Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:35, курсовая работа
Для эффективной деятельности предприятия недостаточно только при-влечь и отобрать квалифицированный персонал, многое зависит от организации работы и системы мотивации сотрудников. Кадры — самое важное. Но очень сложно правильно мотивировать персонал и заставить его работать так, как нужно. Если мотивация в компании выстроена неправильно, то компания либо обанкротится, либо сотрудники просто постепенно из нее уйдут. Важно не только материальное поощрение, но и профессиональный рост.
Мотивация – это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...1
Глава 1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда ………………………………………...3
1.1. Понятие и сущность системы стимулирования …………………..…………..... 3
1.2. Мировые тенденции развития………………………………………....……… .. 11
1.3. Система стимулирования персонала: виды и формы стимулирования………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. Стимулирование персонала на ОАО «Иркутскэнерго»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Иркутскэнерго»………………………………...26
2.2 Система стимулирования труда персонала на ОАО «Иркутскэнерго»………..29
Глава 3. ЦЕЛИ системы стимулирования персонала Оао «иркутскэнерго»………………………………………………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Известно, что индивидуальное
распределение в условиях, когда
фактические различия в результате
труда, по оценкам специалистов, составляют
в среднем у рабочих 23 %, а у
инженерно технических
Доплатам свойственны
черты поощрительных форм материального
стимулирования, доплата является формой
вознаграждения за дополнительные результаты
труда, за эффект полученный на конкретном
участке. Доплаты же получают лишь те,
кто участвует в достижении дополнительных
результатов труда, дополнительного
экономического эффекта. Доплаты в
отличие от тарифа не являются обязательным
и постоянным элементом заработной
платы. Увеличение размера доплат зависит
главным образом от роста индивидуальной
эффективности труда
Одна группа доплат по своей экономической сущности более близка к тарифной части, другая - к премиальной. Доплаты первой группы установлены в законодательном порядке, они распространяются на всех работников и их размер не зависит от результатов работы, они являются мерой оплаты основных факторов трудового вклада. В этом случае доплаты призваны стимулировать труд в сверхурочное время, в праздничные дни, в ночное время, и за условия труда.
Второй группе доплат в большей степени свойственны черты поощрительных форм материальным денежным стимулированием, так как эти доплаты, как и премия, являются формой вознаграждения за дополнительные результаты труда. К таким доплатам относятся надбавки к тарифным ставкам за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ, профессиональное мастерство и высокие достижения в труде. Среди этих прогрессивных форм стимулирования наиболее распространенная - надбавка работника за совмещение профессий и должностей.
Надбавка к заработной плате - денежные выплаты сверх зарплаты, которые стимулируют работника к повышению квалификации, профессионального мастерства и длительному выполнению совмещения трудовых обязанностей.
В целом же следует отметить,
что система доплат к тарифным
ставкам позволяет учесть и поощрить
ряд дополнительных количественный
и качественных характеристик труда,
не охваченных тарифной системой. Эта
система создает стимулы
Компенсации - денежные выплаты,
установленные в целях
Важнейшим направлением материально денежного стимулирования является премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения. Она представляет одну из важнейших составных частей заработной платы.
Цель премирования - улучшение прежде всего конечных результатов деятельности, выраженных в определенных показателях.
Главная характеристика премии как экономической категории - это форма распределения по результату труда, является личным трудовым доходом.
Премия в своей части имеет неустойчивый характер. Ее величина может быть большей или меньшей, она может вообще не начисляться. Эта черта очень важная, и если она ее теряет, то премия утрачивает свой смысл. По существу она превращается в простую доплату к заработной плате, и роль ее в этом случае сводится к устранению недостатков в тарифной системе.
Применение премии призвано обеспечить оперативную реакцию на изменение условий и конкретных задач производства.
Руководитель должен учитывать
некоторые психологические
Премирование как
Механизм премирования представляет
совокупность взаимосвязанных элементов.
Обязательными его
Показатель премирования - центральный, стержневой элемент системы, определяющий те трудовые достижения, которые подлежат специальному поощрению и должны быть отражены в особой части заработной платы - премии. В качестве показателей премирования должны быть такие показатели производства, которые способствуют достижению высоких конечных результатов.
Предусматриваются условия премирования, число логических условий для деятельности человека не должно превышать четырех. При увеличении этого числа, по проведенным психологическим исследованиям, резко возрастает вероятность возникновения ошибки и время, необходимое для принятия решения.
