Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:12, курсовая работа
Понятие «стадий (форм и методов) государственного управления» обозначает осознанный способ воздействия управляющего субъекта на объект легитимными средствами. Оно характеризует определенный, сложившийся в реальной практике набор взаимосвязанных управленческих действий для достижения поставленных целей. Таким образом, целью данного курсового исследования является анализ стадий управленческой деятельности, выявление их природы и порядка взаимодействия.
Введение
Глава1 Понятие стадий управленческой деятельности
Глава2 Классификация стадий управленческой деятельности
2.1 Сбор, обработка и анализ информации
2.2 Прогнозирование как стадия управленческой деятельности
2.3 Разработка и принятие управленческих решений
2.4 Контроль выполнения принятых решений
Глава 3 Формы и методы, используемые в управленческом процессе
Заключение
Список использованных источников
В деятельности государственных органов, передача информации является непременным и первостепенным фактором их нормального функционирования. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений.
Недостоверная либо недостаточно полная информация может приводить к принятию ошибочных и неэффективных решений. Однако не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации, поскольку возникает проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного управленческого решения.
Целесообразным при получении и обработке информации о ситуации принятие решений является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации. Естественно, что такой аналитический материал должен готовиться специалистами, обладающими достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия решений.
Таким образом, на данной стадии управленческой
деятельности происходит процесс накопления
и обработка информационных данных, материалов,
необходимых для дальнейшего принятия
управленческого решения. Именно от эффективности
сбора информации, ее полноты и достоверности
зависит успех и самого проецируемого
управленческого решения.
2.2.
Прогнозирование как
стадия управленческой
деятельности
Прогнозирование играет в государственном управлении важную роль, поскольку без него невозможно предвидеть последствия принятия того или иного управленческого решения.
Объем и содержание стадии прогнозирования необходимых (возможных) действий определяются, с одной стороны, тем, какова управленческая ситуация, в чем ее состояние и смысл, а с другой - каких решений она требует.
На этой стадии необходимо учитывать ограничивающие условия и факторы, наличные и возможные материальные и финансовые ресурсы и пределы действий, установленные законодательством, время, отведенное на решение данной управленческой ситуации, человеческий потенциал и многое другое. Найти (выбрать) оптимальный вариант решения - вот смысл данной стадии [11, с. 44].
Необходимость в прогнозировании вытекает из самой природы государственного управления, так как оно должно решать как повседневные задачи, так и перспективные проблемы. Прогнозирование, как отмечает А.Ю. Тихомиров «это научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих субъекту и объекту управления»[12, с. 165]. Прогнозирование обусловлено также характером объекта управления, который отличается значительной динамичностью.Нельзя осуществлять управленческие действия без знания их последствий. Поэтому управленческая система должна быть прогнозируемой. Государственное управление призвано решать долгосрочные, перспективные задачи. Если органы исполнительной власти не будут иметь прогнозов, решение этих задач будет осуществляться в условиях соответствующей неопределенности. В управленческом процессе прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как стадия управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи.
Действительно, важность прогнозирования в управленческой деятельности трудно переоценить. Оно выступает одной из основных и наиболее специфических прерогатив и функций руководителя. В теории управления существует два основных подхода к трактовке стадии прогнозирования: она либо выделяется как самостоятельная, либо рассматривается в качестве одного из основных этапов реализации другой управленческой стадии - планирования. Первая трактовка более адекватна. Дело в том, что и по своей роли в управлении, и по своеобразию содержания, и по наличию особых форм и методов реализации прогнозирование очень специфично, играет важную самостоятельную роль в управлении. Оно должно быть поэтому понято в качестве одной из важнейших его стадий. Прогнозирование максимально значимо и развертывается наиболее интенсивно при определении целей управленческого решения и в особенности при переходе от цели к этапу разработки планов деятельности организации. Тем самым оно выполняет роль связующего звена между стадиями целеобразования и планирования.
Смысл стадии прогнозирования в управленческой
деятельности, как отмечает Н.Винер, «состоит
в том, что оно является решающим фактором
перехода от стратегии «пассивного реагирования»
на изменяющиеся внешние условия к стратегии
«активного управления» этими изменениями
и своевременной подготовки к ним» [3, с.
56].
2.3. Разработка и принятие управленческих решений
Процесс разработки управленческих решений - один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всего управленческого процесса. При принятии многих управленческих решений можно столкнуться с непредсказуемостью результата, на который оказывает влияние множество различных факторов: как внутренних, так и внешних. Непредсказуемость результатов тем выше, чем ниже уровень профессионализма управленца (недостаточные знания в сфере управления персоналом, недостаточность навыков использования методов социально-психологического воздействия, технологии разработки и принятия управленческих решений).
Процесс принятия решений представляет собой основу государственного управления, наглядно демонстрирующий не только назначение, но и специфику данного типа урегулирования общественных отношений. Принимаемые на данном уровне решения как бы соединяют прошлое, настоящее и будущее в развитии государственности, обеспечивая тем самым непрерывность управленческого процесса.
Как известно, процесс принятия не только государственных, но и решений как таковых исследуется в науке с точек зрения нормативной и поведенческой теорий. Первая из них трактует его как процесс рационального выбора управленческих целей в сложных ситуациях. Для решения этой задачи предлагается использовать различные математические модели, исследование операций и другие рационально-логические средства.
