Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:42, курсовая работа
Цель исследования – разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности руководителя в МОУ СОШ № 1.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Выявить теоретико - методологические основы деятельности руководителя в образовательном учреждении
Дать краткую характеристику объекта анализа
Провести анализ управленческой деятельности
Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности руководителя в школе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1. 1. Понятие и сущность деятельности руководителя 8
1.2. Содержание управленческой деятельности в педагогическом процессе 18
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МОУ СОШ № 1 39
2.1. Краткая характеристика объекта 39
2.2. Анализ эффективности деятельности руководителя МОУ СОШ № 1 48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ СОШ № 1 60
3.1. Рекомендации по совершенствованию подхода к управленческой деятельности в школе 60
3.2. Рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя 67
3.3. Формирование системы показателей и индикаторов школьной статистики 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Список источников и литературы 89
Среди педагогов — теоретиков и практиков широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Т.И.Шамовой. Эта классификация структурно выдержана, логична, удобна в практическом использовании, и, главное, виды и формы контроля в полной мере отвечают природе целостного педагогического процесса. В ней выделяются два вида контроля: тематический и фронтальный. Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта. Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при проведении аттестации, изучаются все направления его работы — учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.
В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы.
Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении.
Классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.
Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представителя как администрации, так и методических объединений школы.
Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса10. Например: использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.
Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле. В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.
В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, и если мы хотим знать реальное положение дел, то должны по возможности использовать различные методы контроля.
При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета бланков и выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков и др. Даже сам факт перечисления школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.
Устный
и письменный контроль наиболее часто
применяются в школьной практике.
Однако при всей их доступности и
легкости использования ограничиться
только ими нельзя. В школьной практике
применяются также
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, занятости учащихся и учителей, причин их перегрузки, при определении объема домашних заданий, скорости чтения и др.
Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления образованием.
Выводы:
Деятельность руководителя очень специфична и по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство вообще рассматривается в теории как основное — атрибутивное для управленческой деятельности. Она поэтому обозначается понятием метадеятельности.
По своему содержанию деятельность руководителя представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.
Целью деятельности руководителя является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем — социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разновидности — «технологическую» и «человеческую», ее составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй — понятием экспрессивного контура. Эта контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности.
Управленческая деятельности во многом определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.
Основные функциональные элементы управления в педагогическом коллективе:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 расположена по адресу: 357820 Ставропольский край, Георгиевский район, г. Георгиевск, ул. Пушкина, 25.
В 2009-2010 учебном году в школе обучалось 1040 учащихся. Было скомплектовано 41 класс, из них:
- на первой ступени обучения (426 человека) – 16 классов-комплектов;
- на второй ступени обучения (504 человек) - 20 классов;
- на третьей ступени обучения (107 человек) - 5 классов.
Количество обучающихся в классе составляет в среднем 25,9 человек. В 2009-10 учебном году на домашнем обучении находилось 5 учащихся (1 человек - учащийся 1-4 классов, 4 человека - учащиеся 5-9 классов). В школе обучаются дети из многодетных, малообеспеченных, неполных семей.
Сведения о социальных категориях семей:
- малообеспеченные- 59
- опекаемые- 9
- дети – инвалиды – 9
- неполные семьи - 196
Продолжительность учебного года в 1-х классах - 33 учебные недели; во 2-11 классах – 34-35 учебных недель (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 календарных недель. В первых классах в феврале устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Школа работает в две смены. Начало школьных занятий в 8 часов. Продолжительность урока в 1-х классах – 35 минут, во 2 -11 классах – 40 минут в соответствии с требованиями санитарных норм и Уставом школы.
Расписание
учебных занятий
В
1-2-х классах промежуточные
Режим работы образовательного учреждения предусматривает проведение классных часов (1 раз в неделю), организацию внеклассных мероприятий (не реже 1 раза в месяц), экскурсий и походов школьников во внеурочное время.
Во второй половине дня для обучающихся начальных классов школой организована работа групп продленного дня. В расписание деятельности групп продленного дня входит прогулка, самоподготовка, обед, посещение (по желанию) кружков и секций дополнительного образования в школе.
За прошедший учебный год были организованы мероприятия по гражданской обороне: учебная эвакуация учащихся школы по сигналу тревоги; обучение педагогического коллектива защите от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях. Заключен договор с охранным предприятием по обслуживанию «тревожной кнопки». Контроль за работой тревожно-вызывной сигнализации осуществлялся ежемесячно.
На уроках ОБЖ проведены занятия по обучению правилам поведения населения в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Школьники 10-х классов были участниками пятидневных военных сборов.
МОУ
средняя общеобразовательная
- I ступень - начальное общее образование;
- II ступень - основное общее образование;
- III ступень - среднее (полное) общее образование.
Учреждение обеспечивает индивидуальное обучение на дому учащихся в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья обучающегося.
Учебный план в 1-х, 5-х, 10-х классах разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования России. Учебный план во 2-4, 6-9, 11-х классах разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования России от 09.02.98 г. №322 и Базисного учебного плана Ставропольского края.
Информация о работе Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1