Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:35, курсовая работа
Для эффективной деятельности предприятия недостаточно только при-влечь и отобрать квалифицированный персонал, многое зависит от организации работы и системы мотивации сотрудников. Кадры — самое важное. Но очень сложно правильно мотивировать персонал и заставить его работать так, как нужно. Если мотивация в компании выстроена неправильно, то компания либо обанкротится, либо сотрудники просто постепенно из нее уйдут. Важно не только материальное поощрение, но и профессиональный рост.
Мотивация – это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...1
Глава 1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда ………………………………………...3
1.1. Понятие и сущность системы стимулирования …………………..…………..... 3
1.2. Мировые тенденции развития………………………………………....……… .. 11
1.3. Система стимулирования персонала: виды и формы стимулирования………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. Стимулирование персонала на ОАО «Иркутскэнерго»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Иркутскэнерго»………………………………...26
2.2 Система стимулирования труда персонала на ОАО «Иркутскэнерго»………..29
Глава 3. ЦЕЛИ системы стимулирования персонала Оао «иркутскэнерго»………………………………………………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
И наоборот, плохая работа, бездеятельность, безответственность должны неотвратимым образом сказываться не только на уменьшении материального вознаграждения, но и на служебном положении и моральном авторитете работника.
Разработанное на предприятии моральное стимулирование работников должно отвечать следующим требованиям:
- предусматривать поощрения
за конкретные показатели, на
которые работники оказывают
непосредственное воздействие
- устанавливать меры поощрения за успехи
в труде так, чтобы за более высокие достижения
применять более значимые меры поощрения;
- обеспечивать уверенность
в том, что при условии
- усилить заинтересованность каждого
работника в постоянном улучшении его
производственных показателей;
- быть простым, доходчивым и понятным для работников;
- учитывать возрастающее
общественно-политическую
- недопущение обесценивания моральных стимулов.
Для эффективного применения моральных стимулов необходимо:
- наличие положения о
статусах морального поощрения
и знание их работниками;
- шире использовать разнообразные формы
морального поощрения в интересах развития
творческой инициативы и активности;
- моральное поощрение
подкреплять мерами
- о каждом моральном
поощрении работника широко
- вручать награды и объявлять благодарности
в торжественной обстановке;
- поощрять работников своевременно - сразу
после достижения определенных успехов
в труде;
- развивать новые формы
поощрения и устанавливать
- анализировать действенность стимулирования;
- точно соблюдать установленный порядок внесения записей о поощрении в трудовые книжки работников.
Одним из основных условий
высокой эффективности
Особое значение имеет принцип гласности морального поощрения, то есть широкой информированности всего коллектива. Всесторонняя информация о результатах, достигнутых работниками и торжественная обстановка при вручении наград. Для этого необходимо каждого работника информировать не только устно, но и выдать брошюру с моральными стимулами за качественную работу. И на видном месте, на предприятии, вывесить плакат - таблицу с занесением фамилии и баллов каждого работника, и доску почета с отличившимися.
При организации морального стимулирования важно обеспечить сочетание мер поощрения с усилением ответственности за результаты труда. Что повлечет за собой рост ответственности в коллективе.
Эффективным методом укрепления дисциплины труда является поощрение за добросовестный труд.
Между формальным и неформальным
статусом необходим минимальный
разрыв. Формальный статус - это санкционированное
положение морального стимула среди
других моральных стимулов, его официальный
авторитет, значимость. Неформальный -
это фактическое положение
Чрезвычайно важный фактор, влияющий на эффективность морального стимулирования является частота его применения. Так чем более выдающиеся результаты показывает человек, тем реже должен встречаться причитающийся ему стимул. Чем ближе к средним показатель, тем более распространен.
Количество примененных поощрений еще не обеспечивает высокого авторитета и действенности. Поэтому необходимо обращать внимание на качественный отбор кандидатов на поощрение. Поощряться должны в строгом соответствии с положением о стимулах, лучшие люди коллектива. Моральные стимулы действенны в той степени, в какой их распределение оценивается работниками как справедливое. Справедливость зависит от того, с какой достоверностью они отражают уровень результатов работы.
Многочисленные
Необходимо учитывать это, осуществляя разработку условий поощрения.
Отличительной чертой морального стимулирования является то, что его функция, связывающая стимулы с результатами деятельности, выражается дискретной формой соотношения стимулов. Взаимная упорядоченность различных стимулов повышает их совокупный стимулирующий эффект. Они по статусу располагаются да двух ступенях: менее значимые и более значимые. Достижение части поощренных работников, второй ступени, признается более высоким в сравнении с достижениями остальных.
Моральные стимулы различаются набором элементов, которые формируют пространственную и временную определенность оценочной информации о человеке и которые называется элементами стимулирующего механизма. Эти элементы наполняют форму и содержание вручения поощрения, создают кураж и праздничное настроение.
