Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 06:28, курсовая работа
В настоящее время управление персоналом представляет сложную систему теорий, правил и закономерностей. Изучение этих аспектов имеет огромное значение при выборе тактики и стратегии управления организацией. Персонал в любой организации является ее неотъемлемой частью, организация не может существовать без людей, а как следствие из этого – что-то производить, добиваться своей цели в деятельности. Управление персоналом, прежде всего, базируется на принципах заинтересованности сотрудников организации работать на нее, на достижение неких целей. Именно поэтому сегодня актуально изучение принципов и методов эффективной мотивации персонала. Мы имеем неограниченную свободу в выборе того или иного способа организации управления, но чтобы не повторять ошибки, известные из международного опыта, при выборе основы для создания структуры организации, нужно очень тщательно отнестись к анализу принципов мотивации в управлении.
Введение…………………………………………………….…………....3
Глава 1. Понятие «мотив» и «мотивация»…………………………….5
Глава 2. Основные содержательные теории мотивации…….………..9
2.1 Теории потребностей Маслоу……………………………………...9
2.2 Теория Альдерфера…………………………………………………12
2.3 Теория Макклелланда …………………………………….…………13
2.4 Теория Герцберга……………………………………………………15
2.5 Соотношение различных теорий мотивации……………….……..16
Глава 3. Процессуальные теории мотивации…………………………18
3.1 Теория ожидания…………………………………………….……..18
3.2 Теория справедливости……………………………………………20
3.3 Теория Портера – Лоулера………………………………………………………….21
Глава 4. Пути повышения эффективности мотивации труда…….…24
Заключение………………………………………………………….…..34
Список литературы ……………………………………………….……36
Курсовая работа
По дисциплине «Основы менеджмента»
Тема: «Теория и практика мотивации труда»
Новосибирск
2011
Оглавление.
Введение…………………………………………………….…
Глава 1. Понятие «мотив» и «мотивация»…………………………….5
Глава 2. Основные содержательные теории мотивации…….………..9
2.1 Теории потребностей Маслоу……………………………………...9
2.2 Теория Альдерфера…………………………………
2.3 Теория Макклелланда …………………………………….…………13
2.4 Теория Герцберга……………………………………
2.5 Соотношение различных теорий мотивации……………….……..16
Глава 3. Процессуальные теории мотивации…………………………18
3.1 Теория ожидания………………………………………
3.2 Теория справедливости………………………
3.3 Теория Портера – Лоулера………………………………………………………….
Глава 4. Пути повышения эффективности мотивации труда…….…24
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………….……36
Введение
В настоящее время управление персоналом представляет сложную систему теорий, правил и закономерностей. Изучение этих аспектов имеет огромное значение при выборе тактики и стратегии управления организацией. Персонал в любой организации является ее неотъемлемой частью, организация не может существовать без людей, а как следствие из этого – что-то производить, добиваться своей цели в деятельности. Управление персоналом, прежде всего, базируется на принципах заинтересованности сотрудников организации работать на нее, на достижение неких целей. Именно поэтому сегодня актуально изучение принципов и методов эффективной мотивации персонала. Мы имеем неограниченную свободу в выборе того или иного способа организации управления, но чтобы не повторять ошибки, известные из международного опыта, при выборе основы для создания структуры организации, нужно очень тщательно отнестись к анализу принципов мотивации в управлении.
Объектом исследования в настоящей работе выступает механизм мотивации персонала, так как именно анализ этого механизма дает нам возможности вариации в выборе наиболее эффективной для некой отдельно взятой организации технологии управления. Предметом исследования является влияние механизма мотивации на управление персоналом в целом. Вся система управления организацией строится на стремлении к достижению поставленных целей, а для этого нужна слаженная работа, сотрудничество руководящих органов и рядовых сотрудников, которые и достигаются за счет эффективной мотивации персонала. От степени заинтересованности в выполнении своих обязанностей зависит, прежде всего, производительность труда. Именно система управления отвечает за то, чтобы трудовая деятельность персонала была максимально эффективна для данной организации в конкретных условиях. При этом основным инструментом служит мотивация сотрудников. Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.
В настоящей работе мы начинаем
исследование роли мотивации с анализа
основных теорий мотивации. При этом
внимание уделяется сходству, общим
чертам теорий одной группы. Содержательные
теории мотивации изучают потребности
человека и предлагают их иерархическую
классификацию, позволяющую делать
выводы о механизме мотивации
человека. К этой группе относятся
теория потребностей Маслоу, теория существования,
связи и роста Альдерфера, теория
приобретенных потребностей Макклелланда,
теория двух факторов Герцберга. Процессуальные
теории мотивации анализируют, как
человек соизмеряет потребности
и распределяет усилия для достижения
различных целей и каким
Далее осуществляется переход к путям повышения эффективности мотивации труда, и влияние их на трудовую деятельность.
Глава 1. Понятие «мотив» и «мотивация»
Почему некоторые люди в одних и тех же условиях работают с интересом и удовольствием, а другие ворчат и недовольны? Почему для получения высокого результата одного человека нужно похвалить, а другому больше заплатить? Что движет человеком, что побуждает его к активной деятельности?
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения личных групповых и общественных целей. Также мотивацию можно определить как структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта. Цель – это желаемый продукт деятельности. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Рис. 1. Взаимосвязь понятий мотивации
Мотив – это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда и особенности личности. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.
Мотивация может быть внутренней и внешней (рис. 2).
Рис 2. Виды мотивации
Внутренняя мотивация определяе
Внешняя мотивация может быть трех видов: административная, экономическая и статусная. Административная мотивация означает выполнение работы по команде, приказу, т. е. по прямому принуждению с соответствующими санкциями за нарушение установленных норм. Экономическая мотивация осуществляется через заработную плату, дивиденды и т. п. Статусная мотивация основана на изменении положения (статуса) сотрудника в организации. Чаще всего это связано с местом в иерархии. Статусная мотивация может выражаться также в различных формах общественного признания заслуг сотрудника, его профессионального и морального авторитета. Изменение статуса сотрудника в конечном счете обусловлено результатами его деятельности.
В процессе мотивации выделяют четыре основных этапа.
Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Различают биологические и социальные потребности.
Биологические потребности – это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и другие, необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.
Социальные потребности
– это потребность принадлежать
к роду, национальности, социальной
группе, самовыражаться, строить свою
карьеру, быть признанным и прочее.
Потребности находятся в
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.
Типология мотивации субъекта деятельности, по Лапыгину – Эйдельману, выглядит следующим образом:
Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в.. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы:
Глава 2. Основные содержательные теории мотивации труда
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
А. Маслоу – один из крупных ученых в области мотивации и психологии. Его теория психологии управления включает в себя следующие идеи и предпосылки:
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей (рис. 3).
Потребность
самовыражения
Потребность признания
и уважения
Потребность принадлежности
к социальной группе
Потребность безопасности
Физиологические потребности