Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:00, контрольная работа
Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.
1. Сущность и функции целеполагания 2
2. Миссия организации 6
3. Категория «цель» и её значение в управлении. 10
4. Классификация целей. 13
5. Общие правила постановки и требования к формулированию целей. 17
6. Условия достижения целей 21
Список литературы: 24
Цели управления классифицируются как:
Непосредственные цели имеют подчиненное значение по отношению к перспективным целям управления, частные — по отношению к общим, промежуточные — к конечным.
Цель управления — заранее определенный результат (состояние хозяйственного объекта), на достижение которого направлены средства и методы регулирования экономики. По своему содержанию она является идеальным, мысленно представляемым итогом устремлений, побуждающим социально-экономическую деятельность.
В зависимости от реализуемости бывают такие цели управления:
Цель управления является направляющим фактором деятельности руководителя и должна удовлетворять ряду требований. Она должна быть:
Цель может играть различную роль в процессе управления. В зависимости от ее значения можно выделить несколько типов процесса управления. Вот основные из них:
На
практике все типы процессов управления
встречаются в сочетании, с преобладанием
одного из них. В настоящее время
большое значение имеет сочетание
целевого и программного управления.
Оно получило название программно-целевого
управления.
4.
Классификация целей.
Цель
предприятия - это желаемое состояние,
которого можно достичь
В стратегическом управлении выделяют три типа целей, которые должны быть согласованы в рамках процесса планирования. Б теории управления их принято называть целями "стратегического треугольника".
Это:
Цели "стратегического треугольника" - это цели верхнего уровня, относительно которых строится иерархическая система целей по подразделениям фирмы.
Существуют три основные характеристики, которые определяют как саму цель, так и те усилия, которые требуются от работника по ее достижению: сложность, специфика и приемлемость.
1.
Сложность цели отражает
2.
Специфика цели отражает
Целью предприятия на рынке стало достижение определенной рыночной доли, в отличие от прежней цели - выполнение плана. Понимание, что такое доля рынка, как ее определять и как влиять на нее, у многих предприятий отсутствует до сих пор. Для достижения этих целей необходимо новое знание и его структурная поддержка. Для этого вводятся маркетинговые структуры.
3.
Приемлемость цели отражает
При определении целей необходимо принимать во внимание следующие базовые требования:
5.
Общие правила постановки
и требования к формулированию
целей.
Общие требования к процессу целеполагания состоят в том, что цели должны:
• содержать сроки их выполнения;
• быть краткими;
• призывать к превышению стандартов;
• быть реалистичными;
• быть приемлемыми.
Отметим также ключевые принципы постановки и использования целей. Это – обсуждение целей, определение приоритетов, обеспечение регулярной обратной связи, связь целей с системой поощрения.
Среди целей определяющими являются конечные цели всего общества, цели всей социальной системы. Они постоянные, не меняются коренным образом до тех пор, пока существует социальная система. По срокам достижения цели бывают: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные; по охвату –глобальные, межгосударственные, государственные, региональные, межотраслевые, муниципальные, личностные и т. п. По значению цели могут предусматривать глубокие преобразования, серьезные или частичные изменения, усовершенствование, введение локальных инноваций. По времени действия цели различаются как постоянные и временные.
Особое место в системе целеполагания занимают стратегические цели системы, которые отражают ее долгосрочные и глобальные интересы, а потому являются генеральными и определяющими для всех остальных. Стратегическое целеполагание сегодня – основная функция управления, которое должно быть воспринято всеми субъектами управления как категорический императив: другого выхода из кризисного состояния нет.
Генеральная цель сложной социальной системы обычно является стратегической. Цели разделяются на главную цель, подцели второго уровня, третьего уровня, цели отдельных структур управления и т. п. Иначе говоря, в процессе целеполагания происходит рассеивание целей, что порождает проблему их собираемости вокруг главных, в противном случае может нарастать неуправляемость объекта. Поэтому в отечественной и западной науке существует несколько научных и управленческих школ, которые разрабатывают технологии целеполагания, рассеивания целей по уровням управления и структурным подразделениям, постановки целей-задач и собирания их вокруг генеральной цели. К их числу можно отнести финскую школу «управление по результатам», школу Г.П. Щедровицкого (Синтез знаний: программы и методы), школу консультантов по управлению, которую возглавляет профессор А.И. Пригожин.
Сначала
определяется главная (генеральная) цель,
но и она становится многоцелевой,
формируется иерархическая
В целеполагании всегда возникает задача: свести множество возникающих целей к минимуму, из минимума выбрать главную, приоритетную цель, исключить из веера целей те, которые выступают как средство достижения других целей или не влияют на выбор альтернатив.
При определении целей важно точно установить, какой именно результат и какими средствами предполагается его получить при их достижении, а также зафиксировать сроки достижения целей. Главное при определении цели – указать, что и когда, а не почему и как следует ее достичь.
Цель, поставленная перед системой, определяется, как правило, двояким способом. В первом случае цель задается заранее, без предварительного тщательного анализа системы, определения ее возможностей. После того, как цель задана, оцениваются возможности системы и намечаются меры, действия по ее достижению. Часто под заданную цель заново создаются соответствующая система и органы управления. Во втором – цель выводится из данного состояния системы и выступает как ожидаемый к определенному времени результат, как будущее желаемое состояние системы. Здесь также проводится предварительный анализ состояния системы, ее реальных возможностей, на основе чего и определяется цель.
После того, как цель поставлена, возможности и ресурсы системы переоцениваются теперь уже с позиций цели. Учитываются и мобилизуются те из них, которые в наибольшей степени способствуют ее достижению.
Подход к цели может осуществляться с позиций ее приемлемости, оптимальности и приспособленности (адаптации) к некоему запрограммированному результату.
В условиях, когда нет ни достаточных ресурсов, ни информации, ни времени для постановки оптимальной цели, ставится приемлемая в рамках существующих возможностей цель. Здесь цель выражает стремление органов управления улучшить состояние дела, устранить недостатки без особых преобразований системы и использования сверхнормативных дополнительных ресурсов. Такого рода приемлемые цели ставятся в повседневной практике управления.
Сложнее дело обстоит с оптимизационным подходом к постановке цели. Здесь цель определяется тоже на основе анализа данного состояния системы, возможностей и ресурсов. Однако предусматривается их наиболее эффективное использование с тем чтобы усовершенствовать функционирование системы, обеспечить ее развитие, переход в более высокое состояние. При оптимизации используется метод моделирования, причем цель выступает как некая идеальная модель будущего состояния системы, рассчитанного с учетом не только имеющихся ресурсов, но и возможного ввода дополнительных ресурсов.
Информация о работе Целепологание в управленческой деятельности