Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности руководителя в МОУ СОШ № 1.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Выявить теоретико - методологические основы деятельности руководителя в образовательном учреждении
Дать краткую характеристику объекта анализа
Провести анализ управленческой деятельности
Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности руководителя в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1. 1. Понятие и сущность деятельности руководителя 8
1.2. Содержание управленческой деятельности в педагогическом процессе 18
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МОУ СОШ № 1 39
2.1. Краткая характеристика объекта 39
2.2. Анализ эффективности деятельности руководителя МОУ СОШ № 1 48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ СОШ № 1 60
3.1. Рекомендации по совершенствованию подхода к управленческой деятельности в школе 60
3.2. Рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя 67
3.3. Формирование системы показателей и индикаторов школьной статистики 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Список источников и литературы 89

Файлы: 1 файл

Диплом_Побережников В.Е. Тема Иследование эфективнрсти деятельности организации.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  темы исследования состоит в том, что государственной системе образования всегда принадлежала первостепенная роль в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Приоритетность образовательной отрасли обозначена и в современном законодательстве. Прежде всего, необходимо отметить, что право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

      Роль  образования на современном этапе  развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и  правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления  опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение управление образованием как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

      В настоящее время именно управленческая деятельность бюджетных организаций становится все более мощной движущей силой роста и повышения эффективности и конкурентоспособности образования, что делает ее одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

      Главная задача деятельности руководителей в образовательных организациях - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

      Деятельность руководителей в образовательных организациях должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

      Границами анализа и совершенствования  в работе являются:

      объект – муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 1 (МОУ СОШ № 1);

      предмет – управленческая деятельность в МОУ СОШ № 1.

      Главный акцент при анализе и проектировании будет сделан на педагогический коллектив, т.к. это самый важный элемент управляемой подсистемы в системе руководства образовательной системой.

      Цель  исследования – разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности руководителя в МОУ СОШ № 1.

      Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:

  1. Выявить теоретико - методологические основы деятельности руководителя в образовательном учреждении
  2. Дать краткую характеристику объекта анализа
  3. Провести анализ управленческой деятельности
  4. Разработать мероприятия по  совершенствованию деятельности руководителя в школе.

      Структура работы: работа состоит из введения, трех глав и заключения.

      Во  введении сформулированы цель и основные задачи исследования, а также методы анализа, рассмотрен подход к проблеме.

     В первой главе выявлены теоретико  – методологические основы деятельности руководителя в образовательном учреждении и ее особенности.

     Во  второй главе проанализированы составляющие системы управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1 города, выявлены и исследованы особенности деятельности руководителя в работе школе и недочеты.

     В третьей главе даны предложения  и рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности с позиции ее усовершенствования для руководителей и по основным элементам процесса управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1.

     Заключение  содержит практические выводы по данной дипломной работе в сфере управленческой деятельности в образовательном учреждении.

     Методы  исследования: наблюдение, изучение документов, анкетирование, системный подход, ситуационный подход, анализ и синтез.

      Проработанность темы исследования в научной литературе. Список использованных источников при написании работы составляет 47 наименований, использованы труды зарубежных и отечественных исследователей, таких как:

    Р. Акофф, И. Ансофф, Боумэн Клифф, М. Мескон О.С. Виханский, В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова, А.Н. Люкшинов, В.И. Сергеев, Е.А. Фролов,  и др.,  – представляющих собой общетеоретическую базу для современного менеджмента;

    Кибанов А.Я., Игнатов В.Г., Бутов В.И., Дёмин А.А., Глазунова Н.И, Кутафин О.Е., Фадеев В.И., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Уткин Э.А. , - использованных в данной дипломной работе в качестве базы анализа основных составляющих системы управления персоналом и базы для исследования управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1.

      Исследования в области педагогического управления нашли отражение в работах - B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, М.М. Поташника, В.П. Симонова, Л.И. Фишмана и др. Значительное влияние на исследование оказали: теория и технология проектирования системы управления качеством образования на основе использования новых информационных технологий (Д.Ш. Матрос, И.В. Роберт, Б.Е. Стариченко) и организации мониторинговых исследований (А.С. Белкин, А.И. Севрук); работы, посвященные актуальным проблемам образования (А.Ф. Аменд, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер.

      На  данный момент исследований управленческой деятельности в школе посвящено много работ – но они, к сожалению, носят несистемный, монопроблемный анализ, тех или иных аспектов управления образовательным учреждением.

     Методологической  основой исследования является диалектическая теория научного познания. При подготовке работы использовались методы логического, сравнительного и системного анализа, экспертные оценки, обобщение и обработка статистических данных.

     Дипломная работа базируется на теоретических  положениях, разработанных современной теорией управления и технологий управленческой деятельности.

     Эмпирическая  основа исследования построена на статистической информации и нормативных актах  Российской Федерации и края и города.

     Источниками статистических материалов служили публикации государственных статистических организаций, годовые и ежемесячные отчеты министерства образования; нормативные акты и документы в МОУ СОШ № 1.

     Практическая  значимость исследования определяется тем, что в ходе анализа рассмотрены  основные составляющие управленческой деятельности в современной системе образования в России, а результаты дипломного исследования преломлены в конкретные рекомендации, применимые в практике образовательных учреждений.

     Проведенный анализ помогает выделить общие и специфические особенности управленческой деятельности в сельских школах дотационных регионов. Полученные выводы позволяют более адекватно оценивать сущность процесса управления в школе, точнее оценить тенденции его развития.

 

1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. 1. Понятие и сущность  деятельности руководителя

     Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу  вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель данного параграфа дипломной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать сущность и содержание управленческой деятельности, а также определить закономерности ее взаимодействия с главными компонентами функционирования организации. Это равнозначно задаче определения предмета управленческой деятельности и его взаимосвязей с другими предметами изучения.

     Чтобы составить правильное и полное представление  об этом предмете, следует учитывать  основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем :

     - Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления. С одной стороны, это позитивно, так как создает «широкий фронт» для изучения управленческой деятельности, но с другой — гораздо ощутимее негативные последствия этого. Они проявляются в неопределенности предмета и сферы изучения управленческой деятельности, в ее «размытости» по разделам теории управления1.

     - Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихологические ее аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотехнический и др.

     - В-третьих, изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание. Тем не менее анализ внешней картины управленческой деятельности хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего — объективированного содержания — и ее внутреннего — имплицитного содержания. Данный принцип является основополагающим для психологии деятельности; поэтому он положен и в основу структуры данного параграфа работы.

     Как же преодолеваются эти трудности  и что составляет предмет психологии управленческой деятельности? Как вычленить  эту область исследований из общеуправленческой и организационной проблематики, не нарушая ее объективных связей с ней, а, наоборот, учитывая их? Почему вообще можно говорить об «управленческой деятельности» как особом типе деятельности, несмотря на огромные различия в ее конкретных видах и формах?

     Для того чтобы дать ответ на эти принципиальные вопросы, необходимо обратиться к понятию деятельности как общенаучной категории и к тем представлениям, которые сложились к настоящему времени в одной из основных областей психологии — в психологии деятельности.

     Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др. «На «лбу» деятельности не написано, предметом какой науки она является». В своем предельно общем виде она определяется как индивидуальная форма существования общественных отношений и характеризует способ включения личности в существующую структуру общественного разделения труда. Это общее — философское — определение специфическим образом конкретизируется в каждой из наук, изучающих деятельность, а необходимость синтеза получаемых в них знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология.

Информация о работе Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1