Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:03, курсовая работа
На современном этапе развития России, обеспечение стабильной работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей первостепенной важности для управляющих всех уровней. Важнейшей качественной характеристикой хозяйствования на всех уровнях является - эффективность производства.
Снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов, достижение более высоких экономических показателей и, прежде всего, повышение производительности труда и эффективности производства, и на этой базе снижение себестоимости - наиболее важные и актуальные задачи работников управления производством.
Введение
1. Теоретические основы стратегического анализа внутренней среды организации
1.1. Ресурсный подход анализа внутренней среды
1.2. Структурно-функциональный подход анализа внутренней среды
2. Стратегический анализ внутренней среды управления в «Арт-ресторане»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Экономическо-правовая характеристика организации
2.3. Организационная структура «Арт-ресторана»
2.4. Анализ факторов внутренней и внешней среды ресторана. Оценка деятельности ресторана
3. Совершенствование организации управления в «Арт-ресторане»
3.1. Предложения по совершенствованию организационной структуры «Арт-ресторана»
3.2. Расчет эффективности совершенствования организационной структуры
Заключение
Список литературных источников
НОУ ВПО ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Курсовая работа
по Стратегическому менеджменту
Выполнил:
студент Вологодского
института бизнеса по специальности
«Менеджмент организации»
Руководитель
Тема
№2. Стратегический анализ внутренней
среды организации
Содержание
Введение
1. Теоретические основы стратегического анализа внутренней среды организации
1.1. Ресурсный подход анализа внутренней среды
1.2. Структурно-функциональный подход анализа внутренней среды
2. Стратегический анализ внутренней среды управления в «Арт-ресторане»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Экономическо-правовая характеристика организации
2.3. Организационная структура «Арт-ресторана»
2.4. Анализ факторов внутренней и внешней среды ресторана. Оценка деятельности ресторана
3. Совершенствование организации управления в «Арт-ресторане»
3.1. Предложения по совершенствованию организационной структуры «Арт-ресторана»
3.2. Расчет эффективности совершенствования организационной структуры
Заключение
Список литературных источников
Введение
На современном этапе развития России, обеспечение стабильной работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей первостепенной важности для управляющих всех уровней. Важнейшей качественной характеристикой хозяйствования на всех уровнях является - эффективность производства.
Снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов, достижение более высоких экономических показателей и, прежде всего, повышение производительности труда и эффективности производства, и на этой базе снижение себестоимости - наиболее важные и актуальные задачи работников управления производством.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании работы предприятия общественного питания «Арт-ресторан», проанализировать его финансовую, маркетинговую и экономическую деятельность, управление и организацию производства. Целью специальной части является анализ основных технико-экономических показателей и рекомендаций повышения эффективности работы предприятия.
Основными задачами, поставленными для достижения цели дипломного проекта можно считать:
- анализ теоретическо-методологических аспектов организации управления предприятием;
- общая характеристика предприятия: технологии производства и маркетинговой деятельности;
- анализ и предложение мер по усовершенствованию системы организации и управления на предприятии.
Объектом дипломного проекта является «Арт-ресторан».
В процессе подготовки курсовой работы использовались материалы бухгалтерской отчётности и различные методические источники, учебная литература и материалы лекций.
1. Теоретические основы стратегического анализа внутренней среды организации
1.1 Организация управления в условиях переходной экономики
Управление является важным ресурсом нации. По мнению патриарха американского менеджмента Питера Друкера, исторические успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Поэтому одни страны прогрессируют, а другие нет. Однако, как свидетельствует мировой опыт, такая роль управления может быть реализована лишь при благоприятных внутренних и внешних условиях. Это, в первую очередь, опора на объективные экономические законы, опробованные принципы рыночного хозяйствования, мировая практика успешного ведения бизнеса, здравый смысл.
Определяющим внутренним условием успеха менеджмента в развитии страны является трансформация сложившейся культуры управленческой деятельности и корпоративной этики на уровень современных достижений, выработанных мировой практикой стандартов. Начало XXI в. должно быть ознаменовано переходом от человека экономического к человеку корпоративному, когда интересы совместной деятельности доминируют над личными. Однако следует учесть, что это сложная задача и требует разнообразных многолетних усилий общества для ее решения.
В условиях XXI в. обновлению должна быть подвержена и сама система организации управления. Традиционно основой деятельности органов управления был функциональный принцип, ориентирующий на реализацию специализированных управленческих работ. Критерием оценки при этом служит степень выполнения этих работ по объему и срокам. Повышение результативности систем управления экономикой связано с переходом от традиционного функционального подхода к проблемно-ориентированному. Это не означает, что функциональный подход изжил себя, но в то же время он потерял роль главенствующего и должен в системах управления обеспечивать реализацию проблемно-ориентированного подхода. Суть его заключается в упреждающем выявлении социально-экономических проблем и разработке программ, проектов по их разрешению.
В области организационных структур управления станет закономерным массовый переход к органическим структурам, основанным на следующих формах управленческой деятельности; широком использовании в системах управления автономных рабочих групп; самостоятельном принятии решений рабочими группами и координации деятельности по горизонтали; замене жестких управленческих связей бюрократического типа на гибкие; привлечении для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений в виде комитетов, комиссий и иных целевых групп; ориентации на управление базовыми процессами и проблемами в отличие от традиционной функциональной организации управления.
В качестве основного критерия рыночной эффективности принимается не прибыльность, а степень удовлетворения интересов конкретных потребителей. Управленческие кадры в организациях рассматриваются как главный ресурс знаний и умений, как своеобразные центры определенных высокопрофессиональных способностей, доступные для всех работников организации.
Стержневым элементом системы управления экономикой являются люди. Стране нужна когорта профессиональных управленцев, способных вывести ее из кризиса. Они должны обладать принципиально новыми качествами в отличие от постулатов классической теории рациональной бюрократии Вебера, Хейнса. В первую очередь, это умение интегрировать интеллект людей, пробуждать в них инициативу, творчество, новаторство, стремление успеху, оригинальным, самостоятельным действиям и решениям, а также способность привлекать в организации профессионалов и удерживать их, формировать атмосферу истинно заинтересованности всего персонала в успехе дела, работать на уровне высоких стандартов.
Критериями оценки менеджеров должны быть творческий склад ума, стратегический тип мышления, склонность к инновациям, умение аккумулировать энергию и способности многих участников совместной деятельности. Интеллектуальная культура специалиста управления включает способность к методическому мышлению как фактору высокой результативности этой деятельности. Это означает, что менеджер уверенно владеет современными методами программно-целевого, информационно-аналитического, прогнозного, проектного управления.
Сильная управленческая культура - это и умение формировать управленческие концепции, программы, проекты, уважение к государственным и общественным организациям, законам, нормам морали, а также разработка и успешная реализация эффективных управленческих технологий, аккумулирующих знания, опыт, энергию, инициативу, творчество многих личностей.
Эффективный менеджмент базируется на знаниях, умениях и информации. Поэтому роль подготовки специалистов в данной области постоянно должна возрастать, наполняться современными идеями и подходами.
Становится необходимым переход к новой научной модели управления, основанной на следующих положениях:
- главным критерием оценки деятельности деловых организаций будет не прибыльность, а степень удовлетворения интересов конкретных потребителей;
- увеличение влияния на эффективность управления интеграционных процессов как внутри системы менеджмента, так и ее связей с внешним окружением;
- сокращение и минимизация иерархических уровней в организационных структурах деловых организаций, трансформация пирамидальных структур в плоские;
- ориентация горизонтальных структур на управление базовыми процессами деловых организаций в отличие от традиционной функциональной организации управления;
- переход от крупных организаций к сети глубоко интегрированных между собой, распространение сетизации как принципа сужения собственной производственной и управленческой деятельности;
- привлечение в новые структуры лучших исполнителей как реализация принципа «элитаризация сотрудничества и руководства»;
- распространение виртуального управления деятельностью, не требующего физического присутствия исполнителей.
Новые тенденции в научном менеджменте потребуют нетрадиционных подходов в деле повышения экономической и управленческой культуры менеджеров.
1.2 Структурно-функциональный подход анализа внутренней среды
Одной из важных задач по выводу предприятия из кризисной ситуации является выбор такой оптимальной управленческой структуры, которая лучше всего отвечала бы целям и задачам предприятия, а также воздействующим на него внешним и внутренним факторам в существующих и ожидаемых условиях функционирования предприятия.
Прежде всего, руководителю необходимо вначале выработать собственное мнение, личную концептуальную (желаемую, «идеальную») модель управления предприятием. Для этого руководителю необходимо поставить цель стратегического развития предприятия с учетом эффективного использования его потенциала.
Для разработки стратегии и тактики реализации выбранной цели необходим стратегический анализ составляющих оргструктуры предприятия: уровня специализации, концентрации, кооперирования, централизации производства;
функций, управленческих процессов, состава управленческих звеньев и их взаимодействия, степень централизации управления;
уровня хозяйственной самостоятельности предприятия и его подразделений, филиалов, хозрасчетных связей, организации внутрипроизводственного хозрасчета;
уровня использования экономических, организационных и социально-психологических методов управления;
обеспечивающих подсистем управления (кадрового, информационного, технического обеспечения и др.).
Однако одной, оптимальной для всех ситуаций оргструктуры предприятия не существует. Относительная эффективность того или иного типа определяется внешними и внутренними факторами.
Внешние условия определяют цели управления ресурсами оргструктуры, обусловленные изменением общественных потребностей и необходимостью взаимодействовать с другими системами внешней среды: вышестоящими организациями, региональными органами, банками, поставщиками и потребителями.
Внутренние условия функционирования производственной системы определяют цели управления ресурсами оргструктуры, обусловленные необходимостью обеспечить эффективное управление всеми ресурсами производственной системы: техническими, технологическими, кадровыми и т.д. Объединяет подразделения единство целей, которое является элементом как процесса планирования, так и организации и не дает подразделениям возможности «тянуть» ее в различных направлениях, распыляя силы и способности достичь общих целей предприятия.
Основные параметры оргструктуры управления:
- численность управленческого персонала по функциям управления;
- численность линейного управленческого персонала;
- количество уровней иерархии системы управления предприятием;
- количество структурных звеньев на каждом уровне;
- степень централизации функций управления;
- объем работ по управлению предприятием, который зависит от состава и содержания функций управления, трудоемкости и периодичности решения задач управления.
Цели производства призваны обеспечить организационный потенциал предприятия, состоящий из совокупности ресурсов:
- ресурсы управленческого персонала (возможность ставить оперативные и стратегические цели и формировать оптимальные управленческие решения, обеспечивающие достижение этих целей);
- ресурсы технического оснащения управленческого труда (надежность комплекса технических средств, обеспечивающего бесперебойное функционирование системы управления и быстрое реагирование на изменение целей производства);
- ресурсы информационного обеспечения (обеспечение управленческого персонала достоверной информацией в полном объеме в требуемое время и требуемом месте для выработки оптимальных управленческих решений).ъ
Руководитель должен обеспечивать руководство организации, т.е. 2/3 рабочего времени находиться в контакте с подчиненными (направлять, руководить, обучать, изменять т.п.). Остальное время у него уходит на выполнение вспомогательных управленческих функций: планирование, анализ финансового состояния, контроль и т.д.
Руководитель должен иметь в подчинении достаточное количество подчиненных: их избыток приводит к неэффективному управлению, а недостаток - к тому, что руководитель начинает слишком подробно вникать в работу каждого сотрудника.
Информация о работе Стратегический анализ внутренней среды организации