Содержательные теории мотивации и их применение в практике менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что она позволяет раскрыть базисный этап эволюции развития теорий мотивации. С теоретической стороны мотивация это четкий и стратегически выбранный план. Грамотное применение теоретических знаний в этой области на практике позволит руководителю через эффективную мотивацию быстро и рационально достичь целей, стоящих перед организацией, и, при прочих равных условиях, обеспечить ей конкурентное преимущество.
Цель исследования – исследование возможностей использования содержательных теорий мотивации в практике.

Файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 225.48 Кб (Скачать)

По состоянию на 1 января 2011 года система райпо имеет следующую структуру управления:

-Правление райпо

-Частное унитарное предприятие  « Ганцевичский Коопторг»

Структура управления Ганцевичского райпо по состоянию на 01.01.2011 года представлена на рисунке 2.1:


 

 



 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Структура Ганцевичского

райпо на 01.01.2011 года

П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка

 

Роль райпо на потребительском  рынке – максимальное обеспечение  обслуживаемого населения товарами отечественных производителей, продвижением товаров от поставщиков к конечному  потребителю.

Основными задачами райпо являются:

  • организация розничной торговли и общественного питания для обеспечения пайщиков и населения товарами народного потребления;
  • закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
  • производство и реализацию пищевых продуктов, непродовольственных товаров;
  • оказание платных услуг населению;
  • укрепление и развитие материально-технической базы всех отраслей  деятельности;
  • организация пропаганды кооперативного движения;
  • эффективное ведение кооперативного хозяйства;
  • сохранность кооперативной собственности;
  • внедрение научно-технического прогресса и передового опыта;
  • изучение состояния рынка товаров, работ и услуг, платежеспособного спроса населения;
  • решение вопросов социального развития, подготовки и переподготовки  кадров.

В Ганцевичском райпо заключен «Единый коллективный договор между Ганцевичским районным потребительским обществом и объединенной организацией профсоюза Ганцевичского районного потребительского общества на 2010-2011г.г.». Этот договор является локальным нормативным правовым актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками.

Постановлением правления утверждены Ганцевичским райпо и согласованы с профсоюзным комитетом «Правила внутреннего трудового распорядка» от января 2009 года. Настоящие правила имеют целью обеспечение труда, укрепление его дисциплины, рациональное использование рабочего времени, улучшение качества работ, содействие росту производительности труда. Утвержденные правила внутреннего распорядка обязательны как для работников, так и для нанимателей.

Организация как процесс  представляет собой функцию по координации  многих задач. Чтобы данный процесс  был успешным, необходима соответствующая  целям и задачам грамотно построенная  организационная структура. В райпо действует линейно-функциональная организационная структура. (Приложение А)

В Ганцевичском райпо разрабатываются и устанавливаются должностные инструкции, где указываются должностные обязанности, функции, ответственность, права определенных должностных лиц.

Так же, как и во всех организациях в Ганцевичском райпо проводят первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Сильными сторонами деятельности райпо является:

- наличие своего устоявшегося  сегмента рынка, который представлен потребителем с различным уровнем доходов;

- использование в райпо разнообразных методов розничной продажи, а также оказания своим пайщикам услуг;

- расширение ассортимента  и улучшение качества предлагаемых  товаров;

- увеличение объемов розничного  и заготовительного оборота.

Слабыми сторонами деятельности райпо является:

- райпо обслуживает в большинстве сельское население, покупательская способность которого значительно ниже городского населения;

- отсутствие отдела маркетинга;

- отсутствует база данных, которую можно непосредственно использовать для анализа рыночной ситуации;

- отсутствие программного  обеспечения для своевременного  учета и контроля за поступлением и остатками товаров, распределением по торговым точкам, формирования доходов, 

- материально-техническая база устарела физически и морально;

- рекламные мероприятия  почти отсутствуют, не используется  реклама по телевидению.

 

 

2.2 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности Ганцевичского райпо

 

 

Итогом финансово-хозяйственной  деятельности потребительской кооперации райпо за 2010 год явился положительный  финансовый результат в сумме 535 млн. руб.

По состоянию на 01.01.2011 года по системе райпо образовался  недостаток собственных оборотных средств на сумму 1116 млн. рублей.

Финансовое состояние  райпо стабильное, что подтверждают данные представленные в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 – Финансовое состояние предприятия за 2008-2010 гг.

Наименование показателей

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Норматив

коэффициента

1. Коэффициент текущей   ликвидности, %

0,913

0,891

0,994

1,2

2. Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами, %

-0,323

-0,192

-0,152

0,15

3. Коэффициент обеспеченности  финансовых обязательств активами, %

0,526

0,549

0,512

не более 0,85


П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка

 

Из приведенной таблицы  видно, что коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами находится  в пределах нормативного. Коэффициент текущей ликвидности в целом по системе райпо за 2010 г. составил 0,994 , что на 0,103 прошлого года. Это показывает успешное функционирование райпо, способность погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в анализируемом периоде отрицателен. Это указывает на неудовлетворительное финансовое положение.[10, с.211]

Эффективность осуществления  деятельности предприятия оценивается  с помощью экономических показателей, которые сведены в таблицу 2.2.

 

Таблица 2.2 - Экономические показатели Ганцевичского райпо (млн. руб.)

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абсолютное изменение

2009/2008

2010/2009

1. Выручка от реализации

35877

40572

49826

+4695

+9254

2. Себестоимость работ

28035

31477

38541

+3442

+7064

3. Налоги, исключаемые из  выручки

6318

7181

8430

+863

+1249

4. Прибыль от реализации  продукции, работ, услуг

483

571

875

+88

+304

5. Итоговая прибыль

494

624

907

+130

+283

6. Налоги, сборы и платежи  из прибыли

252

286

354

+34

+68

7. Чистая прибыль

242

338

553

+96

+215

8. Рентабельность реализованной  продукции, %

1,36

1,43

1,79

+0,07

+0,36


П р и м е ч а н и е - Источник: на основе отчетности предприятия

 

Рентабельность реализованной продукции составила 1,79% при плановом задании не менее 1,6%. Прибыль от реализации по состоянию с предыдущим периодом увеличилась на 304 млн. руб. и составила 875 млн. руб.

Работа деятельности райпо  за 2008-2010г.г. характеризуется следующими показателями [таблица 2.3]:

- темп роста общего  объема розничного товарооборота  в сопоставимых ценах: 2008г. - 123,0%; 2009г. - 100%; 2010г. - 110,5%;

-темп роста оборота общественного питания: 2008г. - 117,4%; 2009г. - 102,2%; 2010г. - 122,2%;

- объем реализации продукции  собственного производства: 2008г. - 123,6%; 2009г. - 108,5%; 2010г. - 114,1%;

- заготовительный оборот: закуп у населения 2008г. - 129,2%; 2009г. - 120,2%; 2010г. - 118,7%;

- производство товаров народного потребления: 2008г. - 128,0%; 2009г. - 123,6%; 2010г. - 136,3%;

- оказание платных услуг  населению: 2008г. - 133,2%; 2009г. - 139%; 2010г. - 131,1%;

- внешнеторговый оборот: 2008 г. - 148,3%; 2009г. - 88,8%; 2010г. - 194,2%;

- в том числе экспорт  продукции: 2008г. - 142,9%; 2009г. - 92,3%; 2010г. - 194,2%.

 Удельный вес реализации непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота составил: 2008 г. - 24,3%; 2009г - 23,1%; 2010г - 23,16 % .

 

Таблица 2.3 - Основные показатели деятельности Ганцевичского райпо

Наименование  показателя

Ед. изм.

2008 год

2009 год

2010 год

Весь валовой товарооборот торговли и общественного питания

млн.руб.

38 379,0

43 072,0

51 531,0

Весь розничный товарооборот торговли и общественного питания

млн.руб.

36 614,0

41 089,0

49 404,0

темп роста  в действ.ценах

%

140,2

112,2

120,2

темп роста  в сопост. ценах

%

122,9

100,0

110,5

Оборот собственной продукции  общественного питания

млн.руб.

1 581,0

1 929,0

2 397,0

темп роста  в действ.ценах

%

143,9

122,0

124,3

темп роста  в сопост. ценах

%

123,6

108,4

114,1

Заготовительный оборот - всего

млн.руб.

3 199,0

2 958,0

5 040,0

темп роста  в действ.ценах

%

151,3

92,5

170,4

темп роста  в сопост. ценах

%

127,9

129,2

116,4

Реализация с/x продукции

млн.руб.

3 359,0

3 845,0

5 384,0

темп роста  в сопост. ценах

%

157,2

114,5

140,0

Производство потребительских  товаров

млн.руб.

1 732,7

2 092,4

3 491,3

темп роста  в сопост. ценах

%

128,0

123,6

136,3

Платные услуги

млн.руб.

88,7

144,9

199,0

темп роста  в действ.ценах

%

149,6

163,4

137,3

темп роста  в сопост. ценах

–"–

135,3

137,4

130,9

Внешнеторговый оборот, всего

тыс.долл США

398,4

351,5

682,3

темп роста 

%

147,0

88,2

88,2

в том числе:

       

экспорт

тыс.долл США

383,9

351,5

682,3

Окончание таблицы 2.3

Наименование  показателя

Ед. изм.

2008 год

2009 год

2010 год

темп роста 

%

141,7

92,6

194,1


П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка

 

По состоянию на 01.01.2011 Ганцевичское райпо имеет:

- уставный  фонд – 2,0 млн. руб.

- паевой фонд – 191,0 млн. руб.

Материально-техническая  база райпо представлена в основном зданиями и сооружениями, удельный вес которых в стоимости основных фондов занимает 80,0%. Доля активной части основных средств составляет 14,5%.

Износ основных средств составляет 48,8%.

На протяжении последних лет райпо работает с положительным финансовым результатом: 2008г. – 237 млн. руб. прибыли, 2009г - 326 млн. руб., 2010г -535 млн. руб.

Недостаток собственных оборотных средств на 01.01 2009г. – 1648 млн. руб., на 1.01.2010г-1243 млн. руб., на 1.01.2011г-1116 млн. руб.

Уровень валовых доходов  составил:

- в торговле: 2008г. - 17,58 %; 2009г - 17,65%; в 2010г. – 17,41%

- в общественном питании: 2008г. - 25,97%, 2009г. - 24,99%, 2010г. - 25,92%

- в заготовках: 2008г. - 18,79%, 2009г. - 20,08%, 2010 г. - 22,31

Уровень расходов на реализацию составил:

- в торговле: 2008г. - 16,78 %, 2009г. - 17,26%, 2010г. – 16,69%

- в общественном питании: 2008г. - 27,39%, 2009г. - 28,89%, 2010г. – 29,33 %

- в заготовках: 2008г. - 16,55%, 2009г - 15,6%, 2010г - 19,48%

За счет прибыльной работы наблюдается рост коэффициента текущей ликвидности. По состоянию на 01.01.2010г. коэффициент текущей ликвидности составил 0,891, на 01.01.2011г. - 1,009.

 

 

2.3 Анализ эффективности  мотивации персонала райпо

 

 

Несмотря на теоретические  изыскания – измерение мотивации  это сложная методическая проблема. И это можно сравнить с измерением «неизмеримого». Параметрами являются как оценки работников, так и конкретные измеряемые результаты, связанные с  трудовым поведением и эффективностью труда.

Для анализа существующей системы стимулирования труда  в  райпо воспользуемся анализом, предполагающей изучение нормативных документов и конкретных технико-экономических показателей деятельности предприятия за 2008-2010 гг.

Согласно «Положению об оплате труда работников Ганцевичского  райпо» организация оплаты труда  производиться по следующему принципу:

Заработная плата начисляется  за выполненную работу (отработанное время) по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам.

Тарифная часть заработной платы работников организаций состоит  из тарифных ставок рабочих, должностных  окладов служащих.

Тарифные ставки и должностные  оклады работников рассчитываются исходя из тарифной ставки первого разряда, установленной в организации  и тарифных коэффициентов (кратных  размеров тарифной ставки первого разряда) ЕТС работников Республики Беларусь, установленных с учетом конкретных профессионально-квалификационных категорий  и разрядов работников. Оплата труда работников организации производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (должностных окладов).

Информация о работе Содержательные теории мотивации и их применение в практике менеджмента