Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:21, реферат
Надежным средством, позволяющим выявить и структурировать сильные и слабые стороны предприятия, а также оценить возникающие при этом возможности и угрозы, является SWOT-анализ, с помощью которого предприятие в процессе стратегического планирования может регулярно выявлять, оценивать и контролировать возможности, адаптировать свою деятельность с целью уменьшения потенциальных последствий угроз. От того, насколько серьезно менеджеры всех уровней подходят к проведению SWOT-анализа, зависит выбор стратегических направлений деятельности предприятия.
Введение 4
1. Понятие, сущность и значение SWOT-анализа в стратегическом менеджменте 5
2. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента 8
3. Матрица первичного стратегического SWOT - анализа 14
Заключение 17
Литература 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра инновационного менеджмента и управления проектами
Реферат
На тему:
«SWOT-анализ в стратегическом менеджменте»
Выполнил
Студент
5-го курса
Группы МП-12с-1
Покидина Оксана
Руководил
д-р техн. наук, проф.
Гребенкин С. С.
Донецк, 2013
Аннотация
В данной работе рассмотрены теоретические аспекты SWOT-анализа, место SWOT-анализа в системе стратегического менеджмента, а также алгоритм построения матрицы первичного стратегического SWOT-анализа.
К.С.: SWOT-анализ, стратегия, стратегический менеджмент, силы, угрозы, слабости, возможности, оценка, SWOT-матрица, анализ, планирование, стратегия компании, миссия, цели.
Содержание
Введение 4
1. Понятие, сущность и значение SWOT-анализа в стратегическом менеджменте 5
2. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента 8
3. Матрица первичного стратегического SWOT - анализа 14
Заключение 17
Литература 19
В условиях рыночной
экономики, когда обостряется конкурентная
борьба, необходимо иметь четко намеченный
план действий, позволяющий адекватно
использовать сильные стороны и
открывающиеся возможности
Надежным
средством, позволяющим выявить
и структурировать сильные и
слабые стороны предприятия, а также
оценить возникающие при этом
возможности и угрозы, является SWOT-анализ,
с помощью которого предприятие
в процессе стратегического планирования
может регулярно выявлять, оценивать
и контролировать возможности, адаптировать
свою деятельность с целью уменьшения
потенциальных последствий
В мировой практике SWOT-анализ
применяется в процессе стратегического
планирования, начиная с 60-х годов.
С появлением SWOT- модели аналитики
получили набор экономических механизмов
для анализа состояния предприятия и выбора
его стратегии. В украинских условиях
SWOT-анализ позволит сформулировать известные,
но разрозненные и бессистемные представления
о предприятии и его конкурентном окружении
в виде логически согласованной схемы
взаимодействия факторов внутренней и
внешней среды.
SWOT-анализ предполагает
возможность оценки
SWOT - это аббревиатура слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в S и W, а внешняя - в О и Т.
Рис. 1. Составляющие SWOT-анализа
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
- используются ли сильные стороны как преимущества компании;
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами;
- какие благоприятные обстоятельства дают шансы на успех;
- на какие угрозы обратить внимание в первую очередь.
Рассмотрим алгоритм построения и анализа SWOT-матрицы.
1. Составляется список слабых и сильных сторон компании, а также список угроз и возможностей со стороны внешней среды.
2. Оцениваются внутренние и внешние факторы. Сильным и слабым сторонам присваивается оценка по шкале от 0 до 5 (максимальному баллу соответствует значимое проявление фактора). Для оценки внешних факторов используются два параметра:
- вероятность достижения события по шкале от 0 до 1, где единице соответствует максимальная вероятность появления события;
- значимость фактора, характеризующая степень влияния фактора на деятельность компании по шкале от 0 до 5, где максимальным баллам соответствует высокая степень влияния.
3. Формируется матрица оценок.
4. Итоговая SWOT-матрица содержит суммы взвешенных оценок. Выбор в пользу наиболее значимого с точки зрения стратегии квадранта делается исходя из максимальных по модулю количественных оценок.
5. Для каждой зоны матрицы получаем варианты стратегических действий. Таким образом, происходит переход от SWOT-матрицы к матрице стратегий компании (рис. 2):
- для поля «Силы и
Возможности» следует
Рисунок 2. Матрица стратегий компании
- для поля «Слабости
и Возможности», стратегия должна
быть построена таким образом,
чтобы за счет появившихся
возможностей попытаться
- для поля «Силы и
Угрозы» стратегия должна
- для поля «Слабости и Угрозы» разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка, либо уход с рынка.
Вырабатывая стратегии, нужно помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организаций дополнительную возможность в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу. Кроме того, SWOT-анализ необходимо дорабатывать в следующих направлениях:
- определить при каких
значениях возможности и
- определить насколько
сильные и слабые стороны
Стратегический подход к управлению деловыми организациями начал использоваться во всем мире еще в 20-30 г.г. ХХ столетия. Но особенно интенсивно процесс перехода к управлению на основе развития начался в 60-е, когда обострилась конкуренция европейского и американского бизнеса с Японией и компании вынуждены были перестраивать свою деятельность с учетом новых реалий. Вот тогда-то и потребовался подход, который бы обеспечил возможность компаниям своевременно адаптироваться к внешним как благоприятным, так и неблагоприятным условиям, прогнозировать альтернативные варианты развития компании и управлять этим развитием, используя новые методологии предвидения и моделирования тенденций изменений макро и микро окружения. Так в лексикон менеджмента вошло понятие стратегического менеджмента (или стратегического управления). Еще одним важным аспектом стратегического управления стало внимание к тенденциям изменения внутренней среды компании и, прежде всего, к интересам и устремлениям ее персонала.
По мнению большинства специалистов, современный стратегический менеджмент - "это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей и возможностей предприятия с интересами "всех заинтересованных в его деятельности сторон". Он предполагает не только определение генерального курса развития предприятия и организацию дела на этой основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации.... Это предполагает постановку нового комплекса процессов, отражающих приоритетность целей и динамики развития, обеспечения своевременности решений и действий, предвидения будущего, анализа последствий управляющих воздействий и инноваций".
Очевидно, что как и любая современная методология управления стратегический менеджмент должен опираться на соответствующую информационную систему, только с помощью которой можно проанализировать и оценить тенденции - настоящие, прошлые и будущие, т.к. только имея четкое представление о том, на какой стадии развития находится компания и ее окружение, можно решить, куда двигаться дальше. Иными словами, необходима технология проведение постоянной диагностики как внутренних ресурсов и возможностей компании, так и внешней среды.
В бизнес-инжиниринге, новейшей технологии управления организационным развитием, под стратегическим управлением понимается выработка стратегий деятельности компании с помощью формализованных процедур, которые расписаны по этапам и применяемым техникам анализа и моделирования. Эти процедуры направлены на построение моделей будущего состояния компании, а также программ перехода к этому состоянию ("стратегических планов"), где все мероприятия также расписаны по определенным трафаретам и с соответствующей степенью детализации.
Даже для упрощенных вариантов данного контура, необходима постановка следующего управленческого цикла:
мониторинг и анализ факторов внешней и внутренней среды,
выработка решения и моделирование будущего состояния компании,
разработка стратегического плана,
контроль реализации и выработка регулирующих воздействий при отклонении от намеченных показателей
Таким образом, упрощенно можно представить следующий алгоритм процесса стратегического управления:
Как видно, исходным пунктом процесса стратегического управления является формирование миссии компании. Как происходит этот процесс было подробно рассмотрено в предыдущей публикации.
После формирования миссии, фирма разрабатывает для себя цели, которые должны дать ясное представление о направлении развития. По определению "стратегические цели - это основные направления деятельности организации, ведущие к выполнению ее миссии". Их может быть несколько, в зависимости от размера и уровня развития организации, имеющихся ресурсов и т. д. Они должны быть конкретными, по возможности количественно определенными, достижимыми и реальными. Цели должны соответствовать возможностям и устремлениям предприятия, выраженным в его миссии.
В настоящее время, у руководителей и консультантов занимающихся проблемой "миссии" компании преобладает интерес к ее внешнему выражению или "коммуникативной" функции миссии. Это заключается в поиске и формулировке некого послания обществу и внутрь организации, объясняющем ее цели и ценности. Несмотря на безусловную важность этого "литературного" аспекта миссии в стороне остается ее, так называемая, "внутренняя структура", которая в явном виде призвана декларировать намерения компании по отношению ко всем заинтересованным в ее успешной деятельности сторонам. Только потом, на "мифотворческом" этапе осуществляется "свертывания" этой суммы деклараций в обобщающее их коммуникативное послание - "миссию - образ".
Именно "конструирование" миссии, а не просто выбор "корпоративного слогана" позволит установить обоснованные, а не произвольные цели. При этом надо всегда иметь ввиду, что "нет ничего опаснее произвольно установленных количественных целей организации - потери от этого могут быть неисчислимы" (Э. Деминг). Поэтому во многих случаях цели можно трактовать как желаемые "качественные" тенденции развития.
Но важно не только определить
эти цели, но и выбрать, отраженный
в наборе взаимосвязанных стратегий,
образ действий, который гарантируют
наиболее эффективный путь их достижения
(далее, далее для простоты мы будем
употреблять слово "стратегия").
Поэтому важнейшим этапом при
выработке эффективной
В полном объеме стратегический
анализ доступен лишь очень крупным
компаниям. Однако, в условиях динамично
изменяющейся среды, даже для сравнительно
небольших предприятий, одной интуиции
руководителя становится недостаточно
для успешных действий на рынке. Этим
обусловлена необходимость
Информация о работе SWOT-анализ в стратегическом менеджменте