Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности руководителя в МОУ СОШ № 1.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Выявить теоретико - методологические основы деятельности руководителя в образовательном учреждении
Дать краткую характеристику объекта анализа
Провести анализ управленческой деятельности
Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности руководителя в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1. 1. Понятие и сущность деятельности руководителя 8
1.2. Содержание управленческой деятельности в педагогическом процессе 18
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МОУ СОШ № 1 39
2.1. Краткая характеристика объекта 39
2.2. Анализ эффективности деятельности руководителя МОУ СОШ № 1 48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ СОШ № 1 60
3.1. Рекомендации по совершенствованию подхода к управленческой деятельности в школе 60
3.2. Рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя 67
3.3. Формирование системы показателей и индикаторов школьной статистики 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Список источников и литературы 89

Файлы: 1 файл

Диплом_Побережников В.Е. Тема Иследование эфективнрсти деятельности организации.doc

— 579.00 Кб (Скачать)
Вопрос/категория Средняя оценка, балл
Руководитель

(Орук)

Учителя (Оп) Средний балл (Оср)
1 2 3 4
Планирование 17 16 16,5
Установлена ли цель, ясно ли определена стратегия и тактика? 4 3 3,5
Производится  ли сбор и анализ данных о потребителях образовательных услуг? 4 3 3,5
Четко ли распределены сферы деятельности? 3 4 3,5
Анализируется ли информация о других школах и  их опыте? 3 3 3,0
Насколько рационально распределены ресурсы: персонал, финансы, материально – техническая база, информация? 3 3 3,0
Организация 15 18 16,5
Понятна ли оргструктура? 3 3 3,0
Существуют  ли документы и стандарты, регламентирующие ответственности, обязанности и  сферы влияния? 3 3 3,0
Создаются ли условия для развития школы  в целом? 3 4 3,5
Эффективно  ли выстроен образовательный процесс? 3 4 3,5
Привлекают  ли потребителя оказываемые услуги? 3 4 3,5
Мотивация 13 15 14
Высоки  ли лидерские качества руководителей? 3 4 3,5
Создаются ли условия для обучения и развития персонала школы? 3 3 3,0
Удовлетворены ли личные потребности работающих? 2 2 2,0
Участвует ли персонал в развитии школы? 2 3 2,5
Удовлетворены ли работающие результатами своего труда? 3 3 3,0
Контроль 16 17 16,5
Существует  ли в школе система оценки качества процесса образования? 3 3 3,0
Существует  ли система оценки полученных результатов? 3 4 3,5
Учитываются ли мнения и пожелания учеников и  родителей в образовательном  процессе? 4 4 4
Оценивается ли эффективность использования ресурсов? 3 2 2,5
Насколько соответствуют получаемые результаты основной цели? 3 3 3,5
Координация 16 14 15
Насколько эффективна существующая  система  управления школой? 3 4 3,5
Установлены ли внутренние связи между подразделениями в школе? 3 3 30,
Проводится  ли работа по урегулированию и предотвращению конфликтов? 4 3 3,5
Производится  ли корректировка и уточнение  планов и задач? 3 2 2,5
Применяются ли информационные технологии в работе школы? 3 2 2,5
Общая оценка управленческой деятельности 77 80 78,5
 

      Данная  оценка позволяет оценить деятельность руководителя и при этом оценить адекватность данной оценки во мнениях административных работников и учителей. Средний балл по каждому их 25 вопросов вычисляется по формуле:

      Оср = (Орук + Оуч)/2,          (1)

      где Оср - средний балл по категории;

      Орук  – оценка руководителем;

      Оуч – оценка учителей.

      Оценка  каждого критерия представляет собой  сумму средних баллов по каждому  критерию ( максимум 20 баллов):

      Окрит =            (2)

      где Окрит – общая оценка критерия;

      Осрк  – средний балл по критерию.

      Общая оценка деятельности руководителя (ДР) определяется суммой оценка по пяти оценочным критериям менеджмента (максимум 100 баллов):

      ДР =              (3)

      Преимущество  проведенной двусторонней оценки состоит  в том, что можно определить, насколько  проведенный опрос по мнениям  руководящих работников о существующей управленческой деятельности в школе  соответствует мнению опрошенных учителей. Таким образом, сохраняется относительная объективность и адекватность в проводимом исследовании:

      Ка = (Орук - Оуч)/4,                  (4)

      где Ка  - коэффициент адекватности;

      Оср - средний балл по категории;

      Орук  – оценка руководителей;

      4 – максимально возможная оценка.

      Анализ  данного коэффициента представим с  помощью графика по отдельным  критериям управленческой деятельности.

      Полученное  распределение показало, что из 25 критериев по 10 (40 % ) мнения руководителя и учителей полностью совпадают, по 9 (36 %) – выражены недостаточные лидерские качества управленца, а по 6 (24 %) выявлены расхождения во мнениях руководителя и учителей относительно состояния эффективности управления в школе.

      Следовательно, первоочередными задачами деятельности руководителя будут являться:

      - Совершенствование управленческих навыков и технологий;

      - Развитие внутнипедагогической культуры;

      - Установление более тесного контакта с персоналом;

      - Усиление мотивации персонала школы;

      - Развитие основных функциональных подсистем. 

      Рисунок 4. Распределение критериев оценки по зонам 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В МОУ СОШ №  1

3.1. Рекомендации по  совершенствованию  подхода к  управленческой  деятельности в  школе

       Проведенный анализ предполагает обновление деятельности руководителя. Появляющиеся у школы права и, одновременно, необходимость выстраивать индивидуализированную, конкурентоспособную образовательную политику связано и с повышением ответственности за сделанный выбор. Играя в многоуровневой системе управления образованием ключевую роль и находясь в центре социально-экономических и педагогических преобразований, руководители школ координируют, направляют, побуждают к деятельности и мотивируют труд педагогов. Именно от кадров управления, их экономической грамотности и инициативности, четкого распределения профессиональных функций зависит степень успеха проводимых реформ в образовании.  Значимость принятия руководителями образовательных учреждений серьезных самостоятельных решений стратегического и тактического характера усиливается на фоне возрастающих требований к школе макро и микросоциума. Повышение профессионализма управленческой деятельности становится важным условием успешности  инновационных процессов в образовании и должно происходить в области образовательного менеджмента.

       Ожидаемые качественные результаты реструктуризации связаны с созданием открытой школы. Это означает расширение функций  школы в области воспитания, образования, развития личности, ее социальной защиты; полифункциональный характер работы школы по различным направлениям социально-педагогической деятельности; наличие широких социальных связей и взаимовлияния с окружающей средой. Руководителям школ малых городов необходимо органично связать содержание образовательного процесса с социальной, культурной, природной, производственной средой, а также решать задачи формирования информационного, культурного, образовательного пространства за стенами школы, в городском сообществе.

       Сегодня руководители образовательных учреждений, расположенных в небольших городах, начинают испытывать потребность в овладении навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе, мотивации исполнителей на осуществление миссии школы и т.д.  Эффективность функционирования системы повышения квалификации работников образования связана с учетом усложнения содержания управленческой деятельности, росте ее наукоемкости многогранности профессиограммы современного директора школы.

       Ряд требований к управленческой компетентности руководителя школы небольшого поселения является общим, характерным для всех моделей. Независимо от модели реструктуризации образовательного учреждения его руководителю важно:

      - знать концептуальные основы и представления о возможных траекториях построения моделей  средних школ, имеющийся опыт в области реструктуризации; уметь анализировать эти знания и творчески «преломлять» их, исходя из собственных условий;

      - уметь осознанно выбирать оптимальную модель, осуществлять ее проектирование, что связано с освоением основ стратегического планирования, в котором руководитель школы может выступать и как инициатор, и как один из разработчиков проекта реструктуризации данного образовательного учреждения; эффективное применение руководителями новых методов управления позволит им понимать новые качества управления образованием как согласованность, целеустремленность, демократичность (ответственность за согласованный результат при свободе выбора индивидуальных способов его достижения каждым субъектом) управления, а также его общественный характер; именно стратегический подход руководителя может помочь школе гибко и максимально безболезненно реагировать на изменения внешней среды и условий функционирования;

      - обладать соответствующими знаниями и способностями в области экономики образования: перевод школ на нормативное бюджетное финансирование с возможным усложнением структуры образовательного учреждения, наделение их определенной финансовой самостоятельностью приведут к расширению поля экономической деятельности руководителя школы;

      - уметь ориентироваться в законодательных актах, в юридических особенностях изменения статуса учреждения и, соответственно учредительных документов, нормативной базы, с правовой точки зрения грамотно  проводить возможные кардинальные кадровые решения и по необходимости выстраивать договорных отношений с различными партнерами;

      - знать основы управления инновациями, мотивирования деятельности, управления человеческими ресурсами, психологии принятия управленческих решений, обладать сформированной коммуникативной культурой – все это связано с инновационным характером реструктуризации как таковой;

      - хорошо ориентироваться в изменениях содержания образования, современных методических подходах и образовательных технологиях, уметь критически отбирать и адаптировать их к условиям своей школы;

        Вариативный подход к решению проблем современной региональной школы связан с внедрением различных образовательных моделей, что требует соответствующей профессиональной готовности руководителей подобных школ.

       Одним из условий успешного развития деятельности базовой школы следует считать  обязательное наличие целевой программы  развития школы.

       Общеобразовательные учреждения среднего общего образования, расположенные в небольших, рабочих поселках, крупных селах могут быть преобразованы в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов. В процессе реструктуризации общеобразовательных учреждений среднего общего образования должна увеличиваться доля учреждений с профильным обучением.

      Профильная  школа – образовательная организация, реализующая наряду с образовательными программами общего образования  образовательные программы углубленного содержания по одному или нескольким предметам программы общего образования.

       Независимо  от контингента учащихся на базе общеобразовательных  учреждений среднего общего образования, могут быть созданы социокультурные  комплексы с центральным звеном – общеобразовательное учреждение.

       Социокультурный образовательный комплекс – образовательная  организация, представляющая собой  интеграцию общеобразовательной школы  и учреждений дополнительного образования, реализующая программы дошкольного  и общего образования, программы  дополнительного образования, и обладающая разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, художественное, спортивное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии. Возможно включение в комплекс также учреждений культуры, медицины и профессионального образования.

Информация о работе Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1