Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:12, курсовая работа
Понятие «стадий (форм и методов) государственного управления» обозначает осознанный способ воздействия управляющего субъекта на объект легитимными средствами. Оно характеризует определенный, сложившийся в реальной практике набор взаимосвязанных управленческих действий для достижения поставленных целей. Таким образом, целью данного курсового исследования является анализ стадий управленческой деятельности, выявление их природы и порядка взаимодействия.
Введение
Глава1 Понятие стадий управленческой деятельности
Глава2 Классификация стадий управленческой деятельности
2.1 Сбор, обработка и анализ информации
2.2 Прогнозирование как стадия управленческой деятельности
2.3 Разработка и принятие управленческих решений
2.4 Контроль выполнения принятых решений
Глава 3 Формы и методы, используемые в управленческом процессе
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Кафедра
политологии и гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Теория государственного управления"
ТЕМА:«СТАДИИ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
социально-экономического
Дата поступления
и регистрации на кафедре: _________________
МИНСК 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1 Понятие стадий управленческой деятельности…………...4
Глава2
Классификация стадий
управленческой деятельности………...............
2.1 Сбор, обработка и анализ информации………………………………………...8
2.2 Прогнозирование как стадия управленческой деятельности………………..10
2.3 Разработка и принятие управленческих решений……………………………12
2.4 Контроль выполнения принятых решений…………………………………...15
Глава 3
Формы и методы, используемые
в управленческом процессе…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………26
Введение
Всякая управленческая деятельность представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс. Он по своему содержанию складывается из необходимых, последовательно осуществляемых организационных действий, которые в теории принято называть стадиями.
Понятие «стадий (форм и методов) государственного управления» обозначает осознанный способ воздействия управляющего субъекта на объект легитимными средствами. Оно характеризует определенный, сложившийся в реальной практике набор взаимосвязанных управленческих действий для достижения поставленных целей.
Таким образом, целью данного курсового исследования является анализ стадий управленческой деятельности, выявление их природы и порядка взаимодействия.
Для достижения данной цели необходимо:
-
дать дефиницию стадиям
-
произвести классификацию
- раскрыть формы и методы, используемые в управленческом процессе, для того, чтобы показать, каким образом раскрывается сущность управленческой деятельности в теории государственного управления.
В связи с этим, объектом исследования является управленческий процесс.
Предметом исследования являются стадии управленческой деятельности.
Именно под этим углом зрения и будет рассмотрена предлагаемая к изучению тема курсовой работы.
Методологическим принципом изучения форм демократии в государственном управлении является принцип системного подхода. Кроме того, в работе применяются методы анализа и синтеза, классификации, аналогии. При написании работы предполагается использовать труды таких авторов, как Василевича Г.А., Доронина В.А., Кнорринга В.И., Коркунова Н.М., Ф. Шахмалова и др.
Глава 1. Понятие стадий управленческой деятельности
Процесс управления осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в юридической литературе, управленческий процесс – сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья – стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при принятии управленческого решения.
Ученые неодинаково подходят к определению стадий управленческого процесса. Так, например, Так, Ф. Шахмалов, отождествляя стадии управления с функциями, в качестве таковых выделяет выработку и принятие управленческого решения, организацию, регулирование, учет и контроль, которые следуют одна за другой, увязаны между собой структурно и функционально, находятся во взаимодействии, причем всякая предыдущая стадия есть необходимая предпосылка последующей [13, с. 30]. При этом он рассматривает их как применительно к общественному, глобальному циклу, так и к частным, отдельным циклам управления. Другие авторы, например, Н.М. Коркунов, называют в качестве стадий управления сбор информации, ее оценку, постановку проблемы, подготовку проекта решения, принятие решения, организацию, текущий контроль, регулирование, проверку исполнения и оценку результатов[8, с. 56].
Здесь следует отметить, что сбор и анализ информации, подготовка и принятие решения являются, по существу, основными стадиями каждого единичного управленческого цикла. Организация и контроль в отличие от них представляют самостоятельные управленческие циклы, образующие управленческий процесс в целом. Поэтому на стадии управленческого процесса, называемой организацией, может быть завершен самостоятельный управленческий цикл, включающий в себя анализ информации, принятие решения и другие действия, так как под организацией понимается формирование управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) [1, с. 25].
Из вышеизложенного видно, что принятие решения составляет ядро управленческой деятельности, основную часть управленческого цикла. Без выработки и принятия решений вообще невозможно управление в обществе. В них концентрированно выражаются цели и задачи управления, объединяются, согласуются и направляются усилия управляемых систем, т. е. осуществляется сознательно организованное воздействие на деятельность людей. По мнению В.Л. Иванова, этот процесс заключает в себе четыре фазы: зарождение проекта, предварительные переговоры («черновик» и выработка тактики), обсуждение проекта решения в процессе подготовки, конечный выбор — принятие решения [6, с. 5]. Н. Винер называет шесть этапов: постановка цели, сбор информации, анализ полученной информации, построение модели на ее основе, разработка вариантов решений и выбор оптимального варианта, корректировка решения в ходе его реализации [3, с. 54]. В.И. Кнорринг различает только три стадии: подготовку решения, принятие решения, оформление решения. Таким образом, одни авторы неоправданно упускают из виду стадию принятия решения, другие не выделяют в качестве самостоятельной стадии сбор и анализ информации.
В данной курсовой работе выделены следующие основные стадии управления:
1) сбор, обработку и анализ всей информации, необходимой для принятия управленческого решения;
2) прогнозирование необходимых (и возможных) действий по сохранению и преобразованию состояния управленческой ситуации;
3) разработка, принятие и организация исполнения принятых решений, имеющих нормативное выражение;
4) контроль выполнения решений.
Здесь следует заметить, что процедура принятия управленческого решения - один из угловых моментов государственного управления. Оно может быть коллегиальным или единоличным. Управленческое решение должно быть тщательно подготовлено, взвешены возможности его осуществления, просчитаны последствия, предусмотрено его обеспечение и, если необходимо, ответственность за выполнение, причем все эти компоненты, включая ответственных лиц или органы, должны быть конкретизированы.
Кроме того, управленческие процедуры зачастую тесно связаны с координацией управленческой (а если необходимо, то и иной) деятельности. Координация обеспечивает экономию ресурсов и средств, позволяет более эффективно выполнять соответствующие задачи. Поэтому, принимая решение, следует проанализировать возможности координации с другими вышестоящими, подчиненными и неподчиненными органами или должностными лицами.
Управленческая деятельность также связана с организационными, регистрационными, разрешительными или учетно-уведомительными формами работы. Органы государства проводят организационные мероприятия по обеспечению выборов в представительные органы (парламент, органы местного самоуправления). Они регистрируют политические партии (обычно это делают органы министерства юстиции, в том числе и в Республике Беларусь, а в Болгарии, Польше – городские суды столицы), частные предприятия, выдают лицензии (разрешения) на определенные виды деятельности, разрешают или не разрешают (например, в случае угрозы публичному порядку) массовые уличные демонстрации, обеспечивают проведение митингов и т.д. [10, с. 42].
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что органы государства, государственные учреждения, государственные служащие занимаются консультативной и информационной деятельностью. Она осуществляется в отношении нижестоящих органов, граждан, неподчиненных государственных учреждений, негосударственных организаций. Государственные служащие обязаны разъяснять гражданам законы, внимательно относительно к их нуждам, объяснять, почему конкретный орган или должностное лицо приняло именно такое решение по вопросу, касающемуся гражданина. Органы государства должны представлять информацию вышестоящим органам, а также средствам массовой информации. Информационные регулярные сообщения о ситуации в стране пребывания регулярно направляют в министерство иностранных дел дипломатические представители государства.
Сферой деятельности государственного управления являются учетные, аналитические, программные формы работы, а также отчетность. В некоторых государственных органах, их подразделениях учет имеет очень важное значение (например, в отделах районных военных комиссариатов, в паспортных столах в отделениях милиции). Аналитической работой занимаются все органы государственного управления, по крайней мере, когда представляют периодически годовые отчеты о своей работе. Прогнозы и программы служат для ориентации деятельности того или иного органа, выявлению перспектив, направлений работы. Наконец, все государственные органы и государственные служащие в разной мере и в разных формах используют процедуры контроля. Вышестоящие органы и должностные лица проверяют и контролируют деятельность нижестоящих, контролируют ситуацию на определенной территории, наблюдают за деятельностью неподчиненных и негосударственных организаций, действующих в сфере ответственности данного органа государственного управления.
Таким
образом, следует заметить, что понятие
«стадии управленческой деятельности»
имеет два основных значения. Во-первых,
им обозначается предстоящее действие.
Каждая управленческая стадия фактически
является действием в проекции, намерением
осуществить некое преобразование. Второе
значение понятия «управленческой стадии»
состоит в том, что она определяется как
процесс, содержащий постановку целей
и обоснование средств их осуществления,
организующий практическую деятельность
субъектов и объектов управления.
Глава 2. Классификация стадий управленческой деятельности
2.1. Сбор, обработка и анализ информации
В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Поскольку важным элементом информационного обеспечения управленческой деятельности является сбор и анализ данных о самом управленческом процессе, последовательности его этапов, соблюдении гарантий его участников то, как отмечает В.А. Доронин, «…создание информационной системы, обеспечивающей эффективность управления на всех стадиях, требует также учета особенностей информационного содержания норм различных отраслей права, входящих в структуру правового акта управления» [5, с. 201]. В то же время упорядочение правовой регламентации правотворчества в органах управления предполагает исследование специфики информационного механизма, проявляющейся при создании административно-правовых предписаний, выступающих в качестве элемента структуры нормативно-правовых актов управления. Значимость этой работы, несомненно, возрастает в условиях происходящими на современном этапе реформами системы управления, правовой реформы, изменения старых и создания новых организационных структур.