Необходимо определиться,
кто конкретно включен в круг
премирования. Дело в том, что премированием
охватываются только те работники, труд
которых необходимо дополнительно
поощрить. Эта необходимость
Центральное место в поощрительной
системе занимает размер премии. Он
определяет связь результатов труда
с увеличением размера
Источником выплаты премии служит фонд материального поощрения, который образовывается за счет прибыли предприятия в размере четырех процентов от фонда заработной платы.
При определении круга премируемых необходимо исходить из адресного и целевого направления. Это премии за сверхплановые, сверхнормативные достижения в труде, выполнение важных заданий, проявленную инициативу давшую конкретный результат. В силу своей целенаправленности такие поощрения обладают большей стимулирующей силой и поэтому эффективней могут воздействовать на повышение трудовой активности.
Социальное стимулирование.
Это поощрение материально
неденежными стимулами и
Данный вид стимулирования обладает целым рядом особенностей. Во-первых, ни один из материально неденежных стимулов не обладает такой универсальностью, как стимул материально-денежный.
Во-вторых, многие материально-неденежные
стимулы имеют характер разового
действия. Цикл воспроизводства потребности
в большинстве продолжителен. Так,
имеются материально-неденежные блага,
потребность в которых
В-третьих, материально неденежные стимулы не обладают важным свойством денег - делимостью. В то же время их и в своей совокупности трудно упорядочить в единой функции стимулирования в силу их естественной разнокачественности. Качественное разнообразие удовлетворяемых с их помощью потребностей затрудняет их сравнение между собой и иерархизацию. Теоретически возможно лишь некоторое косвенное, весьма приблизительное упорядочение с помощью других, более универсальных ценностей, такие как деньги, престиж, время.
В четвертых, материально
неденежные стимулы, по видимому, больше
чем денежные приспособлены в
основной массе для использования
в подкрепляющей форме
Материально неденежные блага
могут быть использованы в качестве
стимулов потому, что получение любого
из них можно связать с
При этом общая тенденция такова, что чем реже предмет (материальный предмет, услуга, преимущество, льгота), выполняющий функцию стимула, распространен в среде, тем выше при прочих равных условиях его престижная составляющая.
Большинство материально неденежных благ имеют свою денежную составляющую авторитета, то есть может быть измерена в рублях. С другой стороны, рассматриваемая группа стимулов универсальна в том смысле, что человеку всегда что-нибудь из материальных неденежных благ необходимо. В целом соответствующие потребности в благах материального неденежного характера насыщаемы, настоятельны и действенны.
Проблема состоит в умелом их использовании как базы для стимулирования трудовой и социальной активности.
Особенности материально
денежных стимулов стребуют специфическую
форму организации данного вида
стимулирования. Прежде всего необходимо
знание со стороны субъекта управления
актуальных потребностей работников.
Управленческим идеалом было бы ежегодное
представление руководству
Другим непременным
Использование ряда материальных
неденежных благ в качестве стимулов
трудовой деятельности требует серьезного
нравственного обоснования и
в дальнейшем - большой работы по
перестройке сознания. В интересах
менеджмента создать такую
Необходимо сразу установить
временной интервал после которого
работник может поощряться. Он должен
быть не менее двух месяцев работы.
Исключения могут составлять особо
активные и предприимчивые вновь
прибывшие работники, которые могут
предложить иные возможности, дающие не
только повышение качества труда, но
и эффективность всего
Моральное стимулирование.
Моральные стимулы - это такие стимулы, действие которые основывается на потребности человека в общественном признании.
Сущностью морального стимулирования является передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде. Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом. в котором источником информации о заслугах работников выступает субъект управления; приемником - объект стимулирования, работник и коллектив, каналом связи - средства передачи информации.
Поэтому, чем точнее передается такая информация, тем лучше система выполняет свою функцию.
В управленческом аспекте моральные стимулы выполняют в отношении объектов управления роль сигналов со стороны субъектов о том, в какой степени их деятельность соответствует интересам предприятия.
Моральные стимулы представляют
собой такие средства привлечения
людей к труду, которые основаны
на отношении к труду как высшей
ценности, на признание трудовых заслуг
как главных. Они не сводятся только
к поощрениям и наградам, применение
их предусматривает создание такой
атмосферы, такого общественного мнения,
морально-психологического климата, при
которых в трудовом коллективе хорошо
знают, кто и как работает, и
каждому воздается по заслугам. Такой
подход требует обеспечения