Метод стратегического SWOT-анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение стратегического анализа и умение применения его на предприятии.
Задачи курсовой работы:
1 раскрыть понятие стратегического планирования;
2 охарактеризовать виды стратегических анализов;
3. провести стратегический анализ предприятия;

Оглавление

I Введение…………………………………………………………..2-3 стр.
II Теоретическая часть
1.Сущность стратегического планирования………………… 4-14 стр.
2. Анализ внешней среды……………………………………. 14-23 стр.
3. Анализ внутренней среды…………………………………. 24-25 стр.
4. «GAP»-анализ………………………………………………..... 26 стр.
5. «LOTS»-анализ……………………………………………… 27-28 стр.
6. «SWOT»-анализ……………………………………………….28-36 стр.
III Практическая часть
1. Общая характеристика турфирмы «СольО»……………… 37-39 стр.
2. Миссия и цели турфирмы ООО «СольО»………………......39-40 стр.
3. Анализ внешней и внутренней среды предприятия…………...41 стр.
3.1 Анализ макросреды………………………………………....41-44 стр.
3.2 Анализ микросреды…………………………………………44-45 стр.
4. Выявление сильных, слабых сторон, возможностей и угроз...46 стр.
5. SWOT- анализ…………………………………………………48-53 стр.
IIII Заключение………………………………………………. 54-55 стр.
Список используемой литературы…………………………………55 стр.

Файлы: 1 файл

курсов09.02.docx

— 90.46 Кб (Скачать)

Содержание

I Введение…………………………………………………………..2-3 стр.

II Теоретическая часть

1.Сущность стратегического планирования…………………    4-14 стр.

2. Анализ внешней среды…………………………………….    14-23 стр.

3. Анализ внутренней среды………………………………….   24-25 стр.

4. «GAP»-анализ……………………………………………….....    26 стр.

5. «LOTS»-анализ……………………………………………… 27-28 стр.

6. «SWOT»-анализ……………………………………………….28-36 стр.

III Практическая часть

1. Общая характеристика  турфирмы «СольО»……………… 37-39 стр.

2. Миссия и цели турфирмы ООО «СольО»………………......39-40 стр.

3. Анализ внешней и  внутренней среды предприятия…………...41 стр.

3.1 Анализ макросреды………………………………………....41-44 стр.

3.2 Анализ микросреды…………………………………………44-45 стр.

4. Выявление сильных, слабых сторон, возможностей и угроз...46 стр.

5. SWOT- анализ…………………………………………………48-53 стр.

IIII Заключение……………………………………………….    54-55 стр.

Список используемой литературы…………………………………55 стр.

 

I Введение

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней  среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического  управления. Практика показывает, что  те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно  и получают прибыль значительно  выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого  успеха из-за того, что распыляют  свои силы, стремясь охватить как можно  больше рынков, произвести как можно  больше разнообразных продуктов  и удовлетворить потребности  различных групп клиентов. Для  успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно  выбранная стратегия. Единой стратегии  для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в  своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения  конкурентов, характеристик производимого  ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды  и т.д.

Актуальность данной работы определяется необходимостью умения проведения стратегического анализа на предприятии.

Целью курсовой работы является изучение стратегического анализа и умение применения его на предприятии.

Задачи курсовой работы:

1 раскрыть понятие стратегического  планирования;

2 охарактеризовать виды  стратегических анализов;

3. провести стратегический  анализ предприятия;

Объектом исследования курсовой работы является туристическая фирма «СольО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Теоретическая часть

1 Сущность стратегического  планирования

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал  фирмы и ее производственно-сбытовые возможности.

Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается  высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней  управления.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки  зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Он должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать на рынке, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план должен быть разработан так, чтобы не только оставаться целостным в течение  длительных периодов времени, но и быть достаточно гибким, чтобы при необходимости  можно было осуществить его модификацию  и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как  программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет  в том, что конфликтная и постоянно  меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки  неизбежными.  1

В сознании многих людей, живущих  в нашей стране, еще существует стереотип относительно планирования. При слове планирование нередко  возникают ассоциации с Госпланом, жесткими цифрами, спущенными сверху, невозможностью самостоятельного определения  целей, с существованием только узкого диапазона действий в интервале "не выполнили план" - "перевыполнили  план".

Однако, планирование, по своей  сути, является, чуть ли не основой и теоретической базой деятельности предприятия.

Под планированием понимают процесс выбора целей и решений  на определенную перспективу, с разработкой  и анализом способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Планирование занимает особое место в работе менеджера, поскольку  оно предопределяет получение оптимальных  коммерческих результатов, главным  из которых является высокая прибыль. Планирование представляет собой непрерывный  процесс, стимулирующий творческое начало деятельности всего персонала  предприятия.2

Сущность стратегического  планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:

* В каком положении  предприятие находится в настоящее  время?

