Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:12, курсовая работа
Понятие «стадий (форм и методов) государственного управления» обозначает осознанный способ воздействия управляющего субъекта на объект легитимными средствами. Оно характеризует определенный, сложившийся в реальной практике набор взаимосвязанных управленческих действий для достижения поставленных целей. Таким образом, целью данного курсового исследования является анализ стадий управленческой деятельности, выявление их природы и порядка взаимодействия.
Введение
Глава1 Понятие стадий управленческой деятельности
Глава2 Классификация стадий управленческой деятельности
2.1 Сбор, обработка и анализ информации
2.2 Прогнозирование как стадия управленческой деятельности
2.3 Разработка и принятие управленческих решений
2.4 Контроль выполнения принятых решений
Глава 3 Формы и методы, используемые в управленческом процессе
Заключение
Список использованных источников
По обязательности проведения контроль может быть обязательным и факультативным. В первом случае акт обязательно подвергается контролю, обычно предварительному. Факультативный контроль осуществляется только в случае заявленной инициативы управомоченного субъекта. Наиболее часто контроль бывает факультативным: проводится по требованию управомоченного органа или должностного лица либо же индивида, у которого возникли сомнения в конституционности акта.
По содержанию контроль бывает материальным или формальным. При формальном контроле проверяется соблюдение условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть, входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям основного закона.
Таки образом, контрольная деятельность в государственном управлении выражается в форме инспектирования, проверки соответствия деятельности должностных лиц законам, актам вышестоящих органов, путем проверки выполнения должностных обязанностей, соблюдения установленных стандартов, правил противопожарной, противоэпидемической и т.д. безопасности. Контрольной деятельностью занимаются в ряде стран прокуратура (проверка соблюдения законности), конституционные суды и советы (конституционный контроль), специальные органы (в Республике Беларусь – Комитет государственного контроля, контрольные палаты или управления в Польше, Чехии, Словакии), генеральные контролеры, генеральные ревизоры, омбудсманы с подчиненным им аппаратом. Контрольные органы, как правило, не могут давать каких-то обязательных указаний, распоряжений. Они устанавливают факты, часто составляют акт о нарушениях и обращаются к парламенту, правительству, к вышестоящим (по отношению к проверяемому объекту) органам, при обнаружении грубых нарушений могут возбудить дело в суде.
Таким
образом, стадии управленческой деятельности
отражают особенное содержание отдельных
воздействий, обусловленное разнообразием
многих взаимодействующих в управлении
компонентов. Именно взаимодействие всех
вышерассмотренных стадий формирует процесс
управленческой деятельности.
Глава 3. Формы и методы, используемые в управленческом процессе
На стадиях управленческой деятельности активно используются определенные методы.
В современной научной литературе обычно принято различать экономические, административные и идеологические методы управленческого процесса. В их рамках существует множество частных методов или приемов. Экономические способы состоят в создании государством таких условий, чтобы управляемому объекту было выгодно действовать так, как этого желает государство. Например, государство снижает налоги на производство детских товаров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные стипендии для студентов-отличников, заботясь о качестве подготовки кадров.
Административные способы – это команды государства (требования, запреты и т.д.), обязывающие поступать определенным образом. Они могут быть экономически выгодны государству, а могут быть необходимы по другим причинам (например, производство дорогостоящей техники для обороны страны). Идеологические способы – это государственное воздействие на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны государства (например, шариат объявлен во многих мусульманских странах нормой жизни людей, на коробках с сигаретами от имени государства – Министерства здравоохранения есть надпись, предупреждающая о том, что курение опасно для здоровья).
С точки зрения особенностей волеизъявления государства, его органов различают методы стимулирования (поощрения), дозволения, охраны, требования, запрета, ответственности, репрессии и др [4, с. 15].
Стимулирование широко применяется в государственном управлении. Оно используется для ориентации поведения и деятельности участников общественных отношений (граждан, юридических лиц, органов государства и т.д.) в таком направлении, которое государство считает необходимым. Это одна из форм «мягкого» государственного руководства. Так, путем установления льгот стимулирования объединение людей в кооперативы любого уровня (это повышает производительность труда, обеспеченность населения товарами, да и государственным органам удобнее иметь дело с организациями, чем с распыленными мелкими хозяйствами). С целью притока иностранных капиталовложений государство иногда на несколько лет освобождает иностранные предприятия от уплаты налогов или снижает их. Формой стимулирования являются государственные награды, премии, присвоение почетных званий за успехи в труде.
