Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:32, доклад
С середины 17в. в России начинается период бурного развития сословно-представительной монархии, которая образовалась в 15в. в связи с привлечением к местному управлению на присоединяемых к Московскому государству территориях представителей земель и княжеств. К началу 18в. процесс централизации в России завершается. Характерным для этого периода являлось зарождение внутри феодального общества новых, буржуазных связей, выделение
Развитие менеджмента в России в XVII в.
Начало развития менеджмента
в России было положено в XVII в., когда
начался процесс слияния
С середины 17в. в России начинается
период бурного развития сословно-представительной
монархии, которая образовалась в 15в.
в связи с привлечением к местному
управлению на присоединяемых к Московскому
государству территориях
В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин.
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680)-происходил из семьи небогатого псковского дворянина. Он получил хорошее образование, знал несколько иностранных языков, изучал математику. Успешно выполнял с молодых лет отдельные ответственные дипломатические поручения еще при царе Михаиле Федоровиче, быстро продвинулся на руководящие посты в местном и государственном управлении. За свои дипломатические заслуги О-Н был возведен в боярское звание, назначен главным управителем Псковского приказа и руководителем нескольских других учреждений. В период своей деятельности в руководстве страны он провел ряд важных мероприятий в области гос.управления, промышленности, внутренней и внешней торговли. Его идеи в области управления на общегосударственном и местном уровне и конкретные предложения по устранению недостатков.
Сторонник укрепления централизованного
аппарата государственного управления,
выступал протии боярского местничества,
за улучшение организации
1)сделала попытку ввести городское самоуправление в приграничных городах России;
2)рассматривал народное хозяйство как систему взаимосвязанных отраслей, как единое целое; это заметно отличало его от других экономистов, которые главным образом сосредоточивали свое внимание на отдельных вопросах или отраслях н/х;
3)против узкого понимания экономической роли государства (как фискального института);
4)за активное вмешательство государства в экономику, активно заботился о частном предпринимательстве, думал об управлении не только на государственном уровне, но и на уровне предприятия;
5)важный источник дохода государственной казны- торговля, поэтому предлагал уменьшить пошлины;
6)разработал систему регламентации денежного обращения для привлечения в страну благородных металлов (2/3 проданных товаров можно обменивать на другие товары (бартер), а 1/3-должна быть оплачена благородными металлами,), обмен драгоценных металлов приносил значительный доход государственной казне;
7)думал о качестве товара , привозимого в Россию, на качественном должно быть клеймо, удостоверяющего качество.
Основное препятствие развитие промышленности Ордин-Нащокин считал отсутствие системы государственного управления и ограничения предпринимательской деятельности, которой необходимо оказать государственную помощь и предоставить свободу деятельности. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического менеджмента.
Особую эпоху в развитии
российского менеджмента
Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инструкции и контроль
за их исполнением - регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент. Таким образом, развитие менеджмента в России происходило на государственном уровне.
Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726).. Основной труд- «Книга о скупости и богатстве». Многие мысли опередили свое время. Он считал возможным разделить крестьянские и помещичьи земли и точно определить размеры крестьянской повинности. И лишь спустя десятилетия правительство при Екатерине 2 сделало робкую попытку ограничить число барщинных дней. Известный историк 19в. Погодин писал: «Многие важные реформы, которые прославили царствование Екатерины 2 и Александра 2 были предложены Посошковым». Он верил в прогресс страны, в счастье народа, пытался стать помощником реформаторов в России.
Программа Посошкова выражала интересы рождающейся торговой и промышленной буржуазии. Посошков был не только экономистом-теоретиком, но и внес вклад в практику совершенствования русских денег, в реорганизацию денежной системы России.
Заслуга Посошкова состоит в том, что он правильно понял современные основные задачи России и боролся за их осуществление. Его волновало морально-нравственное состояние общества. Он утверждал, что только труд и добросовестное исполнение своих обязанностей составляет отличительные качества истинного гражданина. «Работай всей правдой, без лености и без лукавства; не день к вечеру гони, но дело к концу приводи». К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства, казны и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами.
Посошков был сторонником абсолютной монархии и строгой регламентации хозяйственной жизни. Монарх-это православный государь, осуществляющий волю Бога, власть которого имеет божественное происхождение.
Основная управленческая мысль Посошкова как идеолога модели управления полицейским государством заключалась в следующем: «Государство тот же большой дом, где у каждого свои определенные обязанности. И благополучие зависит от согласия всех живущих в нем людей. Правитель- глава дома, отец- «семьи сословий», в месье все должно строиться на повиновении главе. Так и в государстве, все люди должны беспрекословно подчиняться царю».
Развитие управленческой мысли в России в XVIII в. Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.
Таким образом, развитие менеджмента в России происходило на государственном уровне. Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686-1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России
Во второй половине ХVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано « Учреждение для управления губерний Российской империи». В истории XVIII в. заканчивался императрицей Екатериной II. ее «Манифест 1762г.» возвестил о зарождении новой силы, которая впредь будет направлять государственную жизнь России. Она обещала утвердить новые законы, которые определят всем государственным учреждениям пределы их деятельности- как в области реализации внешней, так и внутренней политики. На разработку свода законов ушло 5лет. В начале 1767г. на свет появился знаменитый «Наказ». В «Наказе» 20 основных и 2 дополнительные главы. В основном речь идет о самодержавной власти в России, о подчиненных органах управления, о равенстве, свободе граждан, о ремеслах, торговле. В дополнительных главах- о государственной экономии доходов и расходов. Широту экономических воззрений русской императрицы демонстрирует проводимая ею хозяйственная политика, она заключалась в следующем:
-уничтожение государственных монополий в сфере торговли и промышленности;
-предоставление третьему сословию полной экономической свободы в предпринимательских началах;
-легализация частной
собственности на средства
-переориентация отечественной
промышленности с
-увеличение
емкости внутреннего рынка
Как мы видим развитие менеджмента в России, как государственная управленческая структура зависела от руководителей Российской империи.
Особенности управления экономикой России в XIX в.
К началу XIX в. невозможность управления Государством Российским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью.
Основные преобразования управления экономикой в начале ХIХ в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности. Александр I активно содействовал постановке акционерного дела в России. Так, согласно указу «О даровании купечеству новых выгод» провозглашалась полная поддержка новой форме хозяйствования, устанавливались новые виды частно- коллективных предпринимательских объединений: полное товарищество (семейная фирма), товарищество на вере (с привлечение надежных партнеров со стороны). Русский предприниматель изначально был универсалом. Он держал в руках все нити управления. В семьях, дети с детства приобщались к делам отцов. Затем они постигали премудрости заключения следок, ведения кассовых книг, реализации товара становились деловыми партнерами родителя. Из мелких- в средние, но в большинстве случаев фирмой управлял один человек, который был в семье старшим по своему положению и летам.
Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суды - в ведении Сената, управления государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой.
В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление.
Развитие менеджмента в России в XX в.
В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849-1915) и А.С. Столыпин (1862-1911).
Программа реформ А.С. Столыпина
затрагивала все отрасли
Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917г. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: