Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности руководителя в МОУ СОШ № 1.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Выявить теоретико - методологические основы деятельности руководителя в образовательном учреждении
Дать краткую характеристику объекта анализа
Провести анализ управленческой деятельности
Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности руководителя в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1. 1. Понятие и сущность деятельности руководителя 8
1.2. Содержание управленческой деятельности в педагогическом процессе 18
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МОУ СОШ № 1 39
2.1. Краткая характеристика объекта 39
2.2. Анализ эффективности деятельности руководителя МОУ СОШ № 1 48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ СОШ № 1 60
3.1. Рекомендации по совершенствованию подхода к управленческой деятельности в школе 60
3.2. Рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя 67
3.3. Формирование системы показателей и индикаторов школьной статистики 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Список источников и литературы 89

Файлы: 1 файл

Диплом_Побережников В.Е. Тема Иследование эфективнрсти деятельности организации.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

1.2.  Содержание управленческой  деятельности в  педагогическом процессе

 

     Управленческая деятельность во многом определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

     Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Разумеется, трудно с исчерпывающей точностью установить, когда у воспитуемого сформируется то или иное необходимое качество, произойдут те или иные изменения в межличностных отношениях, но планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности: самореализация ее творческих возможностей.

     Педагогическая  деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать деятельность, как педагога, так и ученика.

     Цель  управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке «дерева» целей недостаточно знать лишь объективные требования общества3. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или, как говорят, «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей.

     Опора в управлении на сознательное определение  целей не только директором, но и  учителями и учащимися подчеркивает тот факт, что каждый участник педагогического  процесса является носителем определенных прав, обязанностей, меры ответственности.

     Такое понимание целеполагания позволяет  перейти к комплексно-целевому планированию, помогающему разрабатывать комплексные  целевые программы, направленные на достижение генеральной цели. Комплексная целевая программа не упрощенная модель плана работы школы, а его необходимая часть, когда из плана работы школы вычленяются 3 — 4 наиболее важные проблемы и детально прорабатываются администрацией и коллективом школы.

     Такая целевая программа должна содержать краткое описание состояния проблемы; ее место в общешкольном плане; генеральную цель, систему задач; показатели достижения целей; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; итоговый анализ; коррекцию выполнения программы.

     Цель  функционирования педагогической системы  в динамике усложняется, отражая  тем самым и сложность деятельности, направленной на ее достижение4. Трудно точно определить границы цели на каждом этапе «дерева» целеобразования, но их структурное представление помогает руководителю школы, учителю, ученику принимать целенаправленные, обоснованные решения. Планирование в управлении школой выступает, таким образом, как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на дальнюю перспективу, направлены на решение текущих оперативных дел. Логично на этом основании выделять перспективные, годовые, текущие планы работы школы.

     Подготовка  планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего, это соблюдение требований целевой направленности. Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углубляющий основные направления работы педагогического и ученического коллективов. Это постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций. Одно из требований - перспективность планирования, когда цели деятельности педагогами и учащимися принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понятные, желанные, и, во-вторых, как стратегия, намечаемая на длительный срок, но тем не менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию, необходимо выделить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи. Соблюдение требования объективности основывается на знании объективных условий деятельности школы, ее материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной среды, возможностей педагогического и ученического коллективов.

     К сожалению, пренебрежение этими  требованиями в работе школы часто  приводит к недостаточной аналитической  обоснованности, неконкретности, несогласованности  в планах различных школьных управленческих структур. Изучение опыта работы школ свидетельствует также и о таком факте, когда планирование рассматривается как доминирующая функция управления школой. Усилия руководителя школы в этом случае концентрируются в основном на том, чтобы разработать план работы, не обеспечив его в организационном отношении. Поэтому неплохо спланированная деятельность остается нереализованной, так как не приведены в движение остальные функции управления. Управленческий цикл, не получив своего развития, угасает — в итоге не достигается поставленная цель.

     В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий5.

     Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может иметь следующий вид:

     1.  Задачи школы на планируемый  срок.

     2.  Перспективы развития контингента  учащихся по годам, возможное  количество классов.

     3.  Перспективы обновления учебно-воспитательного  процесса, внедрение педагогических  инноваций.

     4.  Потребность школы в педагогических кадрах.

     5.  Повышение квалификации педагогических  кадров (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе  и т.д.).

     6.  Развитие материально-технической  базы и учебно-методическое оснащение школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.).

     7.  Социальная защита педагогов  и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

     Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в ' течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.

     Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

     Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана6:

     1.  Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год.

     2.  Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количество учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы увеличения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприятий, направленных на получение детьми основного общего и среднего (полного) общего образования: выполнение положений закона РФ «Об образовании» о гарантиях на получение образования; организация питания детей в школе; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей. Работа по выполнению всеобуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения детей на дому, в оказании помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям. В содержании плана работы педагогического коллектива и родителей предусматривается создание условий для индивидуально-творческого развития детей.

     3.  Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Это наиболее объемный, развернутый раздел плана, который охватывает многообразные стороны деятельности учителей и учащихся. Это касается прежде всего обеспечения качества знаний, умений и навыков - индивидуализации и дифференциации обучения, использования современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеурочной и внеклассной работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятельность школы по развитию ученического самоуправления, по поддержке детских общественных организаций в соответствии с «Конвенцией ООН о правах ребенка».

     4.  Совместная работа школы, семьи,  общественности, трудовых коллективов  по воспитанию учащихся. Работа школы по повышению педагогической культуры родителей. Содержание этой работы направлено на утверждение роли школы как организующего центра в совместной работе с семьей и общественностью. Сюда входит работа с родительским коллективом и советом школы, проведение педагогических лекториев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей, занятий в университете педагогических знаний. Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей кружков, секций, студий и др. Организация индивидуальной, дифференцированной работы с родителями и др.

     5.  Работа с педагогическими кадрами.  Проведение аттестации педагогических  кадров, использование средств ЭВТ  и информатики в оценке уровня  профессиональной подготовки, работа коллектива школы над общешкольной научно-методической проблемой — проведение семинаров, конференций, педагогических чтений, заседаний методических советов, педагогических советов. Организация работы школы передового педагогического опыта. Определение содержания деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей. Руководство изучением, обобщением и распространением педагогического опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, формирование инновационной среды в школе.

     6.  Система внутришкольного контроля. Специальная программа действий  по контролю будет рассмотрена  в данной главе.

     7.  Укрепление учебно-материальной  базы школы. В течение года  планируется проведение инвентаризации  материальных ценностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми 6-летнего возраста. Укрепление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техническим творчеством. Комплектование фонда школьной библиотеки. Программа текущего и капитального ремонта школы.

     8. Организационно-педагогические мероприятия.  В этой части плана указывается  тематика заседаний совета школы,  педагогического совета, производственных  совещаний. Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределяется учебная нагрузка, классное руководство, заведование кабинетами и др.

     Реализация  функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

     Для реализации принятых решений необходим  этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное  взаимодействие ее компонентов, т.е. этап организации. Понятие «организация» выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка состояния учебно-воспитательного процесса в целом или в какой-либо его части, когда подразумевается качество проведения занятий, внеклассных мероприятий. Во-вторых, под организацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели, т.е. функция организации в управлении целостным педагогическим процессом.

Информация о работе Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1