Теория и практика развития менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 04:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - на основании литературных источников изучить теорию и практику развития менеджмента в России.
Данная тема актуальна для изучения, так как теория развития менеджмента является фундаментальным началом становления менеджмента как науки, которая в свою очередь пришла несколько этапов развития и способствовала образованию школ менеджмента.

Файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 131.30 Кб (Скачать)

Введение

Управление появилось  с людьми, с образованием человеческого  общества. Управление выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе развития и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве.

В отдельную науку управление организацией (менеджмент) выделилось относительно недавно. Чтобы лучше понять активно развивающееся новое и сложное социальное явление как, менеджмент, мы рассмотрим развитие теории и практики менеджмента в разрезе исторических периодов.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели и стратегия – меняются конкретные задачи – меняются организация и методы управления. В отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, менеджмент включает в себя постоянное обновление. Историческая периодизация менеджмента подтверждает и показывает зависимость его развития от внешних условий, и прежде всего от исторического этапа развития общества. Этим обусловлена необходимость рассмотрения эволюции теории и практики менеджмента.

Цель данной работы - на основании  литературных источников изучить теорию и практику развития менеджмента  в России.

Данная тема актуальна  для изучения, так как теория развития менеджмента является фундаментальным началом становления менеджмента как науки, которая в свою очередь пришла несколько этапов развития и способствовала образованию школ менеджмента.

Объектом исследования является предприятие ООО «Амур-Аудит»

 

 

         Задачи курсовой работы:

  1. Изучить основные этапы становления менеджмента
  2. Изучить школы менеджмента
  3. Применить изученную теорию на конкретном предприятии:
      1. Рассмотреть возможные модели по подготовке и реализаци управленческих решений на примере предприятия ООО «Амур-Аудит»
      2. Изучить основные технико-экономические показатели предприятия ООО «Амур-Аудит»;
      3. произвести анализ эффективности данного деятельности предприятия и рассчитать экономическую эффективность выбранного варианта управленческого решения.

          В литературе менеджмент определяется  как управление производством,  система методов, принципов, средств  и форм управления, разработанных  и применяемых в развитых странах  для повышения эффективности  производства или иной общественной деятельности.

Как известно, рыночные отношения  в нашей стране на протяжении всей ее истории вплоть до сегодняшнего дня были развиты очень слабо, а в период 1930--1990-х гг. полностью  отсутствовали. Это же можно сказать  и о самостоятельных хозяйствующих субъектах. Таким образом, необходимых предпосылок для развития теории и практики менеджмента в России не было.

          Однако необходимость координировать производственные процессы и деятельность людей существует в любых условиях - будь то рынок, или командно-административная система, а, следовательно, имеют место и определенные общие моменты, без которых не может обойтись никакое управление. Именно на этих моментах сосредоточивали свое внимание отечественные специалисты, игнорировать их вклад в копилку достижений мировой управленческой мысли было бы недопустимо.

 

1. Теоритическая  часть

1.1 Основные этапы развития менеджмента

Рассматривая этапы развития теории и практики менеджмента выделяют несколько основных исторических периодов.

I период – древний. Это наиболее длительный период, он продолжался приблизительно с 7-9 тысячелетия до н.э. и до XVIII века нашей эры.

Вся история человечества – это и история управления. Создание письменности древними шумерами за 3000 лет до нашей эры позволило регистрировать факты – необходимое условие управления. Древние египтяне, а позже – китайцы, не только признали необходимость управления, но и реально осуществляли его основные функции – планирование, организацию, мотивацию, учет, контроль. У древних греков (Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель) находим формулировку принципа универсальности управления. Они рассматривали управление как особый вид искусства. Кратко рассмотрим их достижения.

Сократ одним из первых дал характеристику управления как  особой сферы деятельности, проанализировал различные формы управления на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон дал классификацию  форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов  управления.

Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками

В XVI-XVII столетиях содержание управления организациями уже исследуется по ряду направлений.

II период – индустриальный период (1776-189гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту. Он считается специалистом в области труда, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся в настоящее  время направлений и школ менеджмента  оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации и управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

III период – период систематизации (1856-1960гг.). Наука об управлении находится в постоянном движении, формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат. В течении времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на учение сил управления, действующих в их окружении. Искались новые, белее систематизированные подходы к управлению.

Качественные изменения  в самих организациях – их структуре, масштабах, а также развитие взаимосвязей с внешней средой явились и рубежом формирования современного менеджмента в его нынешнем понимании.

 

1.2 Школы менеджмента (формирование, развитие, содержание)

Теория менеджмента характеризуется  большим количеством различных  школ, теоретических и практических подходов, которые достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки  зрения по этим вопросам. В самом  общем виде, как правило, выделяют школу научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон), классическую или административно-функциональную школу управления, (А. Файоль, М. Вебер), школу человеческих отношений (Э. Мейо, А. Маслоу), школу науки управления (П. Друкер и др.).

Характерной особенностью развития теории и практики менеджмента является то, что она строится не на отрицании  предыдущих исследований, а на основе ранее созданных подходов, развивая и дополняя их, открывая новые аспекты управленческой деятельности. Таким образом, формируется «Пирамида теории менеджмента» в основании, которой лежит Школа научного управления, а на вершине – Школа спортивных аналогий. «Пирамида теории менеджмента представлена на рис. 1

 

Школа научного менеджмента

Административно-функциональная школа

Школа человеческих отношений

Школа науки управления

Школа спортивных аналогий

Рис. 1 Пирамида теории менеджмента


Рассмотрим названные школы  подробнее.

 

1.3 Школа научного менеджмента, тейлоризм

Фундамент современного менеджмента  был заложен основателями школы научного менеджмента Фредериком Тэйлором (1856—1915), супругами Фрэнком (1868–1924) и Лилиан (1878-1972) Гилбрет (Gilbreth), Гаррингтоном Эмерсоном (1853-1931).

Школа научного управления (1885-1920). Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической системой управления Ф. Тейлора (1856-1915), который и является её основателем. Проводя параллель, можно сказать, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора – всему последующему менеджменту. П. Друкер писал: «Тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину».

 

1.4 Административно-функциональная (классическая) школа

Основатели: Гаррингтон Эмерсон (1853-1931), Анри Файоль (1841-1925), Макс Вебер (1864 – 1920) и другие.

Развитие административной школы происходило по двум направлениям: рационализация производства и исследование проблем управления. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.

 

1.5 Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Основатели школы человеческих отношений: Мэри Паркер Фоллет (1868-1933), Элтон Мейо (1880—1949), Дуглас Мак-Грегор (1906-1964) и школы поведенческих наук: Джэкоб Л. Морено, Курт Левин (1890—1947), Абрахам Маслоу (Маслов, 1908 – 1970).

Школа человеческих отношений (1930-1950) и поведенческих наук (1930 – по настоящее время). На рубеже тридцатых годов в США стали формироваться предпосылки, приведшие позже к качественно иной ситуации в менеджменте. В условиях перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость в поиске новых форм управления, более чутких к человеческому фактору. Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже тридцатых годов, ознаменовавшихся появлением школы человеческих отношений. В её основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении).

1.6 Математическая школа управления

Математическая школа  управления (1950 – по настоящее время). Математическая школа управления (иногда её называют теорией количественных методов менеджмента) зародилась в начале 40-х годов, и прежде всего в управлении войсками во время Второй мировой войны. Затем опробованные количественные методы были перенесены на управление гражданскими организациями. Многие фирмы начали использовать некоторые математические инструменты при найме служащих, расстановке оборудования на производственных площадях, планировании складских операций. То есть математика носила прикладной характер в некоторых областях менеджмента.

1.7 Школа спортивных аналогий

Школа спортивных аналогий (спортинг) берет свое начало от отца научного менеджмента Фредерика Тейлора, который занимался спортом и даже выиграл в молодости теннисные соревнования в парном разряде (аналог современного «US Open»), а в зрелом возросте занимался активной пропагандой гольфа. Он одним из первых обратил внимание на различное отношение работников к спортивной и трудовой деятельности. Однако теоретическое осмысление и практическое использование спортивных аналогий получило свое развитие только с 70-х годов ХХ века.

 

1.8 Менеджмент на современном этапе

Теория и практика управления продолжают развиваться. Укажем две  «точки роста».

Интенсивно ведутся работы по теории активных систем, согласно которой участники системы не просто реагируют на управляющие воздействия, но сами проявляют активность. Модель активной системы определяется заданием, в частности, множеств допустимых действий участников этой системы – управляющих органов и управляемых субъектов, их целевых функций и той информации, которой они обладают на момент принятия решений. При классификации задач управления в организационных системах естественно исходит из того, какая компонента управляемой системы целенаправленно меняется. Выделяют институциональное управление (изменение множеств допустимых действий), мотивационное управление (изменение целевых функций), информационное управление (изменение объемов информации, которую участники системы используют при принятии решений).

В нашей стране бурно развивается  теория и практика контроллинга. Так называют современную концепцию системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное существование. Методы контроллинга – это методы информационно-аналитической поддержки принятия решений на предприятии (в организации). В последние годы создано Общество контроллеров и журнал «Контроллинг», начата подготовка специалистов по контроллингу.

 

 

 

 

2. Практическая часть

2.1 Основные технико-экономические показатели предприятия ООО «Амур-Аудит»

Для проведения анализа возможности  организации нового малого предприятия  на базе предприятия ООО «Амур-Аудит» необходимо всесторонне изучить  это базовое предприятие для  принятия решения о его текущем  положении дел и имеющегося потенциала по расширению своей сферы деятельности. Для начала надо описать количество работников в ООО «Амур-Аудит» согласно штатному расписанию, в том числе  по отдельным категориям. Это позволит оценить кадровый потенциал ООО  «Амур-Аудит» (смотри таблицу 2.1).

Таблица 2.1

Трудовой коллектив  ООО «Амур-Аудит»

 ПОКАЗАТЕЛЬ

2002год

2003год

2004

год

Темп роста 2003 к 2002г.

Темп роста 2004 к 2003г.

Число работников всего, чел.

30

40

49

1,33

1,23

в том числе:

         

– руководящий персонал

5

5

5

1

1

– работники отделов

18

26

32

1,47

1,24

– обслуживающий персонал

7

9

12

1,28

1,33

Фонд з/п работников всего, тыс. р.

879

1803

3568

2,05

1,98

в том числе:

         

– руководящего персонала, тыс. р.

243

389

745

1,61

1,92

– работников отделов, тыс. р.

506

1158

2325

2,29

2,01

– обслуживающего персонала, тыс. р.

130

256

498

1,97

1,93

Среднемесячная з/п рабочих всего, р.

2442

3756

6068

1,54

1,62

в том числе:

         

– руководящего персонала, р.

3375

5452

10347

1,60

1,91

– работников отделов, р.

2481

3863

6250

1,55

1,62

– обслуживающего персонала, р.

1540

2378

3458

1,53

1,46

Информация о работе Теория и практика развития менеджмента в России