Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности руководителя в МОУ СОШ № 1.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Выявить теоретико - методологические основы деятельности руководителя в образовательном учреждении
Дать краткую характеристику объекта анализа
Провести анализ управленческой деятельности
Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности руководителя в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1. 1. Понятие и сущность деятельности руководителя 8
1.2. Содержание управленческой деятельности в педагогическом процессе 18
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МОУ СОШ № 1 39
2.1. Краткая характеристика объекта 39
2.2. Анализ эффективности деятельности руководителя МОУ СОШ № 1 48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ СОШ № 1 60
3.1. Рекомендации по совершенствованию подхода к управленческой деятельности в школе 60
3.2. Рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя 67
3.3. Формирование системы показателей и индикаторов школьной статистики 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Список источников и литературы 89

Файлы: 1 файл

Диплом_Побережников В.Е. Тема Иследование эфективнрсти деятельности организации.doc

— 579.00 Кб (Скачать)
align="justify">     - общешкольный (фронтальный).

     III. По уровню управления:

     - оперативный;

     - итоговый.

     IV. По этапам организации изучения:

     - предупредительный;

     - основной;

     - последующий.

     V. По условиям принятия решения о контроле:

     - плановый;

     - экстренный.

     Тематический  контроль - контроль одного направления  работы, одного из аспектов. Звеньев  деятельности. Длительность обычно составляет 7-12 дней.

     Комплексный (системный) контроль - контроль в полном объеме всей системы работы учителя, группы учителей или всех учителей школы. При комплексной контроле проверяется все: начиная от поурочных планов учителя, заканчивая посещением уроков и проведением контрольных работ и срезов с целью проверки знаний и развития учащихся. Длительность комплексного контроля составляет 10-20 дней.

     Персональный  контроль - контроль одного педагогического  работника или группы педагогических работников с индивидуальной программой контроля и с индивидуальным подведением  итогов.

     Групповой контроль - контроль однородной группы педагогических работников с единой программой изучения и единым подведением итогов, цель которого установление в целом состояния работы данной группы учителей, а также особенностей деятельности каждого из них.

     Разновидности группового контроля:

    - классно-обобщающий (проверяется работа всех учителей и классного руководителя, работающих в данном классе и в данной параллели классов);

    - предметно-обобщающий (осуществляется проверка работы учителей, преподающих данный предмет или данный цикл предметов);

    - проблемно-обобщающий (изучается работа группы учителей, занимающейся той или иной проблемой).

     Общешкольный  или фронтальный контроль - обобщенный контроль всех педагогических работников школы.

     Оперативный контроль - контроль, соответствующий оперативному уровню управления. Он предусматривает ежедневный контроль посещаемости, дисциплины учащихся, наличия учителей, организации уроков, занятий клубов, кружков. Секций, санитарно-гигиенического режима, теплового режима, питания учащихся и т.д. и принятие оперативных мер.

     Текущий контроль - контроль, соответствующий текущему уровню управления. Данный вид контроля предполагает сбор и анализ еженедельной, ежемесячной информации: о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса. Уровне знаний, воспитанности, развития учащихся и принятие адекватных мер.

     Итоговый  контроль - контроль, соответствующий  тактическому уровню управления (он представляет собой сбор и анализ итоговой (годовой, четвертной, полугодовой) информации об успеваемости учащихся по предметам, их развитии и воспитанности, учебно-материальной базе, наличии и уровне профессиональной компетентности педагогических кадров и принятие соответствующих управленческих решений).

     Предупредительный контроль проводится с целью привлечь внимание к какому-нибудь важному вопросу с целью стимулировать педагогический коллектив для решения определенных педагогических задач.

     Основной  контроль - самый важный этап контроля, проводится с целью проверки решения  основных задач школы, состояния учебно-воспитательного процесса, его результатов.

     Последующий контроль - контроль выполнения управленческих решений по итогам основного этапа  контроля.

     Плановый  контроль - контроль, проводимый в соответствии с планом работы.

     Экстренный (чрезвычайный) контроль - контроль, который может проводиться в соответствии с чрезвычайным происшествием (например, в школе начата экстренная проверка состояния воспитательной работы в 8 классах в связи с резким повышением уровня правонарушений и преступлений среди учащихся этих классов).

     Реализация  комплексного подхода к решению  данного вопроса позволит считать, что один и тот же контроль может быть, например, одновременно и тематическим, и фронтальным, и текущим, и предупредительным.

3.3. Формирование системы показателей и индикаторов  школьной статистики

     Главная цель управления школой в современных условиях состоит в обеспечении максимально высоких темпов наращивания ее возможностей и их использования для подъема муниципального образования на качественно новый уровень. Обеспечение должного качества образовательной системы муниципалитета достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.