Другой подход рассматривает этот процесс как форму специфического взаимодействия людей, которую невозможно объяснить и описать сугубо рациональными и количественными методами. Прежде всего, это связано с особенностями человеческого поведения, поскольку цели, которые люди ставят перед собой, слишком сложны, чтобы можно было свести их к количественным показателям. А возможных альтернатив решения проблемы значительно больше, чем известны субъекту или которые можно включить в рассмотрение. Таким образом, главный акцент здесь делается на разнообразное - в том числе и качественное - описание факторов, влияющих на принятие решений в конкретной ситуации и соответствующего поведения субъекта[13, с. 35].
Как представляется, с практической точки зрения, целесообразно применять комплексный подход, использующий не только методику качественного описания ситуации, но и средства количественного анализа (особенно применительно к изучению отдельных, прежде всего структурированных фаз и состояний процесса принятия решений). Только так можно наиболее полно охарактеризовать как универсальные, так к специфические черты процесса формирования и реализации государственных целей. Ведь обладая рядом существенных черт, роднящих его с аналогичными процессами менеджмента в частном секторе, принятие государственных решений тем не менее обладает весьма специфическими характеристиками. Эти свойства, прежде всего, раскрывают механизм принятия решений как центральную составляющую обширного процесса формирования политики государства. А это, в свою очередь, подразумевает учет влияния различных участвующих в нем субъектов, задействованных ценностей, применяемых технологий и процедур осуществления общесоциальных целей и т.д. При этом нельзя забывать, что государственные органы решают самые разнородные задачи: от выработки политического курса до реагирования на обращение частного лица.
Таким образом, в принятии государственных решений сходятся сразу несколько логик и мотиваций выдвижения (и реализации) целей. Причем, с одной стороны, они складываются, под специфическим влиянием целого спектра норм и воззрений, стимулирующих, но одновременно и ограничивающих постановку и способы решения социальных проблем: характерных для данного общества социокультурных традиций, ценностей правящего режима, норм действующего законодательства, стереотипов административной среды и т.д. С другой стороны, - под существенным воздействием двойственной структуры государственных органов (центр- местность), а также интересов отдельных отраслей, ведомств, организаций, групп давления и даже отдельных лиц, задействованных в принятии соответствующих решений [5, с. 173].
Наиболее существенное влияние на процесс выработки и реализации решений оказывает природа и строение самого государства. Соответствуя наиболее существенным формам организации человеческого сообщества, государство выступает одновременно и как субъект политического руководства обществом, и в качестве органа макроэкономического регулирования и управления социумом, и в форме специфической административной структуры.
Таким
образом, государственная политика формируется
одновременно как бы на трех уровнях: политическом,
макроэкономическом и административном.
При этом каждый из них обладает своими
особенностями, касающимися и участвующих
в этих процессах субъектов, и применяемых
способов урегулирования ситуации, и характера
реагирования на конфликты, и критериев
успеха и неудач в осуществлении решений,
и других черт, носящих не только технологический
(относящийся, например, к использованию
тех или иных процедур и проч.), но и сущностный
характер.
2.4.
Контроль выполнения
принятых решений
Контроль как стадия управленческой деятельности необходим для постоянной проверки результатов любой работы с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность. Выступая в качестве одного из эффективных инструментов повышения уровня всей организаторской работы, контроль является одновременно и методом воспитания кадров, средством обеспечения дисциплины в процессе выполнения управленческой деятельности. Как стадия управления, он представляет собой наблюдение и проверку соответствия процесса функционирования системы принятым законам, планам, стандартам, правилам, приказам и т. п. В процессе контроля выявляются результаты управленческих воздействий, допущенные отклонения от принципов организации и регулирования, в том числе и правового.
Контроль - своеобразная форма обратной связи, позволяющая устанавливать, насколько точно реализуются заданные субъектом управления параметры функционирования системы.
Следовательно, контроль, по мнению В.И. Кнорринга служит двум основным целям.
Во-первых, он позволяет направлять всякую деятельность на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фактического состояния дел, степени реальности осуществления принятых решений.
Во-вторых, он дает возможность совершенствования деятельности путем своевременного обнаружения и устранения возникших отклонений и их причин [7, с. 178].
Контроль обладает особой целенаправленностью, которая находит отражение в решаемых с его помощью управленческих задачах. Ими являются: неуклонное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и иных объектов управления; своевременное и качественное выполнение управленческих решений; повышение исполнительской дисциплины, ответственности за порученное дело; быстрое устранение вскрытых в процессе контроля недостатков; оказание соответствующей помощи подчиненным аппаратам и сотрудникам, повышение деловитости и оперативности, сокращение бумажного потока, преодоление кабинетного стиля работы, тяги к многочисленным заседаниям и совещаниям. К числу задач контроля также относятся: выявление передового опыта с внедрением его в практику, осуществление правильного подбора и расстановки кадров, своевременное предупреждение их от ошибок в работе.
Контроль, представляя собой сбор и обработку информации о функционировании системы или отдельных ее элементов, однако, не ограничивается фиксацией достигнутых результатов. Он обязательно дополняется управленческим воздействием, направленным на устранение выявленных недостатков. Контроль осуществляется всеми субъектами управления, но его объем, формы и методы дифференцируются с учетом уровня соответствующего органа управления, предмета ведения и компетенции.
В государственном управлении существуют различные виды контроля.
По времени осуществления контроль может быть предварительным и последующим. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу (закон - до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом). Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере, официально опубликованные, акты.
По месту осуществления контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль проводится самим органом, который издаёт акт, внешний - иным органом.
С точки зрения правовых последствий контроль может быть консультативным и постановляющим. Решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой - юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: если оно объявляет акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу.