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина др. партнерами.

1

1

8. Осуществляется взаимодействие с Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, органами по аккредитации, ЗАО «ЦИКВ» по регулированию проблемных вопросов, связанных с контролем качества сточных вод абонентов, лимитированием водоотведения абонентов, взиманием платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ.

1

0,9


 

 

 

 

Таблица 2.2.4 Водоотведение. Слабые стороны – Угрозы.

Внутренние  факторы

Приоритетность

Внешние факторы

Вероятность

появления

фактора

Оценка влияния фактора на деятельность

Слабые стороны (W)

Угрозы (T)

1. 7% от общего объема образующихся сточных вод сбрасывается через прямые выпуски без очистки. В Комитете по энергетике и инженерному обеспечению согласована «Программа по прекращению сброса сточных вод без очистки». К 2015 году планируется увеличить Количество очищаемых стоков до 98%.

4

1. Отсутствие эффективного экономического механизма влияния на промышленные предприятия, которым в настоящее время из-за несовершенства нормативной базы выгоднее сбрасывать сточные воды в водный объект, а не в систему коммунальной канализации.

1

0

2. Высокая энергоемкость  и износ эксплуатируемого оборудования, низкий КПД основного насосного  оборудования

4

2. Вероятность снижения объемов финансирования программ капитального ремонта и строительства вследствие возможного ухудшения общей экономической ситуации в Санкт-Петербурга, РФ

1

0,4

3. Отсутствие коллекторов  дублирующих линий для обеспечения  устойчивой надежности. К 2015 г.  Планируется реализовать Программу  повышения надежности тоннельных  коллекторов.

5

3. Ужесточение международных и национальных нормативных требований по очистке сточных вод. Требования по удалению фосфора с каждым годом ужесточаются, в соответствии с рекомендациями ХЕЛКОМ должен достигаться показатель 0,5 мг/л.

0

0,4

4. Отсутствие технологического резерва очистных сооружений для гарантированного обеспечения выполнения ужесточенных требований к качеству очистки.

4

4. Отсутствие культуры населения при использовании коммунальной канализации.

1

0,2

5. Отсутствие очистки  поверхностного стока в районах с раздельной системой канализования. Эксплуатируется станция очистки поверхностного стока Пулково-3. В разработке проекты по Осиновой Роще, Красному Селу и бассейну канализования р.Охта.

4

5. Наличие предприятий, имеющих собственные выпуски стоков.

   

6. Отсутствие обеззараживания  очищенных сточных вод на ЦСА  и ССА. К 2016 году планируется  внедрить обеззараживание на  всех очистных сооружениях.

4

6. В законодательстве отсутствуют эффективные стимулы для прекращения сброса сточных вод без очистки промышленными предприятиями и организациями региона.

   

7. 31% сетей, проложены  в центре города в плоском  рельефе с минимальными уклонами, что приводит к дополнительным  эксплуатационным затратам.

4

     

8. Зола, образующаяся  после сжигания кека, не используется во вторичном производстве, а складируется. Разработаны технические условия (далее – ТУ) золы от сжигания кека на использование. Получено санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу на ТУ.

4

     

9. Отсутствие централизованного водоотведения в 71 малом населенном пункте с населением 123 тыс. чел., что составляет 2,5% от общего населения города.

4

     

10. Отсутствие использования  энергетического потенциала осадков,  образующихся при очистке сточных  вод –возможность получения биогаза при сбраживании осадков. В 2015-2016 гг. планируется строительство мини-ТЭС на ЦСА и ССА. Это позволит уменьшить объем покупной электроэнергии примерно на 40 %.

4

     

11. Необходимость повышения  надежности энергоснабжения объектов (Резервные источники электроснабжения).

4

     

12. Дождевые сточные  воды в районах с раздельной  схемой канализования сбрасываются  без очистки.

4

     

 

 

2.3. Анализ текущей ситуации в сфере охраны окружающей среды

в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

 

Среди главных проектов, реализуемых ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»в сфере охраны окружающей среды:   

1.Программа «Прекращение  сброса неочищенных сточных вод  в водоемы Санкт-Петербурга»

Эта программа предусматривает, в частности, завершение строительства  продолжения Главного канализационного коллектора северной части города, а также – модернизацию Северной и Центральной станции аэрации для выполнения новых требований ХЕЛКОМа (Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря) по глубокому удалению из сточных вод азота и фосфора.

Финансирование программы  осуществляется за счет городского и  федерального бюджетов, собственных средств ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также привлеченных внебюджетных средств.

Проект строительства  продолжения Главного канализационного коллектора северной части города был  утвержден еще в 1989 году распоряжением  Совмина РСФСР. Потребность города в новом участке Главного коллектора длиной 12 км была продиктована необходимостью транспортировки сточных вод жилых домов и промышленных предприятий Приморского, Выборгского, Калининского, Красногвардейского, части Невского и Центрального районов на очистные сооружения Северной станции аэрации в пос. Ольгино. Первоначально строительство продолжения Главного коллектора было рассчитано на десять лет. Однако с 1993 по 2000 год стройка была законсервирована из-за отсутствия финансирования. В 2001 году началось выделение средств из бюджета Санкт-Петербурга для поддержания стройки в рабочем состоянии, но их было недостаточно для запланированных масштабных работ. В 2005 году начался новый этап в строительстве коллектора. Первая очередь продолжения Главного канализационного коллектора была пущена осенью 2008 года. Это позволило переключить в систему канализации прямые выпуски объемом 90 тысяч кубометров в сутки и вывести очистку сточных вод в Санкт-Петербурге на уровень в 88%. Последующее переключение прямых выпусков на Главный канализационный коллектор дало возможность в конце 2009 года обеспечить очистку уже 91% сточных вод, в конце 2010 года – 93%, осенью  2011 года - 94%. 

Продолжение Главного коллектора – это комплекс сложнейших инженерных сооружений: две нитки основных тоннелей длиной 12,2 км и внешним диаметром 4 м каждая, проложенные на глубине 40 – 90 м; десятки приемных и приемно-распределительных шахт; километры соединительных микротоннелей. Также в состав коллектора входит уникальный объект – Узел регулирования стоков: это мощная насосная станция, позволяющая регулировать скорости проходящих через коллектор сточных вод, тем самым предотвращая заиливание тоннелей.

Завершение переключение прямых выпусков в зоне действия продолжения  Главного коллектора позволит обеспечить очистку 95% сточных вод.

Для повышения этого  показателя до 98% в будущем требуется  строительство тоннельного коллектора по набережной Робеспьера, переключение прямых выпусков Петроградского района, прокладка коллектора в районе реки Охты, а также строительство канализационных очистных сооружений в городе Ломоносове, поселках Металлострой и Молодежное.

2. Модернизация водопроводных  станций города

В 2010 году было завершено  строительство нового блока К-6 на Южной водопроводной станции производительностью 350 тысяч кубометров в сутки. В начале 2011 года вода с нового блока начала поступать городским потребителям.

Отличительными особенностями  технологического решения, использованного  при проектировании и строительстве  блока К-6, являются:

- предварительное озонирование  воды малыми дозами озона, обеспечивающее  поверхностное окисление гуминовых  соединений и улучшение последующей  их коагуляции,

- отстаивание воды  после коагуляции в тонкослойном  пластинчатом отстойнике-осветлителе,  обеспечивающем более эффективное удаление взвешенных веществ по сравнению с традиционными отстойниками,

- фильтрация воды на  двухслойных фильтрах, загруженных  гранулированным активированным  углем и кварцевым песком, обеспечивающая  дополнительное удаление растворенных органических соединений, в том числе нефтепродуктов.

Промывные воды, получаемые на блоке К-6, обрабатываются с выделением осадка, который отдельно утилизируется, что предотвращает загрязнение  невской воды.

Вся очищенная на блоке  вода обеззараживается с использованием гипохлорита натрия и сульфата аммония, а также проходит дополнительное обеззараживание ультрафиолетовым излучением.

В ближайшие годы также  будут построены новые блоки  на Главной и Колпинской водопроводных  станциях.

Также запланировано  строительство нового блока на Главной водопроводной станции (производительностью 500 тысяч кубометров в сутки) и на Колпинской водопроводной станции.

3. Создание системы  управления комплексом водоснабжения.

Инновационную систему  управления водоснабжением Санкт-Петербург создает первым из российских городов. Это позволит автоматически корректировать параметры подаваемой воды и в режиме реального времени получать данные об объемах водопотребления.

Информация о работе Совершенствование экологического стратегического планирования организации (на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»)