Стратегический анализ ЗАО "Маритурист"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление – это такое управление организации, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со стороны внешнего окружения, проводит современные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает возможность организации в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей .

Оглавление

Введение
1. Экспресс - диагностика хозяйственной деятельности ЗАО «Маритурист»
1.1 Анализ рентабельности деятельности предприятия
1.2 Анализ деловой активности предприятия
1.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
1.4 Анализ финансовых коэффициентов
2. Оценка вероятности наступления несостоятельности (банкротства) ЗАО «Маритурист»
3. Анализ внешней среды ЗАО «Маритурист»
3.1 Анализ макроокружения предприятия
3.2 Анализ среды непосредственного окружения предприятия
4. Анализ внутренней среды ЗАО «Маритурист»
4.1 Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия
4.2 SWОТ-анализ
5. Уточнение миссии ЗАО «Маритурист» и определение его стратегических и тактических целей
6. Определение и выбор стратегии развития предприятия. Прогнозирование развития предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач по стратегическому менеджменту.doc

— 837.50 Кб (Скачать)
 

     Динамика  отражает уменьшение собственных средств ЗАО «Маритурист» по сравнению с привлеченными ( кредитами и займами ) , в связи с развитием предприятия и увеличением видов деятельности .

 

      2. Оценка вероятности  наступления несостоятельности  (банкротства) ЗАО  «Маритурист»

 

     Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным  судом или объявленная должником  его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате других обязательных платежей.

     Оценка  вероятности наступления несостоятельности (банкротства) для предприятия проводится на основе ряда методик отечественных и зарубежных специалистов в области антикризисного управления. Рассмотрим некоторые методики, которые можно свести в табл. 6.

     Условные  обозначения, применяемые в таблице 6:

       – амортизация  (форма №5, строка 740, графа 3);

     ЗК  – заемный капитал (форма  №1, строки , графы

     КО  – краткосрочные  обязательства (форма  №1, строка 690, графы  .

     Исходя  из расчетов таблицы 6, можно сделать вывод о том, что у ЗАО «Маритурист» в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность, так как коэффициент восстановления платежеспособности принимает значение меньше 1.

     По  системе оценки вероятности банкротства У. Бивера ЗАО «Маритурист» практически по всем показателям за три года относится к 3 группе – «за год до банкротства».

     Такое положение ЗАО «Маритурист», главным  образом, связано с ростом оборотных  активов, большой долей заемного капитала, а также с нехваткой собственных средств в активах.

     В американской практике используется двухфакторная  модель. Для нее выбирают два ключевых показателя, от которых зависит вероятность  банкротства предприятия. Эта модель получена на основании обработки  данных о предприятиях-банкротах. 

      , 

     где - удельный вес заемных средств в активах предприятия; - коэффициенты: ; ; . 

     2005 год (на начало):

     

     2006 год (на начало):

     

     2007 год (на начало):

     

     2007 год (на конец):

       

     В результате расчета Z<0, это говорит о незначительной вероятности банкротства ЗАО «Маритурист».

     Для подтверждения вывода, полученного  по двухфакторной модели, и для  проведения комплексной оценки финансового  положения ЗАО «Маритурист» применим пятифакторную модель. Она представляет собой линейную функцию, коэффициенты которой рассчитаны по данным статотчетности предприятий-банкротов США.

 

       

     Условные  обозначения, применяемые  в формуле:

     текущие активы=оборотные  активы (форма №1, строка 290, графы  );

       текущие обязательства=краткосрочные  обязательства (форма  №1, строка 690, графы  ;

       все обязательства  (форма №1, строки  , графы ;

       нераспределенная  прибыль (форма  №1, строка 470, графы  ;

     имущество (форма №1, строка 300, графы  ;

     балансовая  прибыль (форма №2, строка 140, графа 3);

     объем продаж=выручка от реализации (форма  №2, строка 010, графа 3).

     Так как «Маритурист» закрытое акционерное  общество, а акции свободно не продаются на биржах , показатель рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций примем равным 0.

     2005 год: 

     

 

      Так Так как показатель Z=1,81-2,7 , вероятность банкротства средняя .

     2006 год: 

       

     Так как показатель Z=1,81-2,7 , вероятность банкротства средняя .

     2007 год: 

       

     Так как показатель Z=1,81-2,7 , вероятность банкротства средняя .

     Все вышеописанные методы и модели диагностики  банкротства коммерческой организации  имеют ряд недостатков, которые серьёзно затрудняют их применимость в условиях российской экономики:

     1. Двухфакторная модель не является достаточно точной. Точность прогнозирования увеличивается, если во внимание принять большее количество факторов.

     2. Зарубежные модели Э. Альтмана и У. Бивера содержат значения весовых коэффициентов и пороговых значений комплексных и частных показателей, рассчитанные на основе американских аналитических данных шестидесятых и семидесятых годов. В связи с этим они не соответствуют современной специфике экономической ситуации и организации бизнеса в России, в том числе отличающейся системе бухгалтерского учёта и налогового законодательства и т.д.

     Отсутствие  в России статистических материалов по организациям-банкротам не позволяет  скорректировать методику исчисления весовых коэффициентов и пороговых значений с учётом российских экономических условий, а определение данных коэффициентов экспертным путём не обеспечивает их достаточной точности.

     3. Различия в специфике экономической ситуации и в организации бизнеса между Россией и развитыми рыночными экономиками оказывают влияние и на сам набор финансовых показателей, используемых в моделях зарубежных авторов.

     4. В моделях зарубежных авторов не учитываются некоторые важные показатели, специфические для российского рынка, например, доля денежной составляющей в выручке.

     5. Указанные методики дают возможность определить вероятность приближения лишь стадии кризиса (банкротства) коммерческой организации и не позволяют прогнозировать наступление фазы роста и других фаз её жизненного цикла.

     В результате чего необходимо отметить, что в расчетах следует больше ориентироваться на коэффициент  восстановления платежеспособности, а  не на показатели Z и Z-счет Альтмана, так как он является более точным для нашей страны.

     Таким образом, на основе проведенного анализа, следует сделать общий вывод  о том, что ЗАО «Маритурист» является несостоятельным и до банкротства  ему остался 1 год, но у него есть возможность решить выявленные проблемы, в результате организация оказывающая услуги населению и занимающаяся розливом минеральной воды и безалкогольных напитков , постоянно участвует в различных всероссийских, республиканских конкурсах, завоевывая различные награды и дипломы.

 

      3.Анализ внешней  среды ЗАО «Маритурист» 

     Анализ внешней среды – это первый шаг к анализу состояния предприятия, который помогает понять, насколько привлекательны сегменты рынка, на которых действует данная организация (в текущий момент или в будущем). Представление о конкурентоспособности предприятия в каждом рыночном сегменте позволит определить его внешние проблемы.

     Основными направлениями оценки внешней среды  являются:

     1. Исследование изменений во внешней  среде, требующие пересмотра реализуемой  в настоящее время и планируемой  к реализации стратегии развития;

     2. Изучаются факторы угроз, то  есть условия, которые могут  вызвать сокращение платежеспособного  спроса на продукцию предприятия;

     3. Изучаются факторы возможностей, которые может предоставить внешняя  среда для укрепления конкурентного  статуса предприятия на существующих рынках.

     Анализ  внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих – макроокружения (среда косвенного действия) и непосредственного  окружения (среда прямого воздействия). Цель данного анализа – выяснение, на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно поведет работу, какие осложнения могут его ждать, если оно не сумеет вовремя отвратить возможные негативные события. 

     3.1Анализ  макроокружения ЗАО  «Маритурист» 

     Анализ  макроокружения изучает общие условия  функционирования предприятий конкретного вида деятельности с целью выяснения влияния различных факторов на изменение спроса на продукцию. Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п. Анализ макроокружения ЗАО «Маритурист» представлен в таблице 7: 

     Таблица 7

     Анализ  макроокружения ООО  «Махаон»

Фактор Проявление Возможная реакция  ООО «Махаон»
Политические  факторы
«ЕДИНАЯ РОССИЯ» - лидер партий в респ. Марий  Эл Директор  ООО "Махаон"- член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственном Собрании Респ.Марий Эл, секретарь политсовета  Йошкар-Олинского городского отделения партии Постоянное  взаимодействие с органами власти респ. для возможного получения государственной  поддержки
Инвестиционная  политика Марий Эл Невысокие показатели (цифра)инвестиционных вложений в пищевую промышленность Поиск зарубежных инвесторов (неправильная реакция)
Экономические факторы
Увеличение  ВВП на душу населения по РФ до 10 000$ в 2008 г. (регион где работаете) Повышение уровня жизни населения Увеличение  объемов продаж

кондитерской  и хлебобулочной продукции

Увеличение  ВРП на душу населения (руб.):

РФ 2005г.- 126014,2

2006г.- 156452,2

2007г. ок. 200000

РМЭ 2005г.- 46696,9

2006г.- 59964,0

2007г. ок. 75000

Улучшение качества жизни  Повышение концентрации производства хлебобулочной  продукции
Высокий уровень инфляции

12% (на начало 2008г.)

Рост цен  на сырье (мука, яйца, молоко, масло) Повышение себестоимости хлебобулочных и  кондитерских изделий
Колебания валютных курсов, снижение курса $ к  р.:

2005г. 28,46

2006г. 26,83

2007г. 24,77

2008г. 26,25

Удешевление импортного сырья Покупка сырья за границей
Уровень занятости (на к. 2007г.):

РФ 63,3%

РМЭ 61,2 %

Увеличение  числа молодых специалистов Привлечение выпускников-технологов хлебопекарного производства
Жизненный цикл хлеба Небольшое снижение ценности хлеба как товара Увеличение выпуска новых сортов хлеба для здорового питания
Правовые  факторы
Постановление главного государственного санитарного  врача РФ от 18.01.2005 «О запрещении использования  пищевых добавок» Строгий контроль за применением запрещенных  пищевых добавок Е 216, Е 217 при производстве кондитерских изделий Исключение  пищевых добавок из кондитерской продукции, поддержание высокого качества товара
ФЗ  от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Строгий контроль государства за качеством продукции Рост  расходов предприятия на приобретение качественного сырья 
ФЗ  от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» Регулярные  проверки санэпидем станции условий  производства продукции Постоянный  контроль за экологическими условиями производства и за качеством хлебобулочных и кондитерских изделий
Постановление

от 28 апреля 1999 г. N 21

«О Правилах проведения сертификации пищевых продуктов

и продовольственного сырья»

Высокие требования к сертификации пищевой промышленности Постоянный контроль качества, безвредности и полезности продуктов питания
ФЗ  от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» Требования  в проверке оборудования в соответствии с санитарными нормами Периодические антибактериальные чистки оборудования пищевой промышленности препаратами xenkel
Социальные  факторы
Повышение требовательности покупателей  Изменение вкусов и предпочтений Социальные  опросы, увеличение разнообразия кондитерской и хлебобулочной продукции
Повышение уровня образования в РМЭ Приток квалифицированных технологов хлебопекарного и кондитерского производства Тщательный  отбор претендентов на рабочие места
Права потребителей Повышение уровня знаний потребителей о своих правах Принятие  во внимание всех требований и интересов  покупателей
Технологические факторы
Высокие темпы роста НТП Нововведения Постоянное  обновление: 1) использование новых  полуфабрикатов и сырья (консервов  в изготовлении крема), увеличение срока  реализации до 5 суток.

2) Приобретение  нового оборудования (печи) для пищевой промышленности (выпуск формового хлеба на густых заквасках)

Международные факторы
Зарубежный  рынок Быстрая смена  событий на обширном международном  рынке Нужно отслеживать  политику правительств других стран, предусматривающую  усилия по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей.
 

     3.2Анализ среды непосредственного окружения 

     Анализ  непосредственного окружения важен  для предприятия прежде всего  потому, что с этим уровнем внешней  среды оно может вступать в  диалог, активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз его дальнейшему существованию.

     Анализ  среды непосредственного окружения  направлен на все силы конкуренции, представленные в модели Майкла Портера (рис. 7):

 

      

     Рис. 7. Модель Майкла Портера 

     В республике Марий Эл работает около  хлебопекарных предприятий, большинство  из которых предприятия малого бизнеса. Фирма «Махаон» является самым крупным  из них. Кондитерская и хлебобулочная  продукция ООО «Махаон» ориентирована на широкий круг людей с различным уровнем дохода. «Махаон» обладает своей фирменной торговой сетью, а также поставляет кондитерскую продукцию и за пределы РМЭ, обеспечивая сильную конкуренцию другим производителям кондитерской и хлебобулочной продукции.

     Представим  характеристику каждой составляющей непосредственного  окружения в таблицах 8, 9, 10, 11, 12: 

 

      Таблица 8

     Покупатели  хлебобулочной и  кондитерской продукции  ООО «Махаон»

Наименование  покупателя Географическое  местоположение Социально-экономические характеристики Чувствительность  к цене Степень привязанности  к продукту Уровень информированности  о товаре Частота сделок  
раз/ мес.
Торговая  сеть «Эдельвейс» г. Казань оптово-розничная  торговля; агрессивный стиль поведения  низкая (готов покупать продукцию при изменении цены) средняя (ценит  качество торговой марки ООО «Махаон») высокий (получает оповещения о новом товаре) 10
Торговая  сеть «Пятерочка» г.Пермь оптово-розничная  торговля; агрессивный стиль поведения средняя (готов  покупать продукцию при незначит. изменении цены) средняя (ценит  качество торговой марки ООО «Махаон») высокий (получает оповещения о новом товаре) 10
Торговая  сеть «Седьмой Континент» г.Москва розничная торговля; агрессивный стиль поведения средняя (готов  покупать продукцию при незначит. изменении цены) средняя (ценит  качество торговой марки ООО «Махаон») высокий (получает оповещения о новом товаре) 10
Торговая  сеть магазина «НАШ» г.Йошкар-Ола розничная торговля низкая (готов  покупать продукцию при изменении  цены) высокая (высоко ценит качество торговой марки ООО  «Махаон») высокий (получает оповещения о новом товаре) 15-20

Информация о работе Стратегический анализ ЗАО "Маритурист"