* В каком положении  оно хотело бы находиться через  три, пять, десять лет?

* Каким способом достигнуть  желаемого положения? 

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую  ситуацию, в которой находится  предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого  необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического планирования связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

По своему предметному  содержанию стратегическое планирование обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько  наличным ресурсам и процессам, сколько  возможностям наращивания стратегического  потенциала предприятия. В основе стратегического  планирования лежат стратегические решения.

Стратегические решения - это управленческие решения, которые:

1) ориентированы на будущее  и закладывают основу для принятия  оперативных управленческих решений;

2) сопряжены со значительной  неопределенностью, поскольку учитывают  неконтролируемые внешние факторы,  воздействующие на предприятие;

3) связаны с вовлечением  значительных ресурсов и могут  иметь чрезвычайно серьезные,  долгосрочные последствия для  предприятия.3

К числу стратегических решений  можно отнести:

* реконструкцию предприятия;

* внедрение новшеств (новая  продукция; новые технологии);

* организационные изменения  (изменения организационно-правовой  формы предприятия, структуры  производства и управления, новые  формы организации и оплаты  труда, взаимодействия с поставщиками  и потребителями);

* выход на новые рынки  сбыта;

* приобретение, слияние предприятий  и т.д.

Стратегическое планирование - это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур.

По своему характеру их можно объединить в две группы: стратегический анализ (анализ внешней  среды, внутрифирменный анализ, анализ сильных и слабых сторон фирмы) и  стратегическое проектирование (определение  миссии, определение стратегического  положения, установление целей, планирование реализации стратегии). Следует отметить, что последовательность отдельных  процедур зависит от стадии жизненного цикла фирмы, от наличия предыдущего  стратегического плана, но, в конечном счете, все они в совокупности составляют замкнутый цикл стратегического  планирования.

Очевидно, что необходима технология проведения постоянной диагностики  как внутренних ресурсов и возможностей компании, так и внешней среды. 4

 

Миссия (mission) – это главная цель организации как конкурентоспособной корпорации, представленная в наиболее общей (интегральной) форме и четко выражающая основную причину ее существования. Она должна содержать ответы на следующие вопросы:

– что организация делает, чем отличается от других, делающих это?

– какую пользу имеет  потребитель продукта?

– что поддерживает и  ведет по жизни бизнес организации?

– кто является потребителем и что он ждет от организации?

Считается, что близкая  к идеалу формулировка миссии должна включать шесть моментов:

  1. провозглашение ценностей и убеждений;
  2. продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворить;
  3. рынок, на котором организация позиционируется;
  4. способы выхода на рынок;
  5. ключевые технологии, которые будут использоваться;
  6. стратегические принципы развития.

Формулировка миссии должна отражать суть бизнеса – ее бизнес-идею. При этом должны учитываться интересы: собственников, сотрудников организации, потребителей, деловых партнеров, местного сообщества и в целом государства. Основа успешного бизнеса – виды деятельности, позволяющие создавать  стоимость, за которые потребитель  готов заплатить приемлемую цену. Для этого нужно решить две  задачи:

  1. выбрать способ создания некоторой полезности;
  2. создать комбинацию способностей, обеспечивающих создание полезности.

Таким образом, миссия – это краткое, ясное и четкое определение основного направления деятельности, которая хорошо мотивирует сотрудников организации.

В 80-е гг. сформировался  подход, основанный на представлении  будущего состояния как видения  лидером перспектив и возможностей развития бизнеса, как проявления таланта  предпринимателя – искусства. В  соответствии с этим подходом видение  связано с выделением организации  из подобных, рассмотрение организации  как уникальной системы.

Способности видения можно  развить через активную деятельность и опыт. Сам же процесс стратегического  управления может рассматриваться  как развитие отличительных особенностей. Здесь можно выделить два подхода  к развитию:

  1. будущее рассматривается как отрицание кризиса настоящего;
  2. развитие рассматривается как гонка за лидером, т.е. будущее видится как у лидера.

В обобщенной форме сущность миссии представлена на рис.9.


 

 

 

 

 

 

Основной смысл существования  организации

Средство мотивации и сплочения  сотрудников

Роль в решении социальных проблем  общества

Основа решений и преемственность  целей


Рис.9. Миссия организации

 

Миссия организации служит основой для формирования целей (objectives). В самом общем виде цель – это желаемое реальное будущее состояние чего-либо в результате целесообразной деятельности. Другими словами, это предвидение результата деятельности и путей его реализации с помощью определенных средств.5

Основные отличия целей  от миссии представлены в таблице 11.

 

Информация о работе Метод стратегического SWOT-анализа