     Мониторинг развития знаний учащихся, построенный с использованием модели «цель-результат» и учетом характеристик процесса обучения необходим в условиях обязательности экзаменов – для достижения управлением в школе своих целей.

     Сложившаяся система статистических показателей и индикаторов не полностью обеспечивает возможность формирования комплекса расчетных показателей, на основе которых можно было бы производить как оценку хода модернизации образования в муниципалитете, так и принимать адекватные управленческие решения.

     Не  обойтись без форм государственной статистической отчетности, как ОШ-1, 76-рик, 83-рик и др., что позволит обеспечить регулярное обновление информации и создать стабильную информационную базу мониторинга. Нет необходимости представлять и комментировать данные формы, поскольку все работники органов управления образованием в той или иной степени ежегодно работают с ними и  имеют представление о той информации, которую можно из них получить. Далее на этой основе формируется рейтинговая таблица успеваемости, и вносятся коррективы в проект развития школы.

     В школах Красноярского края введена модель информационных карт (приложение 1), которая регулярно в начале нового учебного года заполняются учреждением. Информационные карты предполагают ежегодное обновление информации по таким разделам, как общие сведения, организационно-правовые документы, управление учреждением, типы и виды реализуемых программ, их востребованность, участники образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители), материально – техническая база учреждения, информационно – методическое обеспечение, организация образовательного процесса, показатели работы учреждения за предыдущий год, состояние здоровья обучающихся, организация досуга обучающихся, организация детского самоуправления и нерешенные проблемы. Полученные на этой основе данные, позволяют  оценивать эффективность деятельности учреждения на разных уровнях, как по общим результатам, так и на основе анализа косвенных данных, таких, как информационно-методическая обеспеченность педагогического процесса, кадровая обеспеченность и т.д.

     Таким образом, администрация школы сможет осуществлять координирующую роль и роль информационного центра по проведению ЕГЭ на территории города.

    Решение проблемы качества образования  в  большой степени зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагируют школы на изменения внешней среды и насколько быстро проходит процесс сокращения существенного несоответствия между реальными и востребованными образовательными результатами.  Поэтому  мониторинг в образовании – объективная потребность развития образовательного пространства, охватывающего большие группы населения. Освоение мониторинга как нового вида деятельности руководителями разного уровня и формирование культуры работы с разнообразной информацией будут принципиально определять развитие их управленческой деятельности в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Деятельность руководителя очень специфична и по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство вообще рассматривается в теории как основное — атрибутивное для управленческой деятельности. Она поэтому обозначается понятием метадеятельности.

     По  своему содержанию деятельность руководителя представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.

     Целью деятельности руководителя является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем — социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разновидности — «технологическую» и «человеческую», ее составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй — понятием экспрессивного контура. Эта контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности.

      Управленческая деятельности во многом определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

      Основные  функциональные элементы управления в  педагогическом коллективе:

    - Целеполагание;

    - Планирование;

    - Организация;

    - Мотивация;

    - Контроль и анализ.

     Проблемные позиции, требующие решения на ближайшую перспективу в МОУ СОШ № 1:

     - внедрение современных образовательных  технологий в образовательный  процесс;

     - совершенствование системы мониторинга  (отслеживание) результатов образовательной  деятельности;

     - совершенствование организации научно-методической деятельности и работы предметных методических объединений;

     - развитие программ: «Здоровье», «Управление  качеством образования как управление  по результатам», «Информатизация образовательного процесса», «Одаренные дети»;

     - открыть на второй ступени  обучения классы с углублённым  изучением отдельных предметов;

     - разработка и внедрение новых элективных курсов на третьей ступени обучения.

     Проведенный анализ принятия решений позволяет  сделать следующие выводы:

    - высокий уровень централизации власти;

    - отсутствие делегирования полномочий;

    - предельная загрузка директора и его полная ответственность по всем вопросам;

    - номинальная ответственность подчиненных;

    - жесткая структура исполнителей.

        При решении проблем выбора  в сложных ситуациях приходится  преодолевать ряд существенных  трудностей:

    - многоаспектный характер оценок качества альтернатив решения;

    - трудности выявления всех аспектов сравнения альтернатив;

    - трудности сопоставления разнородных качеств альтернатив;

    - субъективный характер многих оценок качества альтернатив;

    - трудности получения полного списка альтернатив.

      Тем не менее, можно выделить ряд существенных недостатков:

    - превалирование в оперативном и тактическом управлении интуитивных решений;

Информация о работе Совершенствование управленческой деятельности в МОУ СОШ № 1