В сфере международных отношений государство может стимулировать создание разного рода объединений, поддерживать соотечественников за границей и т.д.
В отличие от стимулирования, которое выражает прямую заинтересованность государства, метод дозволения в определенной мере характеризует нейтральную позицию государственной власти по отношению к тем или иным общественным явлениям, процессам, видам деятельности. Государство не поощряет те или иные виды деятельности, но и не запрещает их – граждане, юридические лица сами решают, воспользоваться ли предоставляемыми возможностями. Метод дозволения используется при регулировании основных прав и свобод личности. Общественные объединения создаются свободно, никакого разрешения или предварительного уведомления государственных органов при этом не требуется. Свобода слова, проведение собраний в закрытых помещениях также осуществляется явочным порядком. Демократическое государство допускает плюрализм, различные виды массовой культуры, свободу предпринимательской деятельности и т.д. Проявлением дозволения в сфере международных отношений является, например, применение консенсуса на международных конференциях: государство не голосует за то или иное предложение, но и не возражает против его принятия [9, с. 17].
Метод охраны используется прежде всего для обеспечения стабильности существующих общественных отношений, сложившегося правового порядка (в том числе и на международной арене). Охранительная деятельность государства осуществляется специализированным аппаратом (полиция, суды, прокуратура и др.) и его другими органами, выполняющими эту задачу попутною Для защиты государства от агрессии создается армия, для защиты от внутренних угроз – внутренние войска. Границы охраняют пограничные войска, охраной международного мира занимаются международные организации государств – универсальные (ООН) и региональные (например, Организация африканского единства). Иногда они направляют в районы международных, межнациональных конфликтов миротворческие вооруженные силы (обычно без права применять оружие) [4, с. 19].
Требование должного поведения выражает активную заинтересованность государства в определенных действиях со стороны физических и юридических лиц, государственных служащих, учреждений, организаций, коллективов, в развитии общественных отношений в таком направлении, которое оно считает необходимым. В данном случае воля государства проявляется более отчетливо и в жестких формах. Данный метод прежде всего возлагает на участников отношений обязанности от имени государства. Он используется в конституционном, административном, налоговом, других отраслях права. В административном праве требуется регистрация общественной организации в соответствующем органе (обычно в Министерстве юстиции) для получения прав юридического лица. В гражданском праве можно потребовать возмещения ущерба при несоблюдении договора другой стороной и т.д. Метод требований широко применяется в повседневной деятельности органов охраны общественного порядка, в деятельности государственных служащих других органов (например, представить декларацию о доходах, представить документ о высшем образовании для поступления в аспирантуру и т.д.), в международных отношениях. Объявление посла другого государства персоной нон грата (нежелательным лицом) равносильно требованию срочно покинуть страну пребывания. Требования одного государства часто предъявляются другому в дипломатических нотах (например, применять меры по предотвращению пограничных инцидентов), международной организацией к ее членам (например, резолюции Совета безопасности ООН с требованием к Ирану прекратить агрессию против Кувейта).
Запреты – действенная форма отрицательного отношения государства к тем или иным явлениям, поступкам, поведению. В форме запретов государство исключает вредную, нежелательную для него, общества, человека деятельность. В конституционном праве запрещена пропаганда религиозной нетерпимости, в административном – несанкционированные демонстрации, мешающие прохожим и движению транспорта, в уголовном – посягательства на жизнь человека, в земельном – изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель, в гражданском – торговля частных лиц ядами или оружием. Широко используются запреты в международном праве. Имеется много международных соглашений, которые запрещают агрессивную войну, работорговлю, апартеид и т.д. В повседневной жизни человеку приходится встречаться с множеством запретов и морального характера, и установленных государством, его органами, служащими (например, не курить в общественных местах, соблюдать тишину в библиотеке).
Метод установления ответственности – это прежде всего предостережение государства о вредных последствиях, которые могут последовать для лица, организации, иного субъекта, другого государства (в сфере международных отношений) при несоблюдении требований) или запретов государственных органов, должностных лиц, а также санкции. Юридическая ответственность предусмотрена многими правовыми актами и имеет разные формы: ограничение свободы правонарушителя, роспуск общественного объединения, систематически нарушающего свой устав, уплата пени или штрафов при просрочке платежа и т.д. Свои виды ответственности присущи международным отношениям, например, досрочное аннулирование международного договора при систематическом нарушении его другой стороной, высылка дипломата из страны пребывания за нарушение ее законов.
Метод контроля и надзора состоит в оценке (с точки зрения законности, целесообразности и т.д.) каких-либо управленческих действий (включая издание правовых актов). Он осуществляется по отношению к подчиненным органам и должностным лицам (это право и обязанность вышестоящих инстанций) либо постоянно, либо эпизодически путем требований о представлении отчетов, сведений, других данных, проверок для инспектирования. При обнаружении упущений чаще всего в этом случае возможна дисциплинарная ответственность по подчиненности (при совершении преступления – уголовная ответственность, при причинении материального ущерба – гражданско-правовая). По отношению к неподчиненным объектам контроль чаще всего осуществляется органами межведомственного, функционального контроля (например, противопожарный надзор) эпизодически, путем периодических проверок и при обнаружении недочетов влечет за собой административную ответственность (в зависимости от тяжести и характера правонарушений возможны другие формы ответственности). Контролирующий орган и должностное лицо, как сказано выше, может проверять деятельность подконтрольного объекта не только с точки зрения соблюдения законов и предписаний вышестоящих органов, но и с позиций целесообразности, т.е. хозяйственности, экономической и иной результативности действий объекта, оценивать насколько удачны они были в сложившейся конкретной обстановке.
Наконец, любое государство применяет репрессии, наказания. Метод репрессии тесно связан с ответственностью, но установление ответственности – это прежде всего предостережение, а репрессии – это фактическое применение насилия, принуждение, лишение каких-то благ с целью покарать определенное физическое или юридическое лицо, объединение и т.д. За совершение преступления человек может быть заключен в тюрьму. Незаконная демонстрация может быть рассеяна с применением технических средств, а ее организаторы задержаны и оштрафованы. Возможны штраф и конфискация доходов, с которых не уплачены налоги. По решению суда лицо может быть лишено родительских прав. Имущественные санкции (мягкая форма ответственности) применяются в гражданско-правовых отношениях (например, уплата пени за просрочку расчетов, неустойки за неисполнение договора и т.д.).
Используя те или иные методы государственного управления, органы государства, должностные лица применяют разные способы административного воздействия. К их числу относятся: конкретные (адресные) задания, назначение или освобождение от должности, регистрация определенных действий, установление стандартов и квот, учет и статистика, оформление государственных заказов, распоряжение объектами государственной собственности, образование, реорганизация или ликвидация подведомственных объектов, приостановление или отмена правовых актов подведомственных органов и должностных лиц, технические операции и т.д.
В
реальной жизни, практике государственного
управления, охарактеризованные методы
и технологии используются в различных
комбинациях. Приоритетность определенного
метода для данной государственной системы
не отменяет общего принципа – комплексного
использования различных методов в управленческой
государственной деятельности на любой
из его стадий.
Заключение
Таким образом, обособленная часть процесса решения управленческих задач, в рамках которой совершаются определенные процедуры, т.е. обязательный порядок последовательных действий именуется стадиями управленческой деятельности. По своей сущности управленческий процесс проходит следующие стадии:
- сбор, обработка и анализ информации
- прогнозирование
- разработка и принятие управленческих решений
- контроль выполнения принятых решений
Каждая стадия выполняет свою роль в управленческом процессе. Так, например, обеспечение достаточной по объему и качественной информацией предохраняет субъекты управления от существенных ошибок. Поэтому переработка информации включает не просто сбор данных, но и грамотное использование аналитических моделей: структурной, динамической, типологической, факторной, социально-технологической. Это еще раз подтверждает необходимость системного подхода при подготовке и принятии руководящих решений.
Смысл стадии прогнозирования в управленческой деятельности состоит в том, что оно является решающим фактором перехода от стратегии «пассивного реагирования» на изменяющиеся внешние условия к стратегии «активного управления» этими изменениями и своевременной подготовки к ним.
Разработка и принятие управленческого решения имеет два основных значения. Во-первых, им обозначается предстоящее действие. Всякое решение фактически является действием в проекции, намерением осуществить некое преобразование. Второе значение понятия «управленческое решение» состоит в том, что процесс нахождения ответа на данную задачу осуществляется посредством выбора одной из возможных альтернатив действия в проблемной ситуации. Управленческое решение, определяется как социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и оценки, принятый в установленном порядке, имеющий директивное общеобязательное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления.