Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности руководителя в МОУ СОШ № 1.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Выявить теоретико - методологические основы деятельности руководителя в образовательном учреждении
Дать краткую характеристику объекта анализа
Провести анализ управленческой деятельности
Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности руководителя в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1. 1. Понятие и сущность деятельности руководителя 8
1.2. Содержание управленческой деятельности в педагогическом процессе 18
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МОУ СОШ № 1 39
2.1. Краткая характеристика объекта 39
2.2. Анализ эффективности деятельности руководителя МОУ СОШ № 1 48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ СОШ № 1 60
3.1. Рекомендации по совершенствованию подхода к управленческой деятельности в школе 60
3.2. Рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя 67
3.3. Формирование системы показателей и индикаторов школьной статистики 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Список источников и литературы 89

Файлы: 1 файл

Диплом_Побережников В.Е. Тема Иследование эфективнрсти деятельности организации.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

      Модель  социокультурных комплексов апробируется в следующих вариантах: 

    • на ассоциативной основе;
    • на административной основе;
    • как единое юридическое лицо со структурными подразделениями.

       Данная  модель является продуктивной в решении проблем  воспитания, которым  в последнее время  отводится достаточно мало внимания в учебно-воспитательном процессе. Она является развитием  так  называемого «школоцентрического подхода». Тогда миссия школы становится совсем иной: быть не только образовательным, но и культурным, и социальным центром в микрорайоне.

       На  базе общеобразовательных учреждений среднего общего образования, имеющих  обширный микрорайон деятельности, целесообразно создание общеобразовательного учреждения с группами продленного дня по месту жительства. На базе общеобразовательных учреждений среднего общего образования, имеющих компактный микрорайон проживания обучающихся, целесообразно создание учреждений – школа полного дня.

       Управленческая  деятельность большинства руководителей  средних школ, участвующих в реструктуризации, может претерпеть наибольшие изменения  по ряду причин:

       - именно на крупные образовательные  учреждения ляжет ответственность  за обучение детей из реорганизованных близлежащих малокомплектных школ и связанные с этим трудности, прежде всего, организационного характера;

       - углубленное изучение предметов,  введение профильных классов  будут вызывать необходимость  перестраивать образовательную  программу школы, развивать кадровый потенциал, внедрять новые образовательные технологии, укреплять материально-техническую базу, режим работы учреждения и т.д.;

       - создание социокультурных комплексов  принципиально меняет роль школы,  превращая ее из «закрытого  в своих проблемах» учреждения в центр и «штаб» социальной жизни; роль и ответственность руководителя школы при этом серьезно возрастает: появляется необходимость выстраивать партнерские отношения и координировать совместную работу с различными представителями внешней среды образовательного учреждения, уделять большее внимание воспитательной функции школы, находить варианты эффективного использования новых ресурсов; именно создание социокультурных комплексов может стать катализатором процесса усиления общественной составляющей в управлении образованием.

       В условиях перехода на нормативное бюджетное  финансирование уменьшается зависимость  учреждений образования от районных, региональных, федеральных органов  управления. С другой стороны, растет неопределенность ситуации в функционировании образовательных учреждений, что подталкивает к необходимости выработки новых форм поведения руководителей, усиление гибкости и стратегической направленности управления. Задачи, стоящие перед руководителями образовательных учреждений, значительно усложняются и изменяются. Отсутствие необходимой управленческой квалификации серьезно затрудняет их адаптацию к новым условиям деятельности.

       Особенности управленческой деятельности директора  школы в современных условиях:

    • управленческая деятельность директора школы усложняется в связи с социально обусловленной модификацией имевшихся и появлением новых функций в его работе, что проявляется в необходимости:
    • установления более широкого спектра связей с социальной средой (представительская функция);
    • решения проблемы формирования ценностно-ориентационного единства и создания благоприятного психологического климата в коллективе в условиях переживаемого страной системного кризиса переходного периода (социально-психологическая функция);
    • большей включенности в процесс формирования локальных правовых и юридических актов, разработки стратегии развития школы, научно-методического обеспечения инновационных процессов (устав школы, концепции, программы, положения и т.д.) в условиях расширения самостоятельности образовательных учреждений (правовая, стратегическая, инновационная функции);
    • обеспечения безопасности членов школьного коллектива (жизнесберегающая функция);
    • поиска источников дополнительного финансирования в условиях дефицита финансирования системы образования и расширяющихся возможностей использования внебюджетных средств (финансово-экономическая функция) и др.
    • расширяется совокупный субъект управления школой в связи с ориентацией на государственно-общественное управление.
    • усиливается творческий характер управленческой деятельности директора школы в связи с приданием большей самостоятельности школе на фоне нестабильного развития общества, что влечет необходимость большей активизации руководителя как субъекта своей жизненной, профессиональной и образовательной деятельности.

       Анализ  теории и практики управления школой, результаты теоретико-экспериментальной  работы, выявленные особенности управленческой деятельности директора школы позволили  обозначить современные требования, предъявляемые к его деятельности (и, соответственно, определяющие задачи и содержание повышения его квалификации):

    • постоянное видение и нацеленность на решение стратегических задач, организация разработки концептуальных программ по достижению этих задач с учетом конкретных условий работы школы с одновременной концентрацией внимания и усилий на конкретных делах, конструктивной работе по методологическому, педагогическому, нравственному, организационному обеспечению образовательного процесса;
    • нацеленность на формирование нового педагогического мышления членов коллектива, развитие их творческого потенциала, привитие интереса к исследовательской деятельности, теоретическому осмыслению накопленного опыта;
    • потребность к востребованию передовых управленческих и педагогических идей и находок;
    • принятие управленческих решений с учетом мнений членов школьного коллектива (педагоги, учащиеся, родители, общественность), специфики складывающейся ситуации в условиях предоставления школе большей самостоятельности и прав;
    • умелое использование мотивации членов школьного коллектива к качественной работе в условиях становления государственно-общественной системы управления, ориентации на гуманизацию всех сторон жизни школы;
    • широкое использование интеллектуального, нравственного, организационного потенциала общественных институтов в едином совместном воспитательном процессе;
    • гибкость мышления, выражающаяся в умении видеть альтернативные пути решения сложных и противоречивых проблем и в стремлении преодолевать сложившиеся стереотипы; критичность мышления, рефлексивное осмысление жизненного и профессионального опыта.

3.2. Рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя

 

     Эффективность управления во многом зависит от качества управленческой информации, которой  владеет руководитель. Качество управленческой информации определяют: а) ее полнота и минимальная достаточность б) системность, структурированность в) объективность, достоверность; г) значимость, востребованность; д) своевременность, оперативность поступления, обработки и передачи исполнителям.

     Создание комплексного банка управленческой информации, модель которого представляет собой матрицу, где номера строк определяют виды информации по функциям управления (нормативно-правовая, научно - методическая, планово-прогностическая, контрольно-аналитическая информация), а номера столбцов обозначают виды информации по содержанию управленческой деятельности, позволяет реализовать все указанные требования и тем самым значительно повысить эффективность управления школой.

     Рассмотрим  один из вариантов организации модели банка, управленческой информации руководителя для МОУ СОШ №  1.

     В строке № 1. (нормативно-правовая информация) помещается перечень нормативных документов в следующей последовательности:

     1) по общим вопросам управления  школой;

     2) по работе с педагогическими кадрами (подбор, расстановка, повышение квалификации, научно-методическая работа, аттестация), а также определяющих требования к профессиональной компетентности педагогических кадров;

     3) по материально-финансовому обеспечению; 

     4) по социально-правовой защите детей;

 

Таблица 6.

     Модель  комплексного банка управленческой информации в МОУ СОШ № 1.


    Видыинфор- 
    мации
    Управ-ление Ресурсы Социально-правовая защита детейи образовательный процесс Цель-резуль- 
    тат
    Общие вопросы 
    управления
    Кадры,  
    повыш.  
    квалиф.  
    атт-я
    Мате-ри-ально-финан-совое 
    обеспе- 
    чение
    Со- 
    циаль- 
    но- 
    пра- 
    вовая 
    защи- 
    та 
    детей
    Ор- 
    га- 
    низа- 
    ция 
    уч.-  
    го 
    про- 
    цесса
    Вос- 
    пи- 
    тат.  
    рабо- 
    та,  
    допол- 
    ни- 
    тель- 
    ное 
    обр.-е
    Наци- 
    ональ- 
    ное 
    обра- 
    зова- 
    ние
    Уча- 
    щиеся
    1. Норма- 
    тивно 
    правовая 
    инфор- 
    ция
    Н 11 
    Н 12 
    Н 13
    Н 21 
    Н 22 
    Н 23
               
    2. Научно- 
    методи- 
    ческая 
    инфор- 
    ция
    М 11 
    М 12 
    М 13
    М 21 
    М 22 
    М 23
               
    3. Планово- 
    прогнос- 
    тическая 
    инфор- 
    ция
    П 11 
    П 12 
    П 13
    П 21 
    П 22 
    П 23
               
    4. Кон- 
    трольно- 
    аналити- 
    ческая 
    информа- 
    ция
    К 11 
    К 12 
    К 13
    К 21 
    К 22 
    К 23
               

     5) по организации учебного процесса;

     6) по организации воспитательной  работы и дополнительного образования  детей; 

     7) по национальному образованию; 

     8) определяющих требования (нормативы) к уровню обученности, воспитанности и развития учащихся.

     Во 2 строке (научно-методическая информация) определяется перечень ключевых научно-методических публикаций также по 8-ми направлениям.

     В 3 строке (планово-прогностическая информация) помещается список всех планов работы, концепций и программ развития, прогностических материалов в этой же последовательности.

     В 4 строке (контрольно-аналитическая  информация) составляется перечень всех справок, актов по итогам различных  проверок (В столбце 1 - по итогам комплексного контроля; в столбцах 2-8 - по итогам тематических проверок, в столбце 8 - по итогам контроля уровня обученности (качества знаний) и развития учащихся).

     Сбор  и хранение управленческой информации в соответствии с этой моделью  облегчает процесс анализа деятельности педагогического коллектива и администрации школы, ибо здесь уже установлены логические (причинно-следственные) связи. Как видно из схемы, результат (уровень обученности и развития учащихся) зависит от социально-правовой защиты детей и качества образовательного процесса. А образовательный процесс в свою очередь зависит от ресурсов (от кадров, их квалификации и материально-финансового обеспечения школы). И все это в конечном счете определяет эффективность системы управления.

     Сбор  информации по данной схеме возможен как в компьютерном, так и безмашинном вариантах. Современные компьютеры (а также дополнительные приборы типа «сканнер») позволяют легко и оперативно вносить в память компьютера (на флешкарту) не только контрольно-аналитическую информацию о состоянии дел в школе, но и содержание всех важных нормативно-правовых документов, необходимых научно-методических разработок, планов, концепций, программ развития. Причем, в компьютер вводится как внешняя, так и внутренняя информация.

     А современная операционная система Windows позволяет:

     а) выводить на монитор или принтер  только интересующие потребителя документы  или их фрагменты (по ключевым словам, дате, номеру и прочим реквизитам), хранение собственных комментариев к найденным  документам, создание закладок на нужные разделы;

Информация о работе Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1