Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа
Стратегическое управление – это такое управление организации, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со стороны внешнего окружения, проводит современные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает возможность организации в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей .
Введение
1. Экспресс - диагностика хозяйственной деятельности ЗАО «Маритурист»
1.1 Анализ рентабельности деятельности предприятия
1.2 Анализ деловой активности предприятия
1.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
1.4 Анализ финансовых коэффициентов
2. Оценка вероятности наступления несостоятельности (банкротства) ЗАО «Маритурист»
3. Анализ внешней среды ЗАО «Маритурист»
3.1 Анализ макроокружения предприятия
3.2 Анализ среды непосредственного окружения предприятия
4. Анализ внутренней среды ЗАО «Маритурист»
4.1 Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия
4.2 SWОТ-анализ
5. Уточнение миссии ЗАО «Маритурист» и определение его стратегических и тактических целей
6. Определение и выбор стратегии развития предприятия. Прогнозирование развития предприятия
Заключение
Список литературы
Широкий подход определения миссии предприятия: наши основные клиенты – промышленные предприятия Республики Марий Эл и соседних областей , постоянно употребляющие «Воду каждого Дня».. Узкий подход: усилить свои позиции на рынке г.Йошкар-Олы, сформировать широкую клиентскую базу, ориентируясь на потребности клиентов.
Мерой соответствия указанных структур выступает динамический ряд из темпов роста этих показателей.
Оценим эффективность реализации выбранной стратегии. На основе логического метода сформируем динамические ряды из показателей, характеризующих использование отдельных видов (элементов) производства и сбыта продукции, полных затрат на производство и сбыт, выручки от реализации и финансового результата реализации продукции (услуг).
Исследование и оценка действующей стратегии предприятия
Определим виды стратегии, которые проводит организация для реализации миссии:
Главным критерием качества (успеха) реализации действующей стратегии на предприятии считается достижение экономических результатов развития предприятия и их структура. Поэтому задачей исследования и оценки стратегии будет измерение степени соответствия фактической структуры развития предприятия, эталонной структуре (эталонная) предприятия. В результате оценки делается вывод о возможности дальнейшего использования выбранной ранее стратегии развития для достижения целей развития в зависимости от этапа жизненного цикла предприятия.
Нормативная структура показателей отражает требования эффективного развития предприятия, укрепления его позиции на рынке для данного этапа жизненного цикла.
Фактическая структура показателей отражает сложившиеся приоритеты в развитии предприятия.
Мерой соответствия данных структур показателя выступает динамический ряд. Существуют следующая последовательность оценки стратегии:
Просмотрим содержание этапов работы.
Для реализации пункта 2 описанной методики формируют на основе логического метода нормативный динамический ряд темпов роста показателей развития предприятия. Этот ряд называют нормативной структурой показателей.
Для составления ряда выбирают следующие экономические показатели:
Составим
нормативный динамический ряд для
этапа жизненного цикла предприятия.
Составим таблицу исходных данных за
3 года ЗАО «Маритурист»:
Таблица 12
Технико-экономические показатели ЗАО «Маритурист». Тыс.р.
Годы | В | ЗП | СС | МЗ | П |
2005 | 15460 | 5582 | 26165 | 14987 | 1770 |
2006 | 18810 | 6515 | 31706 | 16073 | 524 |
2007 | 18524 | 5714 | 30445 | 16896 | -2786 |
Определим стадию жизненного цикла ЗАО «Маритурист»:
Рис.10
Динамика балансовой прибыли ЗАО
«Маритурист»
ЗАО
«Маритурист» было основано в 1962 году.
ЗАО «Маритурист» находится на стадии
спада, следовательно, нормативный
ряд показателей можно
Тп<Тв<Тзп<Тсс<Тмз
Определим
темпы изменения технико-экономических
показателей ЗАО «Маритурист» за 2005-2007
годы. Результаты расчета представим в
таблице 12:
Табл.13
Темпы
изменения технико-
Годы | Темпы изменения показателей, % | ||||
В | ЗП | СС | МЗ | П | |
2006 | 100,04 | 116,71 | 121,17 | 121,52 | 29,6 |
2007 | 91 | 87,7 | 96,02 | 103,57 | -531,68 |
Определим фактические динамические ряды для каждого года анализируемого периода и рассчитаем коэффициент Спирмэна. Результаты расчета представим в табл.13.:
Табл.14
Фактические динамические ряды ЗАО «Маритурист» за 2006-2007г.г.
Годы | ранги | Коэффициент Спирмэна | ||||
В | ЗП | СС | МЗ | П | ||
2006 | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 | 1 |
2007 | 3 | 4 | 2 | 1 | 5 | 0,9 |
Рассчитаем
коэффициент Спирмэна по формуле :
К=
,
где - сумма квадратов разностей рангов показателей в динамическом ряду,
n
– количество рангов в ряду
КСПИРМЭНА 2006 =
=1- =1-0= 1
КСПИРМЭНА 2007 =
=1-
=1-0,1= 0,9
Рис.11
Динамика коэффициента
Спирмэна ЗАО «Маритурист» за 2006-2007
По
данным расчета значение коэффициента
Спирмена в 2006 году было на отметке 1, к
2007 году коэффициент Спирмэна снизился
до 0,9. Тем не менее, ЗАО «Маритурист»
находится в кризисной зоне хозяйствования,
и, следовательно, стратегия предприятия,
реализуемая до настоящего времени была
неуспешной. Таким образом, данная стратегия
предопределила отрицательную динамику
прибыли. Поставленные перед предприятием
цели не были достигнуты, что свидетельствует
о необходимости пересмотреть стратегию
и главные цели предприятия. ЗАО «Маритурист»
должен сменить стратегию фокусирования
на стратегию «достижение эффекта масштаба»,
и плавно перейти на стратегию «ускоренного
роста». Так же стратегию отступления
на стратегию «сокращения расходов»
Сформулируем
продуктовую стратегию
Табл.15
Характеристика портфеля предложений ЗАО «Маритурист»
Виды
продукции |
Объем реализации, тыс.р. | Доля рынка в 2007 году, в % | |||
2005 | 2006 | 2007 | ЗАО «Маритурист» | Основной конкурент | |
1. Вода | 9682 | 9824 | 10659 | 45% | ООО «Старый Мастер» 20% |
2. Гостиница | 5732 | 8877 | 7389 | 20% | Гост.комплекс «Росинка» 35% |
3 Фитнес клуб | 46 | 109 | 476 | 5% | 60%
Византия |
Итого: | 15460 | 18810 | 18524 |
Продуктовая
стратегия предприятия формируется
с использованием матрицы БКГ. В качестве
критериев при построении двухмерной
матрицы БКГ рассматриваются темпы роста
рынка (ТРР) и относительная доля рынка
(ОДР). Темп роста рынка характеризует
изменение объемов реализации по каждому
виду товаров. Темпы роста рынка (ТРР) и
относительная доля рынка (ОДР) выражаются
в относительных величинах и рассчитываютcя
по следующим формулам для каждого вида
товаров:
ТРР=
ОДР=
Исходные данные для построения матрицы БКГ представлены в табл. 16.
Исходные данные для построения матрицы БКГ
Табл.16
№ продукта
Показатель |
1 | 2 | 3 |
1. ТРР | 1,08 | 0,83 | 4.36 |
2. ОДР | 2,25 | 0,57 | 0,08 |
3.Доля
продукции в общем объеме |
63 | 24 | 7 |
Представим
в табличной форме один из возможных вариантов
продуктовой стратегии ЗАО «Маритурист».
Основное направление данной стратегии
связано с изменением структуры продуктового
портфеля и перераспределением, имеющихся
денежных средств.
Таблица 17
Вариант продуктовой стратегии ЗАО «Маритурист»
Сегмент матрицы БКГ | № продукта | Стратегии |
Дойная корова | 1 | «Сокращение расходов» поиск возможностей уменьшения переменных издержек на производство мин. воды и газированных напитков. |
3 | Стратегия диверсификации роста, достигается на эффекте масштаба (обработка всех имеющихся посевочных площадей) | |
Собака на сене | 2 | Улучшение качества
продукции и объемов |