Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности руководителя в МОУ СОШ № 1.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Выявить теоретико - методологические основы деятельности руководителя в образовательном учреждении
Дать краткую характеристику объекта анализа
Провести анализ управленческой деятельности
Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности руководителя в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1. 1. Понятие и сущность деятельности руководителя 8
1.2. Содержание управленческой деятельности в педагогическом процессе 18
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МОУ СОШ № 1 39
2.1. Краткая характеристика объекта 39
2.2. Анализ эффективности деятельности руководителя МОУ СОШ № 1 48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ СОШ № 1 60
3.1. Рекомендации по совершенствованию подхода к управленческой деятельности в школе 60
3.2. Рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя 67
3.3. Формирование системы показателей и индикаторов школьной статистики 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Список источников и литературы 89

Файлы: 1 файл

Диплом_Побережников В.Е. Тема Иследование эфективнрсти деятельности организации.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

     б) с помощью электронной таблицы EXCEL составлять различные отчеты, сметы, графики;

     в) полуавтоматизировать процесс педагогического  анализа.

     Традиционная  «безмашинная» система работы с документами предполагает:

     - ведение картотеки и «папок» со всеми реквизитами (количество «папок» может достигнуть 8х4=32; а может быть изначально меньше, например 8 или 12, некоторые направления работы можно объединить;

     - наличие стеллажей для данных  папок.

     Предлагается  основные части компьютерного варианта каталога вышеуказанных документов для персональных компьютеров администрации МОУ СОШ № 1.

     I. Общие вопросы управления

A Внешняя нормативно-правовая информация (Н  е/о)
Индекс Наименование  документа Выходные данные
Н е/о-1 Закон РФ «Об  образовании» 
(Новая редакция)
ВО РФ (Вестник  образования) 
- 96, N 3
Н е/о-2 Закон РТ «Об  образовании» 
(новая редакция)
ВО-97
Н е/о-3 Типовое положение  об обще- 
образовательном учреждении
ВО РФ -98, N1,  
Мэгариф - 97, N 10
     
Б Внутренняя  нормативно-правовая информация
Индекс Наименование  документа
Н у/о-1 Устав ОУ (школы, гимназии, лицея)
Н у/о-2 Свидетельство о регистрации
Н у/о-3 Учредительный договор
Н у/о-4 Лицензия  на образовательную деятельность
Н у/о-5 Свидетельство об аккредитации
Н у/о-6 Документ  по аттестации образовательного учреждения
Н у/о-7 Приказы директора по основной деятельности
 

     II. Кадры, повышение квалификации, аттестация  

А Внешняя нормативно-правовая информация
Индекс Наименование  документа Выходные данные
Н е/к-1 Примерная форма  трудового договора 
(контракта) в письменной форме 
(Утв. Пост. Минтруда РФ от 14.07.93 г)
ОД-97, N 14
Н е/к-2 Положение об условиях работы по  
совместительству (Утв. Госкомитетом СССР по труду 
и социальным вопросам, Минюстом СССР от 9.03.89г.)
ОД-97, N1
Н е/к-3 Требования  к квалификации руководства работников 
образовательных учреждений
ДШ-97, N1
Н е/к-4 Решение коллегии МО РФ «О состоянии  
и мерах по улучшению повышения квалификации 
и переподготовки работников образования»
ОД- 98, N 9
 

 

      III. Материально-финансовое обеспечение 

     А      Внешняя нормативно-правовая информация
     Индекс      Наименование  документа      Выходные  данные
 

     Серьезная работа по созданию оптимальной системы  информационного обеспечения управления должна проводится постоянно, в том  числе и с участием учащихся.

     Предложения по совершенствованию планирования в МОУ СОШ № 1

     1. Концептуальное целеполагание. При  концептуальном целеполагании цель, задачи школы, системы образования  определяются на основе описания  образа школы в обозримом будущем  с помощью системы общих взглядов. А это можно сделать верно лишь при вскрытии основных проблем, препятствующих развитию школы.

     2. Планирование на основе целевых  программ. Нельзя путать концепцию  и программу развития школы.  Концепция - образ школы (системы  образования) в обозримом будущем. Программа - алгоритм рефлексивной деятельности по реализации этой концепции (т.е. по достижению этой цели).

     В настоящее время много документов под названием «Программа». Но многие из них - обычные планы, так как не определяют алгоритм действий и не предусматривают рефлексию, анализ определенного этапа и результатов деятельности и не предусматривают коррекцию дальнейшей управленческой деятельности.

     Рассмотрим  фрагменты 2-х целевых программ, удовлетворяющих  указанным требованиям (Таблицы 7 и 8).  
 

     Таблица 7.

     Программа «Образование и развитие». Цель: повышение качества знаний, умений, навыков, уровня интеллектуального развития учащихся

м 
е 
с 
я 
ц
Деятельность  по принятию 
решений  
(целеполагание, планирование)
Нормативно-правовое и 
научно-методическое  
обеспечение
Организационно- 
исполнительская 
деятельность
Контрольно- 
аналитическая 
деятельность  
(внутришкольнй 
контроль)
а 
в 
г 
у 
с 
т
1.1. Заседание педсовета 
с повесткой дня: 
«Повышение качества ЗУН, 
уровня интеллек- 
туального развития - ключевая  
задача школы».
     
с 
е 
н 
т 
я 
б 
р 
ь
1.2. Совещание при директоре с повесткой дня «Обновление содержания диф-я» 2.1. Заседание НМС:  
- об учебных про- 
граммах новых предметов; 
- об разноуровневых 
программах; 
- о рейтинговой  
системе учета ЗУН. 
2.2. Семинары и  
консультации по 
вопросам: 
- разноуровневое  
обучение, 
- рейтинговая система учета ЗУН уч-ся
3.1. Создание 
дополнительных 
образователь- 
ных услуг 
(введение но- 
вых предметов 
(спецкурсов), 
логика,  
риторика, 
2-ой иностр., 
язык, основы 
менеджмента 
и маркетинга. 
3.2. Комплекто- 
вание потоков 
для разно 
уровневой  
диф-ции. 
3.3. Внедрение 
системы разви- 
вающего обуче- 
ния (Л.Занкова) 
3.4.Введение 
рейтинговой 
системы учета 
ЗУН.
 
о 
к 
т 
я 
б 
р 
ь
1.3. Совещание  
при директоре с  
повесткой дня 
«Профилактика  
пробелов и  
коррекция  
ЗУН уч-ся»
а) заседания научно-методического 
совета, МО, 
кафедр, тв.группы 
с повесткой дня: 
- Методика обучения 
б) Предметные  
семинары 
в) Групповые и 
индивидуальные 
консультации.
а) Организация 
работы службы 
психолого- 
педагогической 
диагностики 
б) Введение 
системы инди- 
видуальных 
занятий и кон- 
сультаций по  
ликвидации 
пробелов 
в) Организация 
консультаций 
для родителей 
по ликвидации 
пробелов ЗУН 
у учащихся.
4.3. Темат. конт- 
роль 
Тема: О ходе об- 
новления содер- 
жания образования  
и технологизации  
учебного про- 
цесса. 
Результат: 
а) + ( см. 1.4. -3.4.) 
б) - ( см. 1.2. - 3.2. 
1.3. - 3.3.)
 

     Обновление  организационной структуры управления школой.

     Традиционными организационными структурами управления общеобразовательных учреждений являются:

     а) непосредственное управление;

     б) функциональная структура (в школах, где работают один зам.директора  по учебной работе и один зам.директора  по воспитательной работе. Каждый заместитель  директора управляет всеми учителями  по своим функциональным обязанностям: один курирует учителя как предметника, другой - как классного руководителя;

     в) линейно-функциональная структура (в  нашем случае).

     Новыми  организационными структурами, значительно  повышающими эффективность управления, являются: матричная, командная, кафедральная.

     Матричная структура управления представляет собой традиционную линейно-функциональную структуру, дополненную программно-целевыми группами (подразделениями) специалистов. Здесь имеет место сочетание  вертикальных и горизонтальных связей. Эта структура внедряется в зарубежных и отечественных школах.

     Командная структура реализуется в очень  крупных образовательных учреждениях, где работают относительно автономные самостоятельные группы (подразделения) педагогических работников (команды) под  руководством заместителя директора.

     Кафедральная  форма управления предполагает выделение  в организационной структуре  школ подразделений наподобие кафедр, имеющихся в высших учебных заведениях, и обеспечение всех функций управления через эти объединения. Руководителя кафедр по полномочиям приравниваются к заместителям директора школы.

     Данная  структура управления успешно функционирует  в гимназиях некоторых городах РФ.

     Таблица 8.

     Программа «Управление образованием» (фрагмент)

м 
е 
с 
я 
ц
Деятельность  по принятию 
решений  
(целеполагание, планирование)
Нормативно-правовое и 
научно-методическое  
обеспечение
Организационно- 
исполнительская 
деятельность
Контрольно- 
аналитическая 
деятельность  
(внутришкольный 
контроль)
а 
в 
г 
у 
с 
т
1.1. Заседание Совета 
школы с повесткой 
дня: 
«Актуальные про- 
блемы управления 
образовательными 
учреждениями».
     
с 
е 
н 
т 
я 
б 
р 
ь
1.2. Совещание руководителей подразделений школы с по- 
весткой дня: 
«Совершенствование 
системы информац. 
обеспечения и повы- 
шение культуры ана- 
литической деятель- 
ности ролей школы» -  
ключевая задача 
управления образованием.
2.1. Заседание ре- 
гионального НМС, МО 
руков. школ, семинары, консультации по вопросам: 
- Совершенство- 
вание системы 
информационного 
обеспечения 
управления шко- 
лой. Повышение аналитической культуры 
рук-ля школы.
3.1. (а) Органи- 
зация работы 
служб психоло- 
го-педагогичес- 
кой диагностики 
в школе. 
3.2. (б) Созда- 
ние в школе  
стандартных  
форм сбора и  
хранения ин- 
формации, использование в 
этих целях ком- 
пьютерных средств.
 
о 
к 
т 
я 
б 
р 
ь
1.3.Совещание рук- 
лей школы с повесткой дня: «Повышение 
качества и эффективности планирования 
работы».
2.3. Заседание 
школьного НМС, 
МО руков. школ, 
семинары, кон- 
сультации по во- 
просам: 
- виды школьных 
планов; 
-циклограммы; 
- программно- 
целевое планиро- 
вание; 
- концепция и программы развития.
3.3. (а) Введе- 
ние в школе 
программно- 
целевой формы 
планирования. 
3.3. (б) Органи- 
зация работы 
в школе по разработке концепций и программы развития.
4.3. Темат. конт- 
роль 
Тема: О ходе работы по совершенствованию системы 
информ. обеспе- 
чения и повышения 
культуры аналитической деят-ти руков. школы. Результат: 
а) + (см. 1.4. -3.4.) 
б) - (см. 1.2. - 3.2. 
1.3. - 3.3.)

     Цель: повышение эффективности внутришкольного управления.

     Задачи: 1) совершенствование системы информационного обеспечения и повышение культуры;

     2) повышения качества планирования  работы;

     3) повышение эффективности организационно-исполнительской  деятельности;

     4) совершенствование качества и  действенности контроля.

     Совершенствование контроля.

     Классификация внутришкольного контроля

     Виды  контроля:

     I. По объему и содержанию собираемой  и анализируемой информации:

     - комплексный (системный);

     - тематический.

     Основные  направления тематического контроля:

     а) реализация прав детей на образование, сохранение контингента учащихся;

     б) уровень обученности и развития учащихся (качество ЗУН);

     в) качество учебного процесса;

     г) состояние национального образования;

     д) уровень физического развития и  здоровье учащихся;

     е) уровень воспитанности и состояние  воспитательной работы;

     з) выполнение учебных программ: в том  числе: практической части;

     и) реализация ключевых задач школы  и управленческих решений;

     к) состояние преподавания ведущих и «задающих» тем. Коррекция ЗУН. Ликвидация пробелов;

     л) инновационная: научно-методическая деятельность педкадров;

     м) ведение документации;

     н) состояние учебно-материальной базы: охрана труда и техника безопасности.

     II. По форме и количеству обобщенно  изучаемых объектов:

     - персональный (индивидуальный);

     - групповой (классно-обобщающий, предметно-обобщающий, проблемно-обобщающий);

Информация о работе Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1