Стратегический анализ ЗАО "Маритурист"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление – это такое управление организации, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со стороны внешнего окружения, проводит современные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает возможность организации в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей .

Оглавление

Введение
1. Экспресс - диагностика хозяйственной деятельности ЗАО «Маритурист»
1.1 Анализ рентабельности деятельности предприятия
1.2 Анализ деловой активности предприятия
1.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
1.4 Анализ финансовых коэффициентов
2. Оценка вероятности наступления несостоятельности (банкротства) ЗАО «Маритурист»
3. Анализ внешней среды ЗАО «Маритурист»
3.1 Анализ макроокружения предприятия
3.2 Анализ среды непосредственного окружения предприятия
4. Анализ внутренней среды ЗАО «Маритурист»
4.1 Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия
4.2 SWОТ-анализ
5. Уточнение миссии ЗАО «Маритурист» и определение его стратегических и тактических целей
6. Определение и выбор стратегии развития предприятия. Прогнозирование развития предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач по стратегическому менеджменту.doc

— 837.50 Кб (Скачать)

     Таблица 9

     Конкуренты  хлебобулочной и  кондитерской продукции  ООО «Махаон»

Наименование  конкурента 
Местоположение
Цена за 1 ед. аналогичного товара, р. Основные цели Степень удовлетворения своим положением Вероятностные шаги по изменению своей стратегии Сильные стороны Слабые стороны
ООО «Диана К»

г.Йошкар-Ола, ул.Строителей,98

130р.(средняя  цена торта) Повышение объемов  продаж в конкурентной борьбе Средняя Повысить качество, выйти на новые рынки Обладает опытом работы в изготовлении кондит. изд..

Обгоняет в популярности у потребит. Йошкар-Олы

Дублирует ассортимент  «Махаона». Не занимается рекламной  деят-ю
ООО «Фирма «Сувенир»

г.Йошкар-Ола

ул.Эшпая,150

125р.(средняя  цена торта) Увеличение  рынков сбыта, привлечение потребителей Средняя Расшир-е ассортимента Низкие издержки производства Экономия на качестве сырья
ООО «Хлебозавод №1»

г.Йошкар-Ола

ул.К.Маркса,126

11р.(хлеб пшеничный) Привлечение инвестиций, увеличение объемов продаж Высокая Проведе-ние  реклам-ной акции Большой опыт в  работе хлебобулоч. Продукции. Цена ниже Требуется время, чтобы освоиться на новом месте, в связи с строительством на месте  хлебозавода бизнес-центра

 

      Таблица 10

     Потенциальные конкуренты ЗАО «Маритурист»

Наименование  потенциального конкурента 
Местоположение
Цена за 1 ед. аналогичного товара, р. Основные цели Степень удовлетворения своим положением Вероятностные шаги по изменению своей стратегии Сильные стороны Слабые стороны
ООО Висма

Ставропол.край

25 р Заслужить высокую  оценку потребителей Высокая Выход на новые  рынки за пределы РФ Стабильно развивающееся  предприятие. Призер многочисленных выставок кондит. и хлебобул. продукции Недостаточно  хорошая мотивация
ООО меркурий 20 р. 
Увеличение  рынков сбыта Средняя Расшир-е ассортимента Высокое качество Недостаточно  хорошая мотивация
 

     По  результатам анализа внешней  среды ЗАО «Маритурист» следует  проверить вероятность проявления ключевых факторов внешней среды, составив матрицы угроз и возможностей для фирмы ЗАО «Маритурист» (рис. 8, 9): 

    Степень влияния на финансовые результаты
    Сильное влияние  возможностей на предприятие Умеренное влияние  возможностей на предприятие Малое влияние  возможностей на предприятие
Степень вероятности реализации возможностей Высокая вероятность  реализации возможностей Расширение  рынков сбыта Покупка качественного европейского оборудования Увеличение  квалифицированных специалистов-технологов производства мин. и газ. воды
Средняя вероятность реализации возможностей Организация дилерской  сети Удорожание  ресурсов на рынке труда Ослабление  экономической нестабильности
Низкая  вероятность реализации возможностей Применение  новых технологий Правовая нестабильность Строгий контроль государства за качеством продукции

     Рис. 8. Матрица возможностей для ЗАО  «Маритурист» 

      - наиболее  важное для анализа поле матрицы

    Влияние угроз на предприятие
  Разрушение Критическое состояние Тяжелое состояние «Легкие ушибы»
Степень вероятности реализации угроз Высокая вероятность  реализации угроз Трудности получения  кредитов Невыполнение  условий договора по поставке преформ  от ЕВРОПЛАСТА Выход на рынок  конкурентов с низкими издержками. «ЦАРИЦА», но с более низким качеством. Повышения уровня требований потребителей к качеству товара
Средняя вероятность реализации угроз Еще большее  снижение платежеспособности Потеря крупного покупателя Нехватка квалифицированных  кадров Увеличение  цен на сырье 
Низкая  вероятность реализации угроз  
Общее насыщение  рынка
Старение оборудования Невыплата задолженности  покупателей Нарушение технологических  требований по производству продукции

     Рис. 9. Матрица угроз для ЗАО «Маритурист» 

      - наиболее  важное для анализа поле матрицы

 

      4.Анализ внутренней  среды 

     Управленческое  обследование сильных и слабых сторон предприятия

     В результате анализа внутренней среды  выводится опенка стратегического  потенциала в рамках поставленной цели; насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и  проектов предприятие отвечает целевым  требованиям. Мы проводим, таким образом, анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравниваем себя с главным конкурентом, если оцениваем свои конкурентные преимущества). По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны - это возможные ключевые факторы успеха.

     Управленческое  обследование сильных  и слабых сторон предприятия

     Оценим  конкурентную позицию предприятия  с помощью анализа основных бизнес-функций. Пример анализа для предприятия  по розливу минеральной воды и газированных напитков отразим в табл.11. 

     Таблица 11

     Сильные и слабые стороны предприятия

Бизнес-функция Сильные стороны Слабые стороны
1. Производственная структура 1. наличие внутренней кооперации между цехами (выдува , производства) , подразделениями (отделом сбыта , производством );

2. эффективная система контроля качества продукции (соответствие высоким государственным стандартам) , наличие собственной аттестованной лаборатории ;

3. широкий ассортимент производимой продукции (более 30 видов газированных напитков , холодный чай (бергамот, лимонный , яблочный , персиковый), 3 вида мин.воды КЛЕНОВАЯ ГОРА , СПАССКИЙ ИСТОЧНИК , АРБАНСКАЯ );

1. неполное использование производственных мощностей ( мощности выдува используются только на 70%, розлива газ.воды – на 65%, розлива мин.воды – на 70%);
2. Характеристика продукции и услуг 1. наличие преимуществ продукции по качеству и вкусу;

2. наличие яркой  этикетки;

3. отличие продукции  наградами и дипломами (47наград, в т.ч. «100 лучших товаров России»  2005, «Волгапродэкспо 2005» Казань, «Море пива в Чувашии», 2006 г; «10 Лучших товаров города Йошкар-Олы» , 2008 г.);

4. ежедневное  формирование портфеля заказов  (для крупных супермаркетов г.  Йошкар-Ола);

1. высокая цена на продукцию на рынке (13-16 руб. по основному продукту – Кленовая Гора 1,5 л);

2. ограниченность  возможности расширения рынков  сбыта из-за высоких транспортных  издержек;

3. Производственная и материально-техническая база 1.эффективная деятельность отдела снабжения (покупка более дешевых ресурсов);

2. наличие перспективных разработок в области производства рыбной продукции;

1. низкий уровень обеспеченности техникой, оборудованием;
4. Кадры 1. высокая квалификация персонала;

2. постоянная обновляемость кадров (прием на работу молодых работников – средний возраст 25-35 лет);

3. наличие социального пакета;

1. увеличение текучести кадров (с 10 % в 2004 г. до 16% в 2007 г. на низко квалифицированные должности);

2. неэффективная система оплаты труда (низкий уровень заработной платы одного работника: 6500 руб. в 2007 г.);

5. Система управления организацией 1. смешанный(авторитарный +демократический стиль управления руководства;

2. децентрализация управленческих функций (доверие руководства начальникам подразделений);

3. эффективная система коммуникаций (наличие четких должностных инструкций у каждого рабочего места);

1. недостаточное внимание социально-психологическим методам управления (в организации выполнения планов);
6. Эффективность деятельности организации 1. доля на рынке региона 45-55% ( ); 1. отсутствие инвестиционных возможностей (собственные средства предприятия не служат обеспечением привлекаемых инвестиций, т.к. для этого нет необходимых нормативных документов);

     SWOT – анализ

     Развитие  любых рыночных структур должно отвечать требованиям, диктуемым новыми условиями  хозяйствования:

  1. иметь широкую рыночную нишу, гарантирующую устойчивый, перспективный спрос на продукцию предприятия на внутреннем и внешнем рынках;
  2. быть способным разрабатывать и производить конкурентоспособную продукцию;
  3. обеспечивать целесообразное совмещение функций управления, необходимых для устойчивой работы предприятия;
  4. использовать весь комплекс прав и возможностей для поддержания платежеспособного спроса на продукцию предприятия;
  5. располагать достаточными активами и обладать необходимой финансовой устойчивостью для привлечения заемных средств на свободном финансовом рынке.

     Представим  исходную информацию для SWOT – анализа предприятия отрасли розлива минеральной воды и газированных напитков в табл. .

     Для установления связей между сильными и слабыми сторонами предприятия, а также угрозами и возможностями  составим матрицу SWOT – анализа. Для рассматриваемого предприятия она имеет следующий вид (рис.8):

     Матрица SWOT-анализа

Изменения

внешней среды 
 
 
 
 

Характеристики 

внутренней среды

Возможности:

1. увеличение  ассортимента имеющейся продукции

2. увеличение  платежеспособного спроса населения

3. оптимизация  бизнес – портфеля путем разработки  новых товаров

Угрозы:

1. проникновение  на рынок потенциальных конкурентов

2. общее насыщение  рынка

3. трудности  в получении кредитов

Сильные стороны:

1. наличие перспективных разработок в области розлива мин.воды и газ.напитков

2. высокая квалификация персонала

3. доля на рынке региона 45-55% ( )

Поле  СИВ

 увеличение  доли рынка благодаря более  широкому ассортименту продукции  (холодный чай , фирменные напитки  )

Поле  СИУ

 разработка  высококвалифицированным супервайзером  стратегии борьбы с конкурентами

 использование  наиболее перспективных продуктов для привлечения финансовых ресурсов

Слабые  стороны:

1. низкий уровень обеспеченности техникой, оборудованием

2. высокая цена на продукцию на рынке

3. отсутствие инвестиционных возможностей

Поле  СЛВ

 реализация  новых товаров по более низким ценам

 увеличение  объемов продаж существующих  продуктов и использование прибыли  на техническое перевооружение;

Поле  СЛУ

 временное  снижение цен на продукцию  для ограничения возможностей  потенциальных конкурентов

 

     SWOT-анализ ЗАО «Маритурист»

 

      5.Уточнение миссии предприятия и определение его стратегических и тактических целей

 

     Как сказано в Уставе ЗАО «Маритурист», основной целью общества является удовлетворение потребностей российских и иностранных  граждан в услугах и работах, производимых обществом, и получение прибыли.

     Таким образом, миссия–предназначение общества – получение прибыли.

     Общество  в настоящий момент занимается в  основном такими видами деятельности , как :

  • производство минеральной воды и безалкогольных газированных напитков под торговой маркой «Марилита» ;
  • предоставление услуг гостиничного бизнеса ;
  • развлекательный клуб «Акватур» ;
  • ресторан ;
  • туристическое бюро ;
  • автостоянка ;
  • фитнес клуб «Амазонки».

     Производство  же минеральной воды и газированных напитков ориентировано в основном на жителей Республики Марий Эл и потребителей , проживающих в Чувашской Республики и Республики Татарстан . Следовательно, миссия-ориентация общества – достижение оптимального сочетания качества и цены на изготавливаемую продукцию, эффективность и рентабельность деятельности организации.

     Деятельность  предприятия востребована в производственной сфере, поскольку любому офису требуется  качественная питьевая вода . ЗАО «Маритурист» индивидуально подходит к каждому  клиенту , поскольку оббьем потребляемой воды непосредственно зависит от масштаба предприятия и его платежеспособности. Миссия-политика общества – занять определенную нишу на рынке розлива минеральной воды и производства безалкогольных газированных напитков , взаимодействовать с Правительством Республики Марий Эл по размещению спортсменов на время проведения спортивных мероприятий другими.

     В настоящее время предприятие  еще только наращивает обороты и  формирует клиентскую базу, поэтому  эффективность деятельности мала. Но у предприятия уже есть постоянные заказчики из г. Йошкар-Олы, Чебоксар и Казани. В дальнейшем планируется наращивать объемы производства и осваивать новые виды деятельности. Предприятие использует новое оборудование, работы и услуги отличаются высоким качеством и гарантией, поэтому предприятие имеет серьезные перспективы.

Информация о работе Стратегический анализ ЗАО "Маритурист"