Целепологание в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:00, контрольная работа

Краткое описание

Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Оглавление

1. Сущность и функции целеполагания 2
2. Миссия организации 6
3. Категория «цель» и её значение в управлении. 10
4. Классификация целей. 13
5. Общие правила постановки и требования к формулированию целей. 17
6. Условия достижения целей 21
Список литературы: 24

Файлы: 1 файл

2011_Целепологание в управленческой деятельности.docx

— 48.62 Кб (Скачать)

Тема: Целепологание в управленческой деятельности 

     1. Сущность и функции  целеполагания 2

     2. Миссия организации 6

     3. Категория «цель»  и её значение  в управлении. 10

     4. Классификация целей. 13

     5. Общие правила  постановки и требования  к формулированию  целей. 17

     6. Условия достижения  целей 21

     Список  литературы: 24 

 

1. Сущность и функции целеполагания 

     Целеполагание — один из важнейших компонентов  управленческой деятельности, а также  общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как  формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

     Вместе  с тем трактовка этой функции  в теории управления неоднозначна. С одной стороны, признается ее не просто «очень важная», но и определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации — главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств. С другой стороны, функция целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции — планирования. Другая трактовка целеполагания состоит в том, что оно рассматривается только как исходная стадия всего управленческого цикла и как бы «предшествует» ему; оно поэтому выносится за пределы системы управленческих функций. Это частично справедливо, но лишь в том смысле, что подчеркивает определяющую роль целеполагания в управлении; то, что целеполагание как бы стоит «вне и выше» всех иных функций.

     Вместе  с тем и по своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя. Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам. Во-первых, определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новый целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей. При этом целеполагание выступает не первым этапом управления, а в известном смысле является следствием иных управленческих функций.

     Во-вторых, специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в весь процесс организационного функционирования. Далее, по своему содержанию функция целеполагания — это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям. Наконец, иногда функция це-лепогалания используется в качестве основы для организации всего управления, его своеобразного механизма — в методе «управления по целям» (management by objectives — МВО).

     В теории управления общая характеристика цели дается на основе одного из главных положений системного подхода, согласно которому она понимается в качестве системообразующего фактора организаций. Это означает, что именно цель определяет общую направленность деятельности организации, ее состав (как подразделений, так и персонала) и структуру, регулирует характер существующих в организации взаимосвязей между ее компонентами, а также интегрирует их в согласованную систему. Кроме того, она выступает и основой для критериев выработки наиболее важных, стратегических решений в организации, определяет содержание планирования. Характер целей значимо влияет и на общий имидж организации. Цель оказывает существенное влияние на деятельность организации, поскольку определяет главные приоритеты ее функционирования.

     Реализация  функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели организации, выступающей основой для всей  ее  деятельности.   Для  определения   этой   наиболее  общей цели используются понятия «философия компании», «политика фирмы» и чаще всего «миссия организации». Миссия детализирует статус организации, декларирует ее главные задачи и определяет общие направления ее деятельности и руководства ею. Роль миссии поэтому очень велика, особенно в условиях свободной рыночной экономики, когда хозяйствующие субъекты ставятся перед необходимостью самостоятельного ее выбора. Наоборот, при централизованном управлении цели и задачи организаций жестко устанавливались, диктовались сверху — через систему основных плановых заданий. Собственно говоря, само отсутствие свободы в выборе миссии и явилось одной из важных причин неэффективности прежней системы управления в нашей стране, обусловившей ее распад. Наличие у организаций такой свободы является залогом эффективности экономики в целом и ее жизнеспособности.

     В науке управления отсутствуют однозначные  «рецепты» определения миссии организации, хотя выполнение одного, наиболее общего правила считается обязательным. Оно состоит в том, что в качестве миссии организации не должно формулироваться получение ею прибыли, хотя, безусловно, именно она составляет необходимый компонент ее целей, задач бизнеса как такового. Миссия должна включать формулировку более общих и широких, социально значимых целей. Прибыль представляет собой внутреннюю проблему организации. Но поскольку любая организация, особенно крупная, является социальной и открытой системой, она сможет выжить, если будет удовлетворять какую-либо потребность, находящуюся вне ее.

     Хрестоматийной  в этом отношении является, например, формулировка миссии компании «Форд». Сохраняя за прибылью ведущую роль в обеспечении жизнеспособности компании, ее представители тем не менее формулируют миссию как «предоставление людям дешевого транспорта». В этой лаконичной формулировке содержатся все необходимые черты правильно сформулированной миссии: ориентация на потребителя, определение сферы деятельности, направленность на широкие социальные цели. Кроме того, миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы; наоборот, они сами должны определяться миссией.

     Итак, миссия организации является своеобразным фундаментом для последующей  реализации функции целеполагания  — для формулировки основных целей и задач организации. Поскольку конкретная работа организации характеризуется многообразием целей различного типа, необходимо определить эти типы и дать их классификацию.

 

2. Миссия организации 

      Миссия  описывает продукты, услуги, рынки  действия фирмы и применяемые технологии, тем самым, отражая ценности и приоритеты тех, кто принимает стратегические решения. При всей правильности формулировки, реальность такова, что "чувство собственности" наемного персонала фирм СНГ еще находится в начальной стадии, и он не привык открыто обсуждать ценности и приоритеты своей фирмы, класть их на бумагу, и тем более отождествлять свои интересы и ценности с интересами фирмы. Существует также одна неприятная истина. Если верхнее руководство не "дозрело" до идеи стратегического планирования, не нужно начинать разговоры о миссии организации.

     Независимо  от задач и масштабов организации  эффективное управление обладает следующими характерными чертами:

  • существование общих целей организации (миссии);
  • существование более конкретных целей, подчиненных достижению общей цели организации (вплоть до целей отдельных людей);
  • правильный выбор подходящих единиц измерения приближения к конкретным целям (обычно это требуемое время или эффективность использования ресурсов);
  • определение контрольных цифр или норм деятельности в выбранных единицах (например, максимальное количество человеко-часов для выполнения работы);
  • сравнение информации об управляемых процессах с контрольными цифрами или нормами;
  • оценка и выбор по результатам сравнения подходящих управляющих действий, а затем их выполнение;
  • контроль результатов управляющих действий. Оценка их эффективности и возможностей достижения целей;
  • существование этапа пересмотра целей, единиц измерения, норм и т.д.

     успех работы организации в рыночной экономике  в первую очередь зависит от правильно выбранной миссии, т.е. от ее главной цели.

     Любое предприятие является открытой системой, поэтому оно может существовать только в том случае, если будет  удовлетворять какую-либо потребность во внешней среде. Для выбора миссии предприятия необходимо четко представлять круг своих клиентов и их потребности, которые предприятие берется удовлетворять. Например, Генри Форд сформулировал миссию своего завода, как «предоставление людям дешевого транспорта». Миссия компании «Бюргер Кинг» – предоставление людям недорогой, быстро приготовленной пищи.

     В широком смысле миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Философия организации обычно действует продолжительное время и редко меняется.

     Многие  японские компании имеют свои гимны, девизы, которые представляют наиболее яркое, образное и емкое выражение смысла существования организации. Ее идеалов, миссии, принципов управления, т.е. ее философии.

     Коносоке Мацусита (руководитель компании «Мацусита дэнки санге») придавал первостепенное значение идеалам управления, которые должны проистекать из правильных, справедливых взглядов на человеческую жизнь, общество, государство, мир, природу. Например, управленческая концепция компании «Тойота цусе корпорейшн» выглядит следующим образом:

  1. Вести открытый и честный бизнес по всему миру.
  2. Способствовать развитию общества в качестве хорошего сотрудника корпорации.
  3. Опираясь на индивидуальное творчество, предлагать товары и услуги, представляющие высокую ценность.
  4. С уважением относиться к людям и создавать конструктивную и вдохновляющую рабочую атмосферу.

     Известны  лозунги фирм, в которых также  воплощены их идеалы: «Мы – любим  людей и землю» (Санье электрик); «Гуманная электроника – технология на службе человечеству» («Мацусита электрик»); «Открываем будущее графической информатики» («Норицу коки»); «Технологию на службу человеку» («Ямадзаки Мазак»).

     В узком смысле миссия рассматривается как сформулированное утверждение причины существования организации, смысла ее существования, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Миссия определяет статус фирмы, дает направления для формулировки путей ее развития на различных уровнях, конкретизирует масштабы деятельности фирмы, вид продукции, тип рынка.

     На  выработку миссии влияет целый ряд  факторов:

  • История организации, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке;
  • Существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
  • Состояние внешней среды фирмы;
  • Ресурсы организации и отличительные особенности, которыми обладает организация.

     Наиболее  универсальной миссией для любого предприятия является как можно  более долгая его жизнедеятельность  на рынке. Такая миссия обусловливает как развитие производства, так и его ориентацию на потребности людей.

     Миссия  должна быть выражена в простых определениях и в удобной для восприятия форме, письменно изложена, широко известна персоналу предприятия.

     Общая цель организации обеспечивает достижение единства усилий всех работающих. При  отсутствии общей цели руководители всех уровней управления и исполнители  будут принимать решения и действовать на основе различных, несовместимых, нередко конфликтных собственных представлений о целях организации.

 

     

3. Категория «цель»  и её значение  в управлении. 

     «Цель»  — одна из самых сложных и вместе с тем древнейших категорий. Она в той или иной форме присутствует в сознании человека, осуществляющего любой вид деятельности, и переносится им на многие естественные (природные) и искусственные системы. Говорят о цели, или целевом назначении, окружающих предметов (стул сделан для того, чтобы сидеть, нож — чтобы им резать), технических систем (радиоприемник создан для того, чтобы принимать радиопередачи, промышленный робот — чтобы заменить человека при выполнении технологических операций), экономических систем (завод построен для того, чтобы производить определенную продукцию) и т. д.

     Большое значение имеет цель в управлении и организационно-практической деятельности по подготовке и реализации принятого  решения. Правильно понятая и  осознанная цель дисциплинирует и стимулирует  коллектив. Целеустремленность коллектива — важный фактор повышения производительности труда.

     Цель  управления — желаемое, возможное  и необходимое состояние производства как управляемой социально-экономической  системы, которое должно быть достигнуто.

Информация о работе Целепологание в управленческой деятельности