Содержательные теории мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

Такую характеристику, возможно, получить только на основе анализа использования методов стимулирования и выявление наиболее эффективных форм мотивации труда для повышения заинтересованности персонала в работе предприятия.
Актуальность данного исследования, заключается в исключительно важной проблеме мотивации и стимулирования деятельности персонала современного предприятия в формирующейся рыночной экономики.
В данной работе будет обращено внимание на:
раскрытие теоретических подходов к проблеме мотивации деятельности кадров;
рассмотрение современных форм и методов стимулирования труда на предприятии

Файлы: 1 файл

Менеджмен.docx

— 76.85 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень  требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом. 

В этих условиях перед менеджерами  предприятий встает ряд вопросов:

  • какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия;
  • как рационально организовать финансовую деятельность предприятия;
  • как максимально повысить эффективность управления трудовыми ресурсами и др.

 

 Эти задачи не могут быть эффективно реализованы без создания действенных  стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной. 

В последнее время наблюдается  тенденция снижения интереса и внимания к проблемам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой активности, хотя оценка состояния дел в сфере труда - необходимое условие правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по оздоровлению экономики. 

Кризис сферы труда  привел к деформированному поведению  персонала в сфере производства. Основная особенность работников в  том, что кроме выполнения производственных функций, они являются активной составляющей производственного процесса. Работники могут способствовать росту эффективности производства, могут относиться безразлично к результатам деятельности предприятия, на котором работают, а могут противодействовать нововведениям, если они нарушают привычный для них ритм работы. 

Для того чтобы успешно  управлять персоналом, необходимо четко  представлять основные механизмы и закономерности, по которым осуществляется работа с кадрами, на что нужно обратить внимание, иными словами руководителю необходимо владеть современными технологиями управления трудовыми ресурсами. 

Судя по общему кризису  экономики на отечественных предприятиях эффективность работы с персоналом недостаточна. При командно-административном управлении работе с кадрами не уделялось должного внимания. В условиях рыночной экономики такой подход не оправдан и чреват тяжелыми последствиями для предприятия.  

Одной из основных проблем  современной кадровой работы является проблема эффективной мотивации трудовой деятельности.

Мотивация труда формируется  еще до начала профессиональной трудовой деятельности, в процессе социализации индивидуума путем усвоения им ценностей и норм трудовой морали и этики, а также посредством личного участия в трудовой деятельности в рамках семьи и школы. В это время закладываются основы отношения к труду как ценности, и формируется система ценностей самого труда, развиваются трудовые качества личности: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, инициативность и т.д., приобретаются первичные трудовые навыки. 

Мотивация труда - важнейший  фактор результативности работы, и  в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т.е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность. Трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала и личностного (мотивационного) потенциала. 

Для эффективного функционирования любой организации, необходимо, чтобы  было выполнено одно важное условие - обеспечено использование каждого работника во всём многообразии проявления психофизиологического и мотивационного потенциалов. 

В исследованиях современных  зарубежных менеджеров таких как Десслер Г. и Якокка Л. и отечественных учёных Егоршина А.П. и Одегова Ю.Г. понятие мотивации и стимулирования идентичны и можно утверждать, что основная роль в деле стимулирования труда, а значит, в четком и бесперебойном функционировании мотивации, принадлежит определённым кадровым механизмам, которыми в совершенстве должен владеть руководитель.  

Для управления активизацией персонала необходимо постоянно  контролировать процесс использования методов стимулирования на предприятии. Руководитель, который хочет управлять не «на ощупь», а делать это экономически грамотно, должен постоянно иметь перед собой точную характеристику производственных взаимоотношений на предприятии. 

Такую характеристику, возможно, получить только на основе анализа  использования методов стимулирования и выявление наиболее эффективных форм мотивации труда для повышения заинтересованности персонала в работе предприятия. 

Актуальность данного  исследования, заключается в исключительно  важной проблеме мотивации и стимулирования деятельности персонала современного предприятия в формирующейся рыночной экономики.

В данной работе будет обращено внимание на:

  • раскрытие теоретических подходов к проблеме мотивации деятельности кадров;
  • рассмотрение современных форм и методов стимулирования труда на предприятии

 

    1. Мотивация

 

Мотивация персонала в  любом обществе и экономической  системе носит сущностный характер и предопределяет экономику в обществе и уровень его благосостояния. 

Мотивация представляет собой  процесс создания системы условий  или мотивов, оказывающих воздействие  на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей. 

Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно  связаны со средой жизнедеятельности. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов.

Под мотивами понимаются причины  поведения человека, вследствие которых  он поступает и действует именно так, а не иначе. Поэтому мотивы и рассматриваются как причины, определяющие выбор, направленность поведения. Деятельность человека побуждается, как правило, не одним, а многими мотивами, поэтому они могут находиться между собой в различных отношениях. В основе того или иного поступка может лежать борьба поступков, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделится основной или ведущий мотив, подчиняющий себе другие. 

Мотивы могут быть внутренними  и внешними; последние обусловлены  стремлением человека обладать какими - то не принадлежащими ему объектами или, наоборот - избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а следовательно стремление от него избавиться.

 

 

 Мотивы формируются, если:

  • в распоряжении общества имеется необходимый набор благ, соответствующих социально обусловленным потребностям человека;
  • для получения этих благ необходимы трудовые усилия человека;
  • трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем любые другие виды деятельности.

 

 Основными задачами мотивации являются:

  • признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности;
  • демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда;
  • популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание;
  • применение различных форм признания заслуг;
  • поднятия морального состояния через соответствующую форму признания;
  • обеспечение процесса повышения трудовой активности, являющегося целью руководства.

 

 Суть эффективной мотивации  заключается в создании критериальных условий, которые призваны всесторонне регулировать трудовые отношения, представленные в виде основных теорий мотивации.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей рассматривают современные  теории мотивации, подразделяя их на две группы: содержательные и процессуальные.

Содержательные - основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать.

 

Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

  • теория потребностей Маслоу;
  • теория приобретённых потребностей МакКлелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

 

    1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

 

Широко известную сегодня  теорию иерархии потребностей в 1943 г. разработал американский врач-психолог А. Маслоу. Эта теория содержит такие идеи:

• человек постоянно испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей, которые объединяются в группы и образуют иерархию;

• потребности, которые не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей;

• обычно человек ощущает  одновременно несколько потребно­стей, находящихся в комплексном взаимодействии; если одна потребность удовлетворяется, на ее место встает другая;

• потребности более низкого  уровня требуют первостепенного  удовлетворения, а потребности более высокого уровня начина­ют активно влиять на человека после того, как в общем удов­летворены потребности более низкого уровня;

• потребности более высокого уровня могут быть удовлетво­рены бльшим количеством способов, чем потребности более низкого уровня.

Согласно теории А. Маслоу, существует пять групп потребностей (рис.1).

 

1. Физиологические потребности  — в пище, воде, воздухе, убе­жище, сексе, т. е. те, которые человек должен удовлетворять для под­держания своего организма в жизнедеятельном состоянии. Такие потребности в значительной мере связаны с физиологией человека.

Люди, которые работают в  основном для того, чтобы удовлетво­рять физиологические потребности, мало интересуются содержанием работы. Они концентрируют внимание на оплате, условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т. п.

Для управления такими людьми необходимо, чтобы небольшая заработная плата обеспечивала им выживание  и рабочие условия не слишком усложняли жизнь.

 

2. Потребности в защищенности  и безопасности связаны со  стремлением и желанием человека  находиться в стабильном и  безопасном состоянии, защищающем  от страха, боли, болезней и других  страданий, которые может принести ему жизнь.

Люди, испытывающие подобные потребности, стремятся избегать волнительных ситуаций; они любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Такие люди оценивают свою работу прежде всего с точ­ки зрения обеспечения им стабильного существования в настоящем и будущем. Для них важны гарантии стабильной работы, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания. Они стремятся застрахо­ваться в прямом и переносном смысле от возможных неблагоприят­ных событий и изменений с помощью обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избе­гать риска, внут-ренне противятся изменениям и преобразованиям.

Для управления такими людьми следует создавать ясную и  надеж­ную систему со-циального страхования, применять понятные и спра­ведливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискован­ных решений и совершению рискованных действий.

 

 

Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

3. Потребности 6 принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в совместных действиях; он хочет дружбы, люб­ви, а также быть членом каких-то объединений, участвовать в обще­ственных мероприятиях и т. п. Все эти стремления составляют груп­пу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека эти потребности являются ведущими, он рассматривает свою работу как принадлежность к коллективу, возможность установить хорошие и дружеские отношения с коллегами.

По отношению к таким  работникам руководство должно осущест­вляться в форме дружеского партнерства. Для них надо создавать условия для общения на работе. Хорошие результаты дают группо­вая форма организации труда и групповые мероприятия, выходящие за рабочие рамки, напоминания работникам о том, как их ценят кол­леги по работе.

 

4. Потребности в признании  и уважении отражают желание  лю­дей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважаютза это.

Люди, испытывающие сильное  влияние данной потребности, стре­мятся к лидерскому положению либо к положению признанного ав­торитета при решении задач. Управляя такими людьми, надо исполь­зовать различные формы морального поощрения, признавать их заслуги. Для этого могут быть полезны присвоение титулов и званий, освещение в прессе и упоминание руководством в публичных выступ­лениях их заслуг, вручение различных наград и т. п.

 

5. Потребности в самовыражении  проявляются в стремлении человека  к наиболее полному использованию  своих знаний, способ­ностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте, поли­тике и т. п.

Данные потребности в  гораздо большей степени, чем  другие, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с этой потребностью открыты  к восприятию себя и окружения, они созидательны и независимы.

При управлении такими людьми надо стремиться давать им ори­гинальные задания, позволяющие максимально реализовать их спо­собности, предоставлять свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидатель-ности.

Информация о работе Содержательные теории мотивации