К внутренним элементам относятся: содержание, текст о заслугах и вид носителя - трудовая книжка, свидетельство, удостоверение, бланк; фотография; значок.
К внешним: название стимула,
официальный статус, процедура вручения,
частота применения, эстетические достоинства.
Они влияют на авторитет, значимость,
фактический статус.
Формы стимулирования
Важное значение в управлении
поведения социальных объектов в
сфере труда имеют формы
Раскроем каждую из форм
Опережающие и
подкрепляющие формы
Различие между опережающими
и подкрепляющими формами организации
стимулирования состоит в степени
информированности объекта
В опережающей объект стимулирования еще до начала деятельности информируется о том, какие необходимо достичь результаты и что можно за них получить. Ему сообщают, как будет измеряться его труд, каким образом он будет оцениваться и какова будет функция стимулирования.
При подкрепляющей, объект стимулирования узнает о том, что оказался ценным, признанным и поощренным в его труде только после завершения деятельности.
Стимулирование в этом случае подкрепляет уже осуществленные действия.
К достоинствам отнесем возможности
достижения быстрого стимулирующего эффекта,
четкую целевую направленность, высокую
приспособленность для
Преимущества подкрепляющей формы не требует специальных нормативной базы стимулирования, делает все работы равноценными, переводит акцент на итоговую значимость работ, на достижение конечных целей. Ее применение возможно там, где затруднено измерение результатов труда, или в случаях, когда недопустимо введение расчетных отношений и поиска выгоды. Недостатками являются неспособность дать быстрый побуждающий эффект, рассчитан на многоцикличность самого процесса стимулирования, требует высокой зрелости социальных отношений, доверие к субъекту управления, единство ценностных ориентаций.
Индивидуальная и коллективная формы стимулирования
Деление форм организации стимулирования на индивидуальную и коллективную зависит от того, по результатам какого труда осуществляется стимулирование конкретных исполнителей. Если в основе лежат результаты труда непосредственного работника, то это индивидуальная форма организации стимулирования, а если результат деятельности трудов коллектива в целом - то коллективная форма.
Достоинством индивидуальной формы стимулирования является то, что четко прослеживается связь между эффективностью деятельности конкретного исполнителя и ее поощрениями. Недостатками являются значительные сложности в установлении показателей для оценки результата работы отдельного исполнителя, происходит концентрация их внимания только на выполненных конкретных производственных операциях в отрыве от целей коллектива. Такая ситуация будет сказываться на психологическом климате и на экономических результатах деятельности предприятия.
Стимулирование по результатам деятельности коллектива в целом способствует конвергенции интересов отдельных исполнителей с интересами коллектива, позволяет каждому работнику ощутить себя частичкой единого целеустремленного коллектива, ответственным за судьбу своего предприятия
Главные трудности коллективной формы стимулирования заключается в определении вклада конкретного исполнителя в конечные результаты деятельности трудового коллектива и соответственно их доли в общем объеме полученных в зависимости от эффективности этой деятельности материальных и духовных благ.
Позитивная и негативная формы стимулировании.
Позитивная и негативная
формы организации
Позитивное стимулирование способствует повышению престижности, авторитетности человека в глазах окружающих. Негативное стимулирование направлено на ущемление определенных потребностей работы, что ведет к снижению его престижа и авторитета. Негативное стимулирование больно задевает самолюбие человека, поэтому его использование в целях стимулирования трудовой активности требует учета многих психологических нюансов.
Негативное стимулирование имеет и достоинства. Оно является более экономичным по сравнению с позитивным, так как не требует для своего осуществления каких-то дополнительных благ, а зачастую даже увеличивает объем находящихся в распоряжении субъекта управления благ. Кроме того, негативное стимулирование принимается людьми значительно острее, чем позитивное.
Непосредственная, текущая и перспективная формы.
Непосредственная, текущая
и перспективная формы
Достоинством непосредственной
формы является его оперативность
и очень ясная и
Текущая форма может проявляться по итогам квартала, полугодия и года. Ее стимулирующая суть очевидна, она создает у человека уверенность в награждении по результатам этих периодов. Что предпочтительно для фирмы, так как работник ориентируясь на конец этих сроков будет отдавать всецело себя результату.
Перспективная форма способствует формированию единого, сплоченного коллектива, направляющего свои усилия на достижение конечного показателя деятельности, которая ориентирована на долговременную мотивацию работников и способствует росту активности, образованности и квалификации в течении трудовой жизни.
К недостаткам ее относится то, что не каждый работник согласится и примет это на себя. В связи с тем, что возможные изменения планов в жизни могут перечеркнуть все.
Общая и целевая формы.
В зависимости от степени
и характера конкретных условий
получения